ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 года N 99-П

О стратегии развития системы образования Астраханской области на 2009-2012 годы

В целях совершенствования системы образования Астраханской области

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую стратегию развития системы образования Астраханской области на 2009-2012 годы (далее - стратегия).

2. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.):

2.1. В срок до 01.04.2009 разработать и утвердить комплекс мероприятий по реализации стратегии.

2.2. При разработке отраслевых целевых программ включать комплекс мероприятия по обеспечению реализации стратегии.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Астраханской области предусмотреть финансирование из средств местных бюджетов на реализацию проектов стратегии в пределах их компетенции.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Астраханской области от 25.07.2005 N 259-П "О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области" (НГР:RU30000200500363).

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора Астраханской области

К.А.Маркелов

Приложение

к постановлению

Правительства

Астраханской области

от 17.03.2009 N 99-П

Стратегия развития системы образования Астраханской области на 2009-2012 годы

I. Итоги реализации стратегии развития системы образования Астраханской области за период 2005-2008 годов


Важнейшим фактором обеспечения успешности модернизационных процессов в региональной системе образования стала реализация приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области.

Результаты мониторинга реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области, отслеживающего появление системных эффектов, соответствуют данным всероссийских исследований. Общество уверенно отмечает наметившиеся тенденции развития, направленные на повышение качества образования обучающихся, улучшение условий обучения, увеличение доли применения в учебном процессе современных информационных технологий, активизацию работы с общественностью.

Логика приоритетного национального проекта потребовала внедрения принципиально новых финансовых механизмов и новых организационных форм управления в системе общего образования.

Однако необходимо отметить, что решение первоочередных задач, связанных в основном с изменением материальной составляющей и внедрением новых финансово-организационных механизмов, потребовало перейти на качественно новый этап развития системы образования Астраханской области, который требует изменения содержания образования.

В связи с интеграцией страны в мировое образовательное пространство очевидной стала необходимость изменения вектора направления организации обучения с установки на запоминание большого количества информации к освоению обучающимися новых видов деятельности с целью достижения новых образовательных результатов. Сегодня в соответствии с государственным и общественным запросом к качеству образования на первый план выходит необходимость готовить выпускника, владеющего информационными технологиями, умеющего решать проблемы, вступать в коммуникацию, заботиться о своем здоровье.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование у выпускников базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, а также владение культурой самоорганизации и культурой самообразования. Значительную роль в развитии компетентностного обучения должно сыграть расширение спектра индивидуальных образовательных траекторий на основе дальнейшего совершенствования организации профильного обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

В соответствии с новыми запросами одновременно с процессом обновления содержания образования должны происходить структурные и организационные изменения в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

C 2007 года обеспечены условия для перехода образовательных учреждений на систему оплаты труда, отвечающую ключевому принципу: высокая заработная плата за качественную образовательную услугу.

Участие Астраханской области в комплексном проекте модернизации образования позволило повысить роль гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности педагогических работников.

Усилия органов управления образованием направлены на реализацию основных принципов государственной образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение его качества, обеспечение структурных изменений системы образования Астраханской области, расширение общественного участия в управлении образованием.

Направления деятельности в области образования, в первую очередь профессионального, призваны обеспечить вклад в построение экономики, основанной на знаниях. В свете такой тенденции особую роль приобретает система непрерывного профессионального образования с определенной долей интеграции в науку, бизнес и экономику, дальнейшее обеспечение сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики.

Особое внимание в регионе уделяется системе начального и среднего профессионального образования: появились принципиально новые учреждения - губернские колледжи, продолжено оснащение учебным оборудованием ресурсных центров учреждений профессионального образования, заложены нормативно-правовые и организационные основы перевода учреждений начального профессионального образования в статус автономных, что обеспечит более активное участие работодателей в образовательной деятельности.

Развитие системы образования Астраханской области будет более успешным в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у руководителей образовательных учреждений современных менеджерских компетентностей.

Стратегические направления деятельности министерства образования и науки Астраханской области позволяют с уверенностью говорить об обозначившихся институциональных изменениях в системе.

Основными, наиболее ярко проявившимися эффектами, которые сопровождают системные изменения в сфере образования региона, являются:

Разработка и задействование механизма обеспечения потребителей образовательных услуг и всех уровней управления образованием достоверной информацией о качестве образования путем внедрения современных технологий оценки качества образования, дальнейшего развития системы мониторинга качества подготовки обучающихся по всем направлениям с учетом требований государственных образовательных стандартов нового поколения на основе применения компетентностно ориентированных контрольно-измерительных материалов; внедрение новой процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования и внедрение новых процедур государственной аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований состояния муниципальных образовательных сетей.

Формирование инструментария перевода запросов общества в заказ к системе образования путем создания общественного совета при министерстве образования и науки Астраханской области, общественных советов при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, управляющих советов в образовательных учреждениях. Усиление роли общественного участия в процедурах аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников.

Внедрение в практику принятия управленческих решений органами управления образованием различных уровней, а также руководителями образовательных учреждений на основе более высокой степени структуризации информации об объектах управления.

Увеличение степени открытости образовательных учреждений как отдельных систем, активизация их взаимодействия с внешней средой обеспечивают сотрудничество (кооперацию) и, как следствие, изменение технологии функционирования учреждений в зависимости от предъявляемых требований.

5. Переход участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг от "оперативного" понимания миссии школы к пониманию "стратегическому", осознание особой роли системы образования Астраханской области в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития региона и страны.

II. Проблемный анализ состояния региональной системы образования


В результате реализации комплекса мониторинговых исследований, проводившихся в системе образования в течение 2005-2008 годов, изучения оформленного заказа государства и выявления запроса общества, сравнительных замеров результатов образовательной деятельности в учреждениях образования выявлены проблемы, которые могут стать препятствием на пути создания новой модели образования.

2.1. Дошкольное образование

Система дошкольного образования в ее нынешнем виде недостаточно удовлетворяет запросы общества.

В настоящее время существующая сеть учреждений не обеспечивает массовый охват дошкольным образованием по причине изменения демографической ситуации в регионе.

Дошкольное образование традиционно рассматривается обществом как институт патронатного воспитания, обеспечения ухода за детьми занятых в сфере производства граждан.

При комплектовании групп в учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования, в недостаточной степени принимаются во внимание проблемы раннего развития детей, что приводит в дальнейшем к высокому проценту детей, обучающихся по программам коррекционного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Внедрение в регионе системы предшкольного образования приводит зачастую к тому, что на базе образовательных учреждений открываются группы для желающих, в которых происходит простой перенос элементов школьного образования в дошкольное, а не создаются условия для полноценной подготовки детей к следующему этапу обучения.

В регионе пока еще не внедрен механизм подушевого финансирования программ дошкольного образования, который позволил бы запустить систему государственно-частного партнерства в этой сфере, привлечь дополнительные легализованные ресурсы.

Очень слабо решается проблема разнообразия используемых образовательных программ, их подстраиваемости под различные потребности семьи, что снижает возможность успешного формирования ключевых компетентностей у детей в возрасте 3-6 лет.

Система подготовки специалистов, занятых в сфере дошкольного образования, не обеспечивает получения ими новых компетентностей, востребованных в связи с новыми задачами. Это вызывает необходимость кардинального изменения подходов к системе профессиональной подготовки, повышению квалификации и переподготовке кадров.

Решение вышеозначенных проблем позволит не только обеспечить высокую степень готовности детей к школьному обучению, но и их позитивную социализацию в раннем подростковом возрасте, снижение случаев асоциального поведения, а также значительно повысить качественные результаты начального общего образования.

Значительную роль должно сыграть формирование системы раннего развития детей (от 0 до 3 лет), которая должна стать самостоятельным элементом современной модели образования. Кроме того, необходимо отметить недостаточно полное использование образовательного потенциала института семьи. Недостаточно разработана нормативная правовая основа организации семейного дошкольного образования, что повлечет за собой необходимость создания специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска. Необходимо создание преференций для организаций различных форм собственности, реализующих программы дошкольного образования.

2.2. Общее образование

За последние годы удалось не только решить ряд проблем, связанных с материальным оснащением учреждений общего образования, изменением организационно-финансовых механизмов, созданием принципиально новых моделей организации учебного процесса, повышением степени заинтересованности педагогов в результатах своего труда путем внедрения новых схем финансирования образовательных учреждений и новых систем оплаты труда, но и обеспечить открытость системы внешнему потребителю образовательных услуг за счет внедрения механизмов мониторинга и общественного контроля, создать и задействовать общественные институты управления. Институциональные изменения привели к необходимости модернизации содержания общего образования и изменения способов организации образовательного процесса.

Проблемой остается недостаточно активная деятельность органов местного самоуправления по широкому внедрению модели школьного образования, предполагающей разделение обучающихся по возрастам - создание отдельных учреждений для младших школьников и для школьников среднего и старшего возраста.

По мере активизации этой работы неизбежно возникнет необходимость внедрения новых подходов к обучению на разных возрастных ступенях, созданию образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы отдельных ступеней (создание школ-ступеней).

Другой важнейшей проблемой на пути создания новой модели школьного образования является недостаточная проработанность механизмов ориентации на достижение новых образовательных результатов - конкурентоспособность выпускников, способность к быстрой адаптации к меняющейся социально-экономической обстановке, способность решать нетрадиционные задачи, выходить из нестандартных и критических ситуаций, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки, коммуникабельность, умение работать в коллективе.

Имеющаяся в регионе концепция профильного обучения пока еще носит декларативный характер, не до конца разработаны механизмы ее внедрения и не определены параметры достижения.

Значительным ресурсом самообразования школьников при новой организации учебного процесса может стать свободное от уроков время, на данный момент недостаточно регулируемое новыми формами предоставления услуг дополнительного образования.

В последние годы в регионе большое внимание уделяется вопросам внешней и внутренней оценки качества, ориентированной на новые образовательные результаты, однако механизмы оценки качества в основном опираются на стандартизированные внешние показатели, при этом не разрабатываются новые методики оценки, которые смогли бы отражать достижения и индивидуальный прогресс каждого ученика. Необходимо еще шире внедрять практику ученического портфолио, которая находит все большее распространение в общеобразовательных учреждениях региона.

Новые системы оплаты труда позволили изменить отношение к педагогу, повысить его социальный статус, создать ситуацию заинтересованности в результатах своего труда, однако оставшаяся в целом неизменной система повышения квалификации пока еще является определенным препятствием на пути становления учителя новой формации. Внедренная накопительная система повышения квалификации является важнейшим ресурсом, позволяющим внести значительный вклад в решение данной проблемы. Следующим шагом должно стать внедрение системы государственных именных финансовых обязательств по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров.

2.3. Профессиональное образование

Сложившаяся в Астраханской области структура учреждений профессионального образования в целом обеспечивает всем гражданам региона возможность получить базовую профессиональную подготовку на требуемом ими уровне.

Вместе с тем недостаточно быстро проходит процесс интеграции образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством переноса практической составляющей обучения на базу ведущих предприятий активно развивающихся в регионе отраслей производства.

Препятствием является также наличие устаревших образовательных программ, которые должны более активно замещаться на более востребованные производством путем создания системы независимых квалификационных испытаний, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования.

Частно-государственное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики: слабая степень участия в разработке нормативных правовых актов, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), участие в процедурах контроля качества образования пока только обозначено.

Другой проблемой на пути создания конкурентной среды в сфере профессионального образования является отсутствие современного подхода к существующей системе финансирования учреждений, которым мог бы стать переход к нормативному подушевому финансированию и перевод учреждений профессионального образования в статус автономных.

Давно не происходившее обновление материально-технической базы привело к тому, что в учреждениях профессионального образования подготовка специалистов, востребованных на региональном рынке труда, проходит с использованием морально и физически устаревшего оборудования, и в силу сложившихся обстоятельств целесообразным представляется активное обновление учебных ресурсов посредством разработанного механизма государственно-общественного партнерства, основанного не только на интересах государства, но и на интересах бизнеса.

2.4. Повышение квалификации

Значительные сдвиги в системе образования потребовали обновления кадрового потенциала. Рынок труда пока еще не отмечает массового предложения. Усилия государства по закреплению кадров путем выплаты подъемных, реализации грантовых программ, использованию системы поощрения лучших педагогов не обеспечивают в полной мере приток в систему педагога новой формации.

В связи с этим усиливается роль институтов, которые могли бы восполнить недостаток в квалифицированных кадрах путем переподготовки с ориентацией на выполнение новых задач имеющегося в распоряжении системы кадрового потенциала.

Действующие в регионе организации, основной деятельностью которых является повышение квалификации и переподготовка кадров, не стали основой модернизации образования по причине применения в них устаревших финансово-организационных механизмов.

Проблемный анализ дает возможность сделать вывод о том, что региональной системе образования для комплексного подхода к решению имеющихся проблем на пути создания модели образования нового заданного качества необходимо сосредоточить свои усилия по следующим пяти направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»