ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2006 года N 92/3

Об утверждении комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы"


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить комплексную целевую программу "Профилактика правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы" (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель Государственной

Думы Астраханской области

П.П. Анисимов

Приложение

к постановлению

Государственной Думы

Астраханской области

от 06.04.2006 N 92/3

Комплексная целевая программа "Профилактика правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы"


г. Астрахань

2006 г.

Паспорт комплексной целевой программы


Наименование:

- комплексная целевая программа "Профилактика правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы" (далее - Программа)

Цель Программы:

-профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности граждан на территории Астраханской области

Государственный заказчик Программы:

- администрация Губернатора Астраханской области

Основные разработчики Программы:

- администрация Губернатора Астраханской области, управление внутренних дел Астраханской области (УВД Астраханской области)

мероприятий Программы:

- органы местного самоуправления городского округа "Город Астрахань" и муниципальных районов Астраханской области

Срок реализации Программы:

2006-2009 годы

Объемы и источники финансирования:

2009 год - 1518,5 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

- обеспечение работы по профилактике правонарушений

Система организации контроля за исполнением Программы:

контроль за исполнением Программы обеспечивает администрация Губернатора Астраханской области. Администрация Губернатора Астраханской области ежеквартально представляет отчет о выполнении Программы в министерство экономического развития Астраханской области.

Введение

Комплексная целевая программа "Профилактика правонарушений в Астраханской области на 2006-2009 годы" разработана с учетом формирования многоуровневой системы профилактики правонарушений в Астраханской области.

1. Содержание проблемы и её обоснование исходя из криминогенной обстановки в Астраханской области.


Состояние криминогенной обстановки ставит перед правоохранительными органами новые задачи по организации практических мер по предупреждению преступлений и профилактике правонарушений. Существенное влияние на уровень преступности оказало прекращение функционирования системы социальной профилактики правонарушений, существовавшей до 90-х годов. Проводимые различными ведомствами несогласованные между собой профилактические мероприятия не приводят к желаемому результату и значительно отстают от динамики криминальных процессов. Темпы восстановления подобной системы с привлечением в качестве субъектов профилактики органов законодательной, исполнительной и судебной власти, социальных институтов, широких масс населения, представителей общественности, духовенства, руководителей хозяйствующих субъектов и других в настоящее время не отвечают потребностям современного периода.

На протяжении последних 3 лет на территории Астраханской области наблюдается устойчивый рост преступности (2003 год +8,7 процента, 2004 год +16,5 процента, 2005 год +4,6 процента). Уровень преступности на территории области является самым высоким по Южному федеральному округу (284 преступления на 10 тыс. населения).

В криминальную и противоправную сферу вовлекается всё большее количество населения и его наименее защищенные слои.

Удельный вес выявленных лиц, совершивших преступления, в настоящее время составляет 1,3 процента от всего населения области, совершивших административные правонарушения - 11 процентов.

Преступность молодеет. Средний возраст лиц, совершивших преступления, снижается. В текущем году половина преступлений совершена лицами, не достигшими 30 лет.

Во многом это связано с социально-экономическими и территориальными особенностями нашей области, среди которых, во-первых, низкий уровень доходов значительной части населения (половина жителей имеет доходы ниже прожиточного минимума либо на данном уровне).

Во-вторых, - большое количество населения, ведущего антисоциальный образ жизни и требующего повышенного профилактического контроля. На учёте в органах внутренних дел состоит свыше 35 тысяч человек. В их числе 10300 ранее судимых; 1500 несовершеннолетних, состоящих на учете за правонарушения; 4145 лиц, употребляющих наркотики; 8153 пьяниц и алкоголиков; 960 неблагополучных семей; 5070 семейных дебоширов, более 600 лиц без определенного местожительства и утративших социальные связи с родственниками.

В третьих, - высокий удельный вес мигрантов, не имеющих достаточных средств для существования (свыше 31 тысячи человек).

Как следствие, три четверти всех преступников (76 процентов) - это лица, не имеющие постоянного источника дохода (11683 чел., +35 процента), 19 процентов уже имели криминальный опыт совершения преступлений и ранее привлекались к уголовной ответственности (2973 чел., +13,4 процента), 10 процентов преступников находились в состоянии алкогольного опьянения (1578 чел., - 5,7 процента).

Низкий уровень доходов значительной части населения приводит к распространению преступлений, связанных с браконьерством (3435 чел., +0,4 процента), разбойных нападений (614 чел., +19,5 процента), грабежей (3070 чел., +11,2 процента), краж (10142 чел.), в т.ч. совершаемых молодежью, студентами, где предметом посягательств являются сотовые телефоны.

Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах. Вследствие недостаточности нарядов патрульно-постовой службы улицы городов и иных населенных пунктов стали наиболее уязвимыми в криминальном отношении. Ежегодно в общественных местах совершается более тысячи преступлений, при этом удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общей массе уличной преступности ежегодно возрастает и по итогам 2005 года составил 40 процентов (454 преступления).

В текущем году совершено 42 (+23,5 процента) преступления с использованием огнестрельного оружия. Выявлено 210 фактов противоправного оборота огнестрельного оружия (+20,7 процента). Только на добровольной возмездной основе гражданским населением сдано 213 единиц оружия и более 1200 боеприпасов к ним, 5 гранат.

Серьезную опасность для процессов стабилизации социально-экономической обстановки в области, успешной реализации экономических реформ несет криминализация экономики области. В 2005 году вскрыто свыше 6247 экономических преступлений (+6,9 процента), при этом по 30 процентов (1887) выявленных преступлений экономической направленности следствие обязательно (+27,2 процента).

Не снижаются уровень потребления алкоголя населением, объёмы потребляемых спиртных напитков кустарного и контрафактного производства. В настоящее время на учёте в наркологическом диспансере состоит 4610 алкоголиков (+5 процентов). В результате 11,5 процента лиц, совершивших преступления, находились в состоянии алкогольного опьянения (1481чел., +13,8 процента), 68 процентов убийств совершено в процессе распития спиртных напитков (126 чел., +30 процентов), подавляющее число из которых - на бытовой почве.

Статистические сведения наркологического диспансера указывают на снижение количество лиц, состоящих на учетё с диагнозом "наркомания" (2004 год - 3409, 2005 год - 3254 человека). В то же время реальные масштабы наркотической зависимости населения и количество потребителей наркотиков не установлены, т.к. работа проводится только по противодействию распространению наркотиков, а наркоманами, их адаптацией никто целенаправленно не занимается. Ежегодно растёт число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (2004 год - 1116, 2005 год - 1744, +56,3 процента), и количество изъятых наркотиков (2004 год - 168 кг, 2005 год - 255 кг).

15 процентов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, уже имели криминальный опыт и ранее привлекались к уголовной ответственности (1942 чел., +14,8 процента). Учитывая высокую латентность рецидивной преступности, экспертные оценки указывают на значительно больший уровень преступности среди лиц, ранее совершавших преступления. Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются и "оседают" на территории области около 1000 человек, более половины из которых совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Всего в настоящее время состоит на учёте органов внутренних дел Астраханской области более 10 тыс. ранее судимых лиц и 4 тыс. лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (удельный вес - 1,5 процента от всего населения области). Из данной категории лиц не более 10 процентов трудоустраиваются на работу (по сведениям центра занятости населения). Остальные же возвращаются к преступной деятельности, вовлекая при этом более молодое поколение.

На протяжении последних 3 лет удельный вес подростков в числе лиц, совершивших преступления, остается очень высоким (9,5 процента). Всё чаще подростками совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления (321 чел., +5,6 процента, удельный вес - 27,2 процента).

Несовершенство действующего законодательства приводит к безнаказанности несовершеннолетних правонарушителей. Подростки, совершающие по 20 и более преступлений, судами не арестовываются. Оставаясь на свободе, они вовлекают других в криминальную среду.

В течение последних 3 лет в среднем на 1-3 процентов ежегодно увеличивается количество безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся на территории области (2003 год - 1746, 2004 год - 1760, 2005 год - 1800 чел.). Ежегодно только органами внутренних дел выявляются и изымаются с улиц около 30 беспризорных и 1800 безнадзорных детей и подростков.

Имеющиеся три дома ребенка переполнены, в связи с чем изымаемых детей помещать некуда. В то же время частные детские дома и дошкольные учреждения, социальные гостиницы и приюты не находят необходимой поддержки. Не принимается должных мер к получению специального образования и трудоустройству трудных подростков. Волонтёрское движение также остаётся без должного внимания и не развивается. 148 детей школьного возраста в 2005-2006 учебном году не приступили к занятиям.

В связи с закрытием ряда детских садов остро стоит проблема обустройства детей. В результате в период, когда проходит этап формирования личности у несовершеннолетнего, дети остаются в антисоциальной среде, в которой впоследствии вырастают преступники.

Продолжает увеличиваться количество лиц без определенного места жительства и утративших социальные связи. В текущем году сотрудниками органов внутренних дел изъято с улиц и иных общественных мест области более 3 тыс. граждан данной категории.

Преступность - явление социальное, и успешная борьба с ней возможна лишь при комплексном подходе к формам и методам профилактики правонарушений. В связи с этим необходим комплекс мер экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера.

В то же время в процесс профилактики правонарушений не включились политические партии и движения, общественные организации и объединения, национальные диаспоры и общества, религиозные объединения, иные общественные институты.

Из 108 числящихся добровольных народных дружин (898 человек) реально и каждодневно работают только 2, на охрану общественного порядка регулярно выходят не более 10 человек в день.

Не задействован потенциал казачества по профилактике правонарушений.

С каждым годом в области увеличивается количество частных охранных предприятий и служб безопасности. В настоящее время зарегистрировано 99 частных охранных предприятий и служб безопасности, в них работают 2893 сотрудника. Однако это практически не отражается на состоянии преступности. Значительное количество правонарушений совершается на охраняемых объектах и территориях. Всё чаще самими сотрудниками указанных структур совершаются преступления. В охране общественного порядка, как правило, они не участвуют.

Требуется укрепление материально-технического состояния органов внутренних дел. Укомплектованность подразделений специальным автотранспортом составляет лишь 70 процентов от штатной положенности. Недостаточно обеспечены вещевым довольствием, средствами вооружения, защиты и активной обороны, радиостанциями подразделения, финансируемые из местного бюджета. Такое положение с обеспеченностью не позволяет оперативно маневрировать силами и средствами, своевременно ориентировать личный состав, несущий службу, о совершаемых преступлениях. Необходимо активно внедрять современные средства связи, электронные и компьютерные системы обработки оперативной информации по предупреждению и раскрытию преступлений, системы видеонаблюдения.

Возможности реализации мероприятий Программы в рамках многоуровневой системы профилактики в области имеются. Уровень финансирования по обеспечению общественной безопасности на одного жителя области не меньше чем в других регионах. Необходима заинтересованность руководителей субъектов профилактики всех уровней, что позволит осуществлять указанную работу на стыке всех министерств, ведомств, общественности.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

- формирование системы профилактики правонарушений;

- укрепление общественного порядка и общественной безопасности;

- обеспечение безопасности граждан на территории области;

- вовлечение в эту деятельность всех исполнительных органов государственной власти, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;

- координация действий правоохранительных органов, силовых структур, органов законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, организаций и ведомств, общественности в предупреждении преступлений и профилактике правонарушений.

Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

- снижение уровня преступности;

- воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией, ресоциализацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- активизация работы по взаимодействию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в предупреждении правонарушений;

- вовлечение политических партий и движений, общественных объединений и организаций, национальных диаспор и землячеств, религиозных организаций и общин, культурных и просветительских учреждений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности в предупреждение правонарушений;

- снижение правового нигилизма у населения;

- создание системы социальной защиты для граждан, принимающих участие в охране общественного порядка;

- повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения граждан о правонарушениях за счёт наращивания сил правопорядка, технических средств контроля за ситуацией в общественных местах и квалифицированных кадров в борьбе с преступностью и организации работы по профилактике правонарушений;

- оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

3. Срок реализации Программы


Срок реализации Программы - 2006-2009 годы.

4. Система программных мероприятий


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»