ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года N 410/8

Об утверждении отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 2010 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Государственной Думы Астраханской области от 23.12.2010 N 648/12;

постановление Государственной Думы Астраханской области от 28.05.2009 N 250/4 НГР:RU30000200900500;

постановление Государственной Думы Астраханской области от 12.02.2009 N 47/1 НГР:RU30000200900112;

постановление Государственной Думы Астраханской области от 28.10.2008 N 490/10 НГР:RU30000200801102;

постановление Государственной Думы Астраханской области от 25.09.2008 N 426/9 НГР:RU30000200800938)

Рассмотрев отраслевую целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы", одобренную постановлением Правительства Астраханской области от 30.07.2007 N 318-П (НГР:RU30000200700570), Государственная Дума Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отраслевую целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Астраханской области включить в среднесрочный финансовый план на 2008 - 2010 годы финансирование программных мероприятий на 2009 г. и 2010 г.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель Государственной

Думы Астраханской области

А.Б. Клыканов

УТВЕРЖДЕНО

постановление Государственной

Думы Астраханской области

от 20.09.2007 N 410/8

Отраслевая целевая программа "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

Паспорт отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

(в редакции постановления Государственной Думы Астраханской области от 23.12.2010 N 648/12)


Программы

отраслевая целевая программа "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199100242.html), Закон Астраханской области от 29 октября 2004 г. N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:http://192.168.115.23:8080/content/ngr/RU30DMJ200400466.doc), постановление Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:http://192.168.115.23:8080/content/ngr/RU30DMJ200700420.doc), постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N 254-П "О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (НГР:http://192.168.115.23:8080/content/ngr/RU30DMJ200700459.doc)

Государственный заказчик Программы

агентство по занятости населения Астраханской области

Основной разработчик Программы

агентство по занятости населения Астраханской области

Исполнители основных мероприятий Программы

агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения (центры занятости населения); министерство образования и науки Астраханской области; министерство здравоохранения Астраханской области

Цели и задачи Программы

- сдерживание безработицы, снижение напряженности на рынке труда

- обеспечение социальной поддержки безработных граждан

Программы

2008 - 2010 годы

Программы

- общий объем финансирования Программы составит 805055,5 тыс. рублей (2008 год – 201920,9 тыс. рублей, 2009 год – 212191,5 тыс. рублей, 2010 год – 390943,1 тыс. рублей), в том числе: средства субвенции из федерального бюджета – 772354,9 тыс. рублей (2008 год – 189397,1 тыс. рублей, 2009 год – 202518,3 тыс. рублей, 2010 год – 380439,5 тыс. рублей); бюджет Астраханской области – 6042,3 тыс. рублей (2008 год – 4443,3 тыс. рублей, 2009 год – 999,0 тыс. рублей, 2010 год – 600,0 тыс. рублей); средства работодателей – 26658,3 тыс. рублей (2008 год – 8080,5 тыс. рублей, 2009 год – 8674,2 тыс. рублей, 2010 год – 9903,6 тыс. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- оказание ежегодно социальной поддержки до 45 тысячам безработных граждан

Система организации контроля за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области

1. Общие положения


Объектом регулирования и сферой действия Программы является рынок труда, занятость и безработица населения Астраханской области.

Основные термины и понятия, используемые в Программе:

экономически активное население - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг;

занятое население (занятые экономической деятельностью) - лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода;

безработные - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском и готовы приступить к работе;

уровень регистрируемой безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения (в процентах).

Основанием разработки Программы является подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199100242), согласно которому одним из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости её решения программным методом


1. Анализ причин возникновения проблемы и состояния сферы действия Программы

Современный рынок труда Астраханской области (далее - область) сформировался в условиях реформирования экономики и продолжает испытывать последствия социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в производстве, сокращение спроса на рабочую силу, возникновение проблемы безработицы среди населения.

Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависит от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Занятость населения области за годы реформирования сократилась с 490 тысяч в 1992 году до 445 тысяч в 2005 году. Наибольшее снижение численности занятых отмечалось в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышленность.

В результате общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), на протяжении ряда последних лет в целом по области составляла около 40-50 тысяч человек.

Структурная перестройка экономики, снижение объёмов производства в отдельных отраслях экономики, на отдельных предприятиях, ликвидация неэффективных производств способствуют увеличению объёмов движения рабочей силы. Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области ежегодно составляет более 30 процентов, а приёма - до 29 процентов от среднесписочной численности работающих, т.е. меняет место работы в среднем каждый третий-четвертый работник, основная часть которых пополняет рынок труда. В результате на рынок труда области из-за увольнений по различным причинам ежегодно попадают до 50-60 тысяч граждан.

Основная часть выбывшей рабочей силы (до 75 процентов) приходится на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию (из-за неустраивающих условий и режима труда, уровня заработной платы, отсутствия социального пакета и т.д.). До 5-6 процентов - выбывают в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Причём в последние годы в области отмечается активизация процесса высвобождения работников. Так, если в 2003 году уровень высвобождения рабочей силы на крупных и средних предприятиях составлял 1,3 процента среднесписочной численности работающих, то в 2004 году этот показатель достиг 1,8 процента, в 2005 году - 2 процента, в 2006 году - 2,3 процента. Растут абсолютные размеры сокращения персонала предприятий и организаций, в 2005 году они увеличились на 47,5 процента по сравнению с 2003 годом и составили 4,6 тысячи человек, а в 2006 году достигли 5,5 тысячи человек (119,5 процента к предыдущему году).

Часть ищущего работу незанятого трудовой деятельностью населения трудоустраивается самостоятельно. Часть населения, особенно категории, испытывающие определенные трудности в поиске работы (высвобождённые в связи с сокращением численности персонала, уволенные из Вооружённых Сил Российской Федерации и члены их семей, выпускники учебных заведений, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители и т.д.), обращается за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Большинство граждан, уволившихся в связи с сокращением численности персонала организаций, становятся клиентами службы занятости. За 2004-2006 годы в целом по области в центры занятости населения в поиске работы обратились 13,2 тысячи граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций.

Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2006 году характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Индекс промышленного производства составил 101,2 процента к предыдущему году, увеличилось производство продукции сельского хозяйства на 6,5 процента, грузооборот предприятий транспорта - на 3,3 процента, оборот розничной торговли - на 15,6 процента, оборот общественного питания - на 14,1 процента, объём платных услуг населению - на 5,2 процента. Объём инвестиций в основной капитал возрос на 9,2 процента по сравнению с 2005 годом, объём выполненных работ по виду деятельности "строительство" увеличился на 7,9 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом возросли на 11,7 процента.

Позитивные изменения в социально-экономическом развитии области оказывают положительное влияние на занятость населения и рынок труда. Однако наряду с этим сохраняются факторы, оказывающие негативное влияние на сферу занятости населения. Доля убыточных предприятий (по сопоставимому кругу организаций) в 2006 году составила 37,9 процента. Просроченная задолженность по заработной плате организаций области (кроме субъектов малого предпринимательства) на 1 января 2007 года составила 70,8 млн. рублей. Индекс потребительских цен по всем товарам и услугам в январе-декабре 2006 года возрос на 11,3 процента к 2005 году.

Анализ сферы занятости показывает, что, несмотря на положительные тенденции в развитии экономики, на современном общероссийском рынке труда сохраняются его основные проблемы, которые в большинстве своём характерны и для регионального рынка труда:

- активизация процессов увольнения работников, вызванных структурными изменениями в экономике;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

- несоответствие объёмов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

- присутствие на рынке труда выпускников учебных заведений профессионального образования различного уровня, не имеющих опыта работы, а также молодёжи, не имеющей профессиональной подготовки, что осложняет их трудоустройство;

- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов в результате "старения" кадрового состава предприятий и проблематичности его замены, а также неэффективного использования рабочего времени, несоответствия между доходами и уровнем профессионализма, перехода работников в сферу неформальной занятости;

- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

- нестабильность экономического положения отдельных предприятий и организаций, особенно в сфере малого бизнеса;

- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и сельских районов, обусловленные моноотраслевым и сезонным развитием экономики, специализирующейся, в значительной степени, на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населённых пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающий нормальных условий существования работника;

- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин, имеющих малолетних детей, молодёжи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

До 70 и более процентов вакансий, заявляемых в службу занятости, сосредоточены на предприятиях и в организациях областного центра - г. Астрахани, в то время как 70-80 процентов безработных, зарегистрированных в службе занятости - жители сельских районов области, которые в связи с недостатком рабочих мест испытывают трудности в поиске работы.

Преобладает потребность в рабочих профессиях, на которые приходится до 80 процентов вакансий. Сохраняется разрыв между профессиональным составом и качеством рабочей силы, которые требуются работодателю, и профессионально-квалификационным составом, ищущих работу граждан. По ряду рабочих профессий имеется потребность в специалистах высокой квалификации при ограниченном предложении этих специалистов на рынке труда, что вызывает необходимость в их подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Несоответствие спроса и предложения по профессиональному составу наблюдается как по рабочим профессиям, так и по категории специалистов и служащих.

Трудоустройство граждан существенно затрудняется невостребованностью части предлагаемых работодателями вакансий из-за довольно низкого уровня оплаты труда. В среднем по области более половины заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости рабочих мест с заработной платой ниже прожиточного минимума по области, в том числе 13 процентов вакансий - практически на уровне минимальной оплаты труда.

Значительно влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается в весенне-летний период и резко возрастает в конце и начале года, что характерно для сельских районов области. Практически половина из общего количества граждан, трудоустраиваемых при содействии органов службы занятости, работают на временных рабочих местах (общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учёбы время, сезонные работы и т.д.), после окончания которых граждане вновь становятся на учёт в службу занятости.

В целом сложившаяся социально-экономическая ситуация в области обусловила количественные и качественные изменения в сфере занятости населения, которые в периоде, предшествующем прогнозируемому, и в предстоящие годы характеризуются следующими основными тенденциями:

- сокращением численности трудовых ресурсов. Если к 2007 году трудовые ресурсы области увеличились более чем на 6 тысяч человек относительно 2005 года, что обусловлено ростом в этом периоде численности населения трудоспособного возраста, то к 2010 году, по данным министерства экономического развития Астраханской области, они уменьшатся более чем на 10 тысяч человек. Эти процессы обусловлены демографической ситуацией, которая характерна как в целом для Российской Федерации, так и для Астраханской области;

- изменением соотношения численности занятых в экономике по формам собственности, которое характеризуется увеличением занятости в частном секторе экономики. Если доля занятых в государственном и муниципальном секторах экономики в 2006 году по оценке составила 40 процентов, а удельный вес занятых в частном секторе экономики составил 56,4 процента, то к 2010 году это соотношение составит соответственно 39,1 и 56,9 процента;

- увеличением численности населения, занятого экономической деятельностью. В 2006 году прирост численности занятого в экономике области населения по оценке составил 0,8 процента относительно предыдущего года. К 2010 году по прогнозу численность населения, занятого в экономике области, увеличится по сравнению с 2007 годом на 3 тысячи человек;

- активизацией процессов создания рабочих мест. В 2006 году ввод дополнительных рабочих мест на крупных и средних предприятиях составил 4,3 тысячи, что почти на треть превысило уровень предыдущего года и оказало положительное влияние на рынок труда и занятость населения области;

- сохранением процессов ликвидации рабочих мест, что оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, занятость и безработицу. По оценке службы занятости, за 2006 год количество ликвидированных рабочих мест в связи с сокращением численности персонала и по текучести кадров по крупным и средним организациям составило более 7 тысяч, из них 5,5 тысячи - по сокращению штатов;

- сохранением дефицита рабочих мест (разрыва между свободными рабочими местами и претендующими на них не занятыми трудовой деятельностью гражданами), который для официально зарегистрированных в органах службы занятости граждан на начало 2007 года составлял около 12 тысяч, реальная потребность в рабочих местах значительно выше.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»