Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 октября 2006 года N 345-П

Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год"

(Утратило силу:

постановление Правительства Астраханской области от 30.07.2008 N 404-П (НГР:RU30000200800728)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2007 N 586-П НГР:RU30000200700986;

постановление Правительства Астраханской области от 13.03.2007 N 83-П НГР:RU30000200700130)

В целях гарантированного обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, для повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки, полного решения задач приоритетного национального проекта "Здоровье" в Астраханской области и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N 325-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (НГР:RU30000200500445

Правительство Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 02.10.2006 N 345-П

Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год"


Астрахань - 2006

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год" (далее - Программа)

для разработки Программы

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22.07.93 N5487-1, концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П

разработчики Программы

областное государственное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр"

мероприятий Программы

- министерство здравоохранения Астраханской области, казенное предприятие Астраханской области "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области", министерство образования и науки Астраханской области, агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области совместно с органами управления здравоохранением муниципальных образований, медицинскими учреждениями муниципальной и ведомственной принадлежности, Астраханской государственной медицинской академией, территориальным управлением Роспотребнадзора по Астраханской области, управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области

Программы

- повышение эффективности работы системы здравоохранения и улучшение на этой основе доступности и качества медицинской помощи населению

Программы

- сохранение здоровья и жизни персонала и больных от возможных пожаров.

реализации Программы

- 2007 год

Программы

внебюджетные источники - 48,00 тыс.руб.

результаты реализации Программы

- снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.

исполнением Программы

Показатели выполнения Программы ежегодно контролируются и уточняются на основе оценки промежуточных результатов ее выполнения и эффективности использования финансовых средств.

1. Введение


В соответствии с Перечнем поручений по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год от 11 мая 2005 года (пункт 14) на ближайшую перспективу приоритетами, направленными на достижение основных целей государственной политики в области здравоохранения, являются:

- снижение социально значимых заболеваний, обусловливающих потерю трудоспособности, высокую смертность, снижение репродуктивного потенциала нации, и распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности;

- совершенствование методов профилактики и ранней диагностики при социально значимых заболеваниях;

- повышение эффективности лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях.

Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год" имеет своей целью продолжение реализации мероприятий, начатых в отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 год". Настоящая Программа разработана в соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 22.07.93 N5487-1.

Основной задачей Программы является реализация задач, направленных на повышение эффективности работы системы здравоохранения и улучшение на этой основе доступности и качества оказания медицинской помощи населению Астраханской области.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению качества оказания медицинской помощи населению в рамках отраслевых целевых программ, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие социально-экономических проблем в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее программной разработки


Охрана здоровья граждан при сохраняющихся негативных демографических тенденциях в Российской Федерации в последние годы стала одним из основных направлений деятельности органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.

За 2005 год существенного оздоровления демографической ситуации в Астраханской области не произошло. По оценке, численность населения области на 1 января 2006 года составила 998,2 тысячи человек и за год уменьшилась на 4 тысячи человек, или на 0,4 %.

Сокращение численности происходило из-за естественной убыли и миграционного оттока населения. За последние 5 лет наметилось некоторое увеличение показателя рождаемости, среднегодовой прирост которого почти в 2 раза превышает среднегодовой прирост показателя общей смертности населения, уменьшая тем самым масштабы естественной убыли населения с 4,1 в 2001 году до 3,3 в 2005 году на 1000 населения.

В настоящее время основным направлением в совершенствовании оказания медицинской помощи населению является усиление первичного звена здравоохранения с развитием общей врачебной практики, развёртыванием в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому.

Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей практики и повышением уровня его компетентности и ответственности за здоровье прикреплённого населения предполагается уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоёмкой по сравнению с другими видами помощи. Частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40-50%. Затруднена преемственность в наблюдении за пациентом по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.

Необходимость развития системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. Базовым звеном в системе первичной медико-санитарной помощи населению, основанной на семейном принципе, должен стать врач общей практики.

Высокая профессиональная подготовка врача общей практики позволит обеспечить постоянный контроль состояния здоровья пациента и членов его семьи, быть координатором лечебно-профилактической работы на своём участке и нести ответственность за объём и качество оказываемой помощи независимо от пола и возраста.

Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения дальнейшее развитие медицинской помощи не представляется возможным.

В настоящее время в Астраханской области сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные, венерические заболевания). Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий органов государственной власти Астраханской области, ведомственных служб государственной системы здравоохранения, органов местного самоуправления, научных, общественных организаций.

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической и неспецифической профилактики, является одной из важных проблем.

Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, краснухи, гепатита В в соответствии с национальным календарем профилактических прививок ежегодно в Астраханскую область поставляется 700-800 тыс. доз вакцин за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем эпидемическая ситуация по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной. Заболеваемость дифтерией регистрируется в единичных случаях (3-5 случаев в год), однако показатель заболеваемости на 100 тыс. населения остается высоким и превышает среднероссийский в 1,2 - 1,5 раза. Эпидемиологическая ситуация по эпидемическому паротиту характеризуется нестабильностью.

Отмечается активизация очагов бешенства среди домашних и диких животных. Ежегодно за антирабической помощью обращается около 5 тыс. пострадавших, из них прививкам подлежат 2,5-3 тыс. человек. Антирабическая помощь в данных случаях включает применение специфического иммуноглобулина, который приобретается в недостаточном количестве.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в эпидсезон 2006-2007 года дополнительно будет привито около 14% населения.

В последние годы произошли активизация и расширение ареала природного очага Крымской гемморрагической лихорадки (КГЛ). За два последних года уровень заболеваемости населения области КГЛ возрос в 9 раз. Ежегодно увеличивается количество лиц, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения в связи с укусами клещей. Для сдерживания негативных тенденций по недопущению чрезвычайной ситуации биолого-социального характера вследствие возможности возникновения эпидемии КГЛ необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий, в том числе и экстренной профилактики, которая позволит снизить риск возникновения тяжелых форм болезни, развитие геморрагического синдрома, летальных исходов.

В Астраханской области ежегодно регистрируется от 163 до 193 тыс. случаев заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, что составляет от 85 до 89% от всей инфекционной заболеваемости. Не улучшается положение с проведением профилактических прививок ввиду недостаточного финансирования. Удельный вес лиц, привитых против гриппа, не превышает 8% (при общероссийском показателе 10-12%). Однако в условиях ожидаемой пандемии, обусловленной высокопатогенным вирусом гриппа, с целью поддержания стабильной эпидемиологической обстановки и осуществления в полном объеме регламентированного комплекса профилактических мероприятий назрела необходимость проведения и неспецифической профилактики, в том числе экстренной, среди контактных лиц в очагах гриппа.

Одной из важнейших для здравоохранения стала проблема вирусных гепатитов. Несомненно, среди них гепатит С занимает центральное место. Это определяется постоянным ростом показателей регистрируемой заболеваемости острым гепатитом С, высоким уровнем хронизации инфекции, отсутствием вакцины против гепатита С. Одним из важнейших аспектов является, конечно, активная специфическая терапия, которая обеспечивала бы надежное купирование инфекционного процесса.

Не менее важна проблема вирусного гепатита В. Инфицированность населения вирусом варьируется от 20 до 60%. От 2 до 7% инфицированности переходят в хроническую инфекцию. Особую группу в числе заболевших вирусными гепатитами составляют медицинские работники, которые заражаются вирусными гепатитами при проведении медицинских вмешательств.

Согласно требованиям (СП 3.1. 958-а "Профилактика вирусных гепатитов") этиологическая расшифровка случаев гепатита в инфекционных стационарах должна осуществляться в течение 5 дней, а также необходимо проведение комплексного обследования больных перед началом и в процессе противовирусной терапии. Для достижения этого лаборатория областной инфекционной клинической больницы должна быть оснащена иммуноферментным анализаторам, аппаратом для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Серьезной проблемой в Астраханской области остается поддержание условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов. Лечебно-профилактические учреждения обеспечены холодильным оборудованием в полном объеме, однако в связи с длительным сроком службы значительная часть его требует замены. Обеспеченность термоконтейнерами недостаточна.

Требует совершенствования система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

Развитие и совершенствование лечебно-профилактической и санитарно- противоэпидемической помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, эпидемиологического неблагополучия приобретает всё большее значение в условиях концентрации на территории Астраханской области большого количества опасных химических производств и технологий, эпидемичности территории по особо опасным инфекциям. Кроме того, сохраняется угроза возникновения наводнений, при которых затапливается более 65,5% территории области, где проживающие 314 тыс. человек могут оказаться без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергнуться воздействию неблагоприятных метеорологических факторов, что будет способствовать массовому возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Расположение лечебно-профилактических учреждений в зонах возможного возникновения аварий и катастроф усложняет возможность оказания оперативной медицинской помощи и лечения заболевших и пострадавших без привлечения дополнительных сил и средств, без заблаговременно созданных подвижных медицинских формирований.

Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в Астраханской области вступило в новую стадию, когда вирус иммунодефицита, попав в среду потребителей психоактивных веществ, начал интенсивно распространяться.

Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей.

Вместе с тем в Астраханской области в деятельности органов, учреждений и организаций системы здравоохранения, образования, управления внутренних дел имеют место существенные недостатки и упущения. Не создана единая система целенаправленного информирования о доступных мерах профилактики ВИЧ- инфекции. Не в полном объеме проводится индивидуальная профилактическая работа с лицами из групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, а также пред- и послетестовое консультирование при проведении обследования на ВИЧ подлежащих ему контингентов, в том числе и при добровольном (анонимном) обследовании. Отсутствует активное выявление лиц, использующих внутривенные наркотические средства в немедицинских целях. На низком уровне проводится работа по борьбе с распространением наркотиков и оказанием сексуальных услуг. Практически не осуществляется профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, и в первую очередь среди потребителей наркотиков и лиц нетрадиционной половой ориентации.

Распространению ВИЧ-инфекции в немалой степени способствует пропаганда в средствах массовой информации и на телевидении сексуальной свободы. Недостаточность обеспечения безопасности донорской крови в отдельных учреждениях здравоохранения страны приводит к заражению ВИЧ-инфекцией при переливании крови и ее компонентов. Материально-техническое состояние лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции, не отвечает современным требованиям.

В результате сложившихся в последние годы неудовлетворительных социально-экономических тенденций онкологические заболевания в Астраханской области остаются актуальной медико-социальной проблемой. На сегодняшний день по Астраханской области смертность от новообразований увеличилась у лиц обоего пола всех возрастов. В структуре смертности у мужчин как трудоспособного, так и пенсионного возраста преобладают новообразования органов дыхания и органов пищеварения, а у женщин - молочной железы и органов дыхания.

Таким образом, тенденция к увеличению онкологических заболеваний вызывает обоснованную тревогу. Ввиду своей актуальности данная проблема требует решения как на областном, так и на федеральном уровнях. Реализация Программы предполагает освоение и внедрение новых медицинских технологий, разработку и масштабное внедрение современных хирургических, эндоскопических, органосохраняющих и нехирургических методов лечения онкологических заболеваний, системы реабилитации, современной эффективной диспансеризации онкологических больных.

Неблагополучная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу, обусловливающие ее факторы определяют туберкулез как общую медицинскую и социальную проблему. Среди больных активным туберкулезом более 40% составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией, возвращающиеся из учреждений уголовно - исполнительной системы. В основном заболевают мужчины в возрасте 20-40 лет, то есть трудоспособного возраста. Остаются высокими первичный выход на инвалидность и показатели смертности населения от туберкулеза. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Астраханской области обусловлена в основном следующими факторами:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»