Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2007 года N 325-П

Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2008 год"


(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 09.06.2008 N 284-П НГР:RU30000200800514)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2008 N 697-П НГР:RU30000200801348;

постановление Правительства Астраханской области от 07.10.2008 N 518-П НГР:RU30000200800976;

постановление Правительства Астраханской области от 08.08.2008 N 427-П НГР:RU30000200800774;

постановление Правительства Астраханской области от 14.04.2008 N 159-П НГР:RU30000200800299)

В целях обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки, решения медико-демографических проблем, а также более полной реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в Астраханской области и в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N5487-1 (НГР:RU0000R199303476) и постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (НГР:RU30000200500445)

Правительство Астраханской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2008 год" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) при формировании областного бюджета на 2008 год включить ее в перечень целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Астраханской области от 21.04.2005 N67-П "О комплексной целевой программе "Материнство и детство" по Астраханской области на 2006-2009 годы" (НГР:RU30000200500782).

4. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) подготовить проект постановления Губернатора Астраханской области о признании утратившим силу постановления Главы Администрации Астраханской области от 01.08.2002 N367 "Об областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2003-2007 годы".

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня подписания, за исключением пункта 3 постановления, вступающего в силу с 01.01.2008.


Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 02.08.2007 N 325-П

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2008 N 697-П НГР:RU30000200801348)


Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2008 год" (далее - Программа

Основания   для разработки Программы

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации, от 22.07.93 N5487-1, концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П

Государственный заказчик

министерство здравоохранения Астраханской области

Основной разработчик Программы

министерство здравоохранения Астраханской области

Исполнители основных   мероприятий Программы

министерство здравоохранения Астраханской области, казенное предприятие Астраханской области "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области", министерство образования и науки Астраханской области, агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области совместно с органами управления здравоохранением муниципальных образований Астраханской области, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, Астраханской государственной медицинской академией, территориальным управлением Роспотребнадзора по Астраханской области, Астраханским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - АОТФОМС) и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО)

Цели   Программы

Повышение эффективности работысистемы здравоохранения и улучшение на этой основе качества медицинской помощи населению Астраханской области

Задачи   Программы

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:  - повышение качества проведения мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний социального характера;  - повышение уровня общественного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;  - эффективное использование и надлежащее сохранение ресурсов здравоохранения;  - улучшение медико-демографической ситуации в Астраханской области;  - обеспечение полной реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в Астраханской области.  РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ:  - внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;  - сохранение и укрепление репродуктивного здоровья семейных пар для рождения здоровых детей;  - совершенствование организации и материально-техническая поддержка служб охраны материнства и детства.  РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:  - совершенствование системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению;  - последовательное внедрение и развитие общей врачебной практики.  РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, в том числе:  - снижение уровня заболеваемости и смертности среди населения от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической и неспецифической профилактики;  - обеспечение лечебно-профилактических учреждений современными средствами диагностики и лечения вирусных гепатитов, арбовирусных инфекций;  - предупреждение распространения в Астраханской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека;  - совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по диагностике и лечению онкологических заболеваний;  - снижение заболеваемости туберкулезом, его распространенности, инвалидности и смертности населения Астраханской области от туберкулеза, развитие и совершенствование фтизиатрической службы в Астраханской области;  - развитие службы детской диабетологии, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом;  - реализация мероприятий по профилактике и диагностике артериальной гипертонии и её осложнений;  - совершенствование психиатрической помощи в Астраханской области, улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах.  РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛУЖБЫ КРОВИ:  - совершенствование материально-технической базы службы крови;  - увеличение производства компонентов и препаратов крови на основе существующих и внедрения современных технологий, в том числе для удовлетворения потребности федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (г. Астрахань), создаваемого в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".  УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ И ВЕТЕРАНАМ ВОЙН:  - укрепление материально-технической базы государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N3" (далее - ОКБ N3);  - повышение качества оказания медицинской помощи и условий пребывания инвалидов и ветеранов войн в ОКБ N3.  РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:  - дальнейшее внедрение электронного документооборота в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (приобретение и установка программных продуктов, оргтехники, обучение специалистов);  - приобретение оборудования для технического обеспечения эффективной работы телемедицины.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:  - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности учреждений здравоохранения;  - сохранение здоровья и жизни персонала и больных в ЛПУ от возможных пожаров.  РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:  - приобретение современного дорогостоящего медицинского оборудования;  - последовательное введение в действие современной медицинской техники

Срок   реализации Программы

- 2008 год

Объемы и   источники   финансирования   Программы

Всего - 200288,41 тыс. руб., в том числе:   средства федерального бюджета (прогноз) - 48263,00 тыс. руб.;  средства областного бюджета - 65000,00 тыс. руб.;  средства местных бюджетов (прогноз) - 22922,91 тыс. руб.;  внебюджетные источники - 3020,00 тыс. руб.;  средства обязательного медицинского страхования (резерв финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) СМО) - 61082,5 тыс. руб.

Ожидаемые конечные   результаты реализации Программы

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В РЕШЕНИИ ОБЩИХ ЗАДАЧ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:  - снижение уровня запущенных форм и осложнений заболеваний среди населения трудоспособного возраста с целью сохранения трудового потенциала для решения задач экономического развития Астраханской области;  - повышение качества оказания медицинской помощи населению Астраханской области путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;  - эффективное использование ресурсов здравоохранения;  - улучшение медико-демографической ситуации в Астраханской области.  РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ:  - внедрение современных технологий и организационных форм в деятельность родовспомогательных учреждений;  - снижение показателя младенческой смертности с 10,8 промилле до 9,5, в том числе ранней неонатальной смертности до 5,0;  - снижение показателя перинатальной смертности с 11,7 промилле до 10,0;  - снижение показателя материнской смертности до 2-3 случаев в год.  РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:  - повышение медицинской и экономической эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений Астраханской области;  - улучшение преемственности оказания первичной медико-санитарной помощи;  - сокращение уровня госпитализации в круглосуточный стационар на 1-2%;  РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, в том числе:  - повышение качества оказания медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями;  - снижение доли запущенных форм социально значимых заболеваний на 1-2%;  - снижение числа случаев осложнений, возникших вследствие социально значимого заболевания на 1-2%;  - сдерживание заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территории Астраханской области на уровне 4 случаев на 100 тыс. населения, в том числе до 1-2 случаев на 100 тыс. детей;  - снижение инфекционной заболеваемости, а по ряду инфекций их ликвидация, что, в свою очередь, приведет к снижению прямых и косвенных экономических потерь, улучшению состояния здоровья населения;  - снижение смертности от злокачественных новообразований до 178,5 на 100 тыс. населения;  - повышение уровня выявляемости злокачественных новообразований в I-II стадиях до 53%;  - снижение одногодичной летальности от злокачественных новообразований до 32,0%;  - увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, живущих 5 лет и более, до 47,5%;  - снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 75,0 на 100 тыс. населения;  - снижение уровня распространенности туберкулеза до 250,0 на 100 тыс. населения;  - снижение уровня заболеваемости туберкулезом среди детей до 27,0 на 100 тыс. детского населения;  - увеличение охвата флюорографическими исследованиями подлежащего контингента до 85,5%;  - увеличение охвата туберкулинодиагностикой подлежащего контингента до 97,0%;  - повышение уровня эффективности лечения (клинического излечения) от туберкулеза до 30,0%;  - увеличение выявляемости диабетической ретинопатии у детей до 12,2 на 100 больных сахарным диабетом детей;  - увеличение выявляемости диабетической нефропатии у детей до 24,6 на 100 больных сахарным диабетом детей;  - увеличение охвата диспансерным наблюдением лиц с артериальной гипертензией до 18,5 на 100 тыс. взрослого населения;  - увеличение числа обученных лиц с артериальной гипертензией в школах здоровья до 7,3 на 1000 населения;  - увеличение числа больных с психическими расстройствами, снятых с учета при выздоровлении или стойком улучшении.  РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛУЖБЫ КРОВИ:  - увеличение производства компонентов и препаратов крови на основе существующих и внедрения современных технологий;  - увеличение количества плазмодач от доноров до 10300 донаций;  - увеличение объемов заготовляемой свежезамороженной плазмы до 5300 л.;  - увеличение объема плазмы, прошедшей карантин, до 740,0 л.  УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ И ВЕТЕРАНАМ ВОЙН:  - улучшение качества оказания лечебно-диагностической и консультативной медицинской помощи инвалидам и ветеранам войн и боевых действий;  - создание комфортных условий пребывания инвалидов и ветеранов войн и боевых действий в поликлинике и стационаре.   РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:  - дальнейшее внедрение электронного документооборота в государственных учреждениях здравоохранения;  - развитие телемедицинских технологий.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:  - повышение пожарной безопасности государственных учреждений здравоохранения;  - снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.  РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:  - повышение качества, доступности и эффективности медицинской помощи населению Астраханской области путем приобретения и внедрения современной медицинской техники.

Система   организации контроля за  исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области.  Показатели выполнения Программы контролируются и уточняются на основе оценки промежуточных результатов ее выполнения и эффективности использования финансовых средств.

1. Общие положения

Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2008 год" имеет своей целью продолжение реализации мероприятий отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2007 год".

Основной задачей Программы является реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы системы здравоохранения и улучшение на этой основе качества оказания медицинской помощи населению Астраханской области.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению качества оказания медицинской помощи населению в рамках отраслевых целевых программ, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие социально-экономических проблем в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Охрана здоровья граждан в последние годы стала одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.

Развитие службы родовспоможения и повышение рождаемости при отрицательных демографических тенденциях в Российской Федерации в последние годы стали одним из основных направлений здравоохранения и социального развития, критерием эффективности социальной политики государства.

В Российской Федерации в целом и по Астраханской области, в частности, продолжают снижаться численность и доля детского населения в общей структуре населения. Ухудшение демографических показателей происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин детородного возраста: высоко число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода, сформировался феномен "подросткового материнства", регистрируется рост числа беременных, больных анемией, увеличивается число женщин с осложненным течением беременности (болезнями почек, сердечно-сосудистой системы, поздним токсикозом беременности, невынашиванием и др.). Только каждая третья беременность в среднем по Астраханской области заканчивается нормальными родами, что свидетельствует о низком уровне общесоматического здоровья женщин, при этом у каждой беременной женщины регистрируются одно - два хронических заболевания.

Несмотря на положительную тенденцию снижения показателя младенческой смертности с 12,9 на 1000 рожденных живыми в 2005 году до 10,8 на 1000 рожденных живыми в 2006 году, в её структуре на первом и втором местах остаются причины, связанные со здоровьем матери; заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни, а также врожденные аномалии.

Еще одной немаловажной задачей при реализации Программы является охрана здоровья детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей. Эта задача - одна из главных для государства. Нормальное физическое и психофизиологическое развитие детей, не имеющих семьи, после рождения зависит от надлежащего ухода, своевременности и полноты оказания медицинской помощи, создания комфортных и безопасных условий развития малышей в домах ребенка, максимально приближенных к домашним.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья матерей, новорожденных и детей раннего возраста в Астраханской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка на всех этапах его развития, на снижение показателей заболеваемости среди детей и женщин.

В настоящее время одним из основных направлений в совершенствовании оказания медицинской помощи населению является усиление первичного звена здравоохранения с развитием общей врачебной практики, организация в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины пока остаются низкими. Затруднена преемственность в наблюдении за пациентом по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний.

Необходимость развития системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. Высокая профессиональная подготовка участковых врачей и оснащение первичного звена здравоохранения необходимым медицинским оборудованием позволят обеспечить постоянный контроль состояния здоровья пациента и членов его семьи, координировать лечебно-профилактическую работу на своём участке, нести ответственность за объём и качество оказываемой медицинской помощи.

Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения дальнейшее развитие медицинской помощи не представляется возможным.

В настоящее время в Астраханской области остается напряженной эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом различного рода заболеваний, в том числе социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные заболевания). Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только в условиях целенаправленных скоординированных действий органов государственной власти Астраханской области, служб государственной системы здравоохранения, органов местного самоуправления, научных, общественных организаций.

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической и неспецифической профилактики, является одной из важных.

Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, гепатита В, краснухи в рамках национального календаря профилактических прививок ежегодно в Астраханскую область поставляются партии вакцин за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем эпидемическая ситуация в Астраханской области по некоторым инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в эпидемический сезон 2008 года планируется дополнительное проведение иммунизации населения.

Ежегодно увеличивается количество лиц, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения в связи с укусами клещей. Для сдерживания негативных тенденций по недопущению чрезвычайной ситуации биолого-социального характера вследствие возможности возникновения эпидемии крымской геморрагической лихорадки необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий, в том числе экстренной профилактики. Особую актуальность представляет ранняя этиологическая расшифровка этих заболеваний. Своевременная госпитализация больных и лиц, подвергшихся укусу инфицированного клеща, ранняя лабораторная диагностика и профилактическое лечение позволяют минимизировать риск возникновения у большинства из них тяжелых форм болезни и предупредить летальные исходы.

Не менее важна проблема вирусных гепатитов В, С и В+С. Инфицированность населения вирусом варьируется от 20 до 60%. От 2 до 7% инфицированных переходят в хроническую стадию болезни. Особую группу в числе заболевших вирусными гепатитами составляют медицинские работники, инфицированность у которых возникает при проведении хирургических вмешательств и манипуляций. Для такого рода пациентов требуется своевременное лечение противовирусными препаратами.

Серьезными проблемами в Астраханской области остаются сложность этиологической расшифровки случаев гепатита, недостаток аппаратуры для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР), иммуноферментного анализа, оборудования для поддержания условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов (холодильники, термоконтейнеры).

Развитие эпидемической ситуации по распространению вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) в Астраханской области вступило в новую стадию, когда, попав в среду потребителей инъекционных психоактивных веществ, ВИЧ начал интенсивно распространяться.

Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей.

Вместе с тем в Астраханской области в деятельности органов, учреждений и организаций системы здравоохранения, образования, управления внутренних дел имеют место существенные недостатки и упущения. Не создана единая система целенаправленного информирования о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции. Не в полном объеме проводятся мероприятия по индивидуальной профилактической работе с лицами из групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, выявлению лиц, использующих внутривенные наркотические средства в немедицинских целях, по борьбе с распространением наркотиков и оказанием сексуальных услуг, профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Недостаточное обеспечение безопасности донорской крови в отдельных учреждениях здравоохранения страны приводит к заражению ВИЧ-инфекцией при переливании крови и ее компонентов, а оснащение лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции, не всегда отвечает современным требованиям. Необходимое материально-техническое обеспечение диагностики ВИЧ-инфекции сложно осуществить без дополнительного программно-целевого решения.

Онкологические заболевания в Астраханской области остаются актуальной медико-социальной проблемой, несмотря на некоторую стабилизацию в настоящее время смертности населения от злокачественных новообразований. В структуре смертности у мужчин как трудоспособного, так и пенсионного возраста преобладают новообразования органов дыхания и органов пищеварения, а у женщин - молочной железы и органов дыхания.

Тенденция же к увеличению онкологических заболеваний вызывает обоснованную тревогу. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями являются опухоли кожи, трахеи, бронхов, легкого, желудка, молочной железы.

Контингент больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете, составляет около 1,5% населения Астраханской области. Около половины всех больных со злокачественными новообразованиями, находящихся под наблюдением, состоят на учете 5 лет и более. В целом показатели выявления злокачественных новообразований как в Астраханской области, так и в целом по Российской Федерации не соответствуют современным возможностям медицины и свидетельствуют о настоятельной необходимости реализации целевых программ.

В силу своей актуальности данная проблема требует дальнейшего целевого программного решения. Реализация Программы предполагает освоение и внедрение новых медицинских технологий, разработку и масштабное внедрение современных хирургических, эндоскопических, органосохраняющих и нехирургических методов лечения онкологических заболеваний, системы медицинской реабилитации, эффективной диспансеризации онкологических больных.

Неблагополучная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу с обусловливающими ее факторами выделяют туберкулез как общую медицинскую и социальную проблему. Среди больных активным туберкулезом более 40% составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией, возвращающиеся из учреждений уголовно - исполнительной системы. В основном заболевают мужчины в возрасте 20-40 лет, то есть лица трудоспособного возраста. Остаются высокими первичный выход на инвалидность и показатели заболеваемости населения туберкулезом. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Астраханской области обусловлена в основном следующими факторами:

- сохранение немалой доли социально незащищенной прослойки населения, асоциальной части населения, беженцев, вынужденных переселенцев и т.п.;

- наличие резервуара туберкулезной инфекции среди крупного рогатого скота в районах Астраханской области;

- недостаточное обеспечение противотуберкулезных учреждений лечебным и диагностическим медицинским оборудованием, стационарной и передвижной флюорографической аппаратурой, специфическими препаратами.

Увеличение объема и повышение качества профилактических мероприятий и эффективность лечения больных требуют программного и целевого подхода в решении.

Сахарный диабет - одно из наиболее распространённых заболеваний в промышленно развитых странах, где им больны до 4-5 % всего населения, и является острой медико-социальной проблемой.

Основной причиной ранней инвалидности и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза чаще, слепота - в 10 раз, нефропатия - в 12-15 раз, гангрена конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом. Выявление диабета среди детского населения и своевременно начатые лечебно-профилактические мероприятия позволят улучшить качество жизни больных, переходящих во взрослую возрастную категорию. Для реализации этого комплекса мероприятий требуется дополнительная поддержка в виде специальных мероприятий в рамках настоящей Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»