ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2010 года N 311-П

Об отраслевой целевой программе "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 13.12.2013 N 507-П;

постановление Правительства Астраханской области от 21.10.2013 N 416-П;

постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2013 N 129-П;

постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 N 617-П;

постановление Правительства Астраханской области от 21.11.2012 N 506-П;

постановление Правительства Астраханской области от 31.05.2012 N 225-П;

постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2011 N 654-П;

постановление Правительства Астраханской области от 06.10.2011 N 407-П)

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 11.06.2010 N 239-П "О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы", а также в целях реализации на территории Астраханской области государственной политики занятости населения, направленной на стабилизацию ситуации на рынке труда, повышение уровня занятости населения, сдерживание безработицы и оказание социальной поддержки безработным гражданам,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы" (далее-Программа).

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) при формировании бюджета Астраханской областив течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень долгосрочных целевых программ Астраханской области.

(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.05.2012 N 225-П)

3. Министерству финансов Астраханской области (ШведовВ.А.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых в бюджетеАстраханской области.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 21.07.2010 N 311-П

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯАСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИНА 2011-2013 ГОДЫ"

Паспорт отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 13.12.2013 N 507-П)


Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Содействие  занятости  населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Астраханской области от 11.06.2010 N 239-П "О концепции отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик Программы
   Основной разработчик Программы

- агентство по занятости населения Астраханской области
   - агентство по занятости населения  Астраханской области

Исполнители основных мероприятий Программы
           Цели и задачи Программы

- агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные казенные учреждения- центры занятости населения, заинтересованные  исполнительные органы государственной власти Астраханской области, работодатели
   Цель Программы:
 - обеспечение защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве

Задачи Программы:
 - содействие трудоустройству ищущих работу граждан
 - повышение конкурентоспособности безработных и незанятых трудовой деятельностью граждан на рынке труда;

Сроки реализации
 Программы
   Объемы и источники
 финансирования
 Программы
                                 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
                                                       Система организации контроля за реализацией Программы

- содействие временному трудоустройству граждан;

 - обеспечение социальной поддержки безработных граждан
   - 2011-2013  годы
     - общий объем финансирования Программы составит 1291302,3 тыс. рублей (2011 год - 439271,9 тыс. рублей, 2012 год - 451892,9 тыс. рублей, 2013 год - 400137,5тыс. рублей), в том числе: средства субвенции из федерального бюджета - 1055419,0 тыс. рублей (2011 год - 410663,5 тыс. рублей, 2012 год - 347781,2 тыс. рублей, 2013 год – 296974,3 тыс. рублей);
средства бюджета Астраханской области – 162674,9 тыс. рублей (2011 год - 500,0 тыс. рублей, 2012 год - 81561,7 тыс. рублей, 2013 год – 80613,2 тыс. рублей);
средства работодателей - 73208,4 тыс. рублей (2011 год - 28108,4 тыс. рублей, 2012 год - 22550,0 тыс. рублей, 2013 год - 22550,0 тыс. рублей)
   - повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем трудоустройства при посредничестве органов службы занятости до 90 тыс. ищущих работу граждан и обеспечение уровня трудоустройства к 2013 году не менее 50,0%;

 - профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, около 9,0 тыс. безработных граждан с целью их последующего трудоустройства;

 - профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости не менее 200 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

 - сдерживание уровня регистрируемой безработицы по Астраханской области в пределах 1,6 процента к экономически активному нас елению на конец 2013 года, коэффициента напряженности - 1,7 человека на 1 вакансию
   - контроль за реализацией Программы осуществляется агентством по занятости населения Астраханской области

1. Общие положения


Объектом регулирования и сферой действия Программы является рынок труда, занятость и безработица населения Астраханской области.

Основанием разработки Программы является подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому одним из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

2. Содержание проблемы, ее соответствие стратегическим приоритетам, обоснование необходимости ее решения программным методом

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 31.05.2012 N 225-П)

2.1. Анализ причин возникновения проблемы и состояния сферы действия Программы


Современный рынок труда Астраханской области сформировался в условиях реформирования экономики.Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2009 году в результате негативного влияния финансового кризиса характеризовалось снижением ряда основных макроэкономических показателей.Индекс промышленного производства составил 84,3 процента к предыдущему году. Объем инвестиций в основной капитал снизился на 10,8 процента по сравнению с 2008 годом, объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил64,4 процента. Доля убыточных предприятий в 2009 году составила 35,2 процента. Индекс потребительских цен по всем товарам и услугам в декабре 2009 года возрос на 9,0 процента к декабрю 2008 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом возросли на3,2 процента. Изменения в социально-экономическом развитии области оказали негативное влияние на сферу занятости населения.

В настоящее время рынок труда Астраханской областииспытывает последствия финансового кризиса не только 2008, но и 2009 года, обусловившего нестабильное финансово-экономическое состояние ряда организаций и, как следствие, сокращение спроса на рабочую силу, рост предложения рабочей силы на рынке труда и увеличение безработицы среди населения.

Среднегодовая численность населения, занятого в экономике области, в результате кризиса сократилась с 463 тысяч в 2008 году до 457 тыс. в 2009 году. Общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), в2009 годув среднегодовом исчислении в целом по Астраханской области возросла до 52,9 тыс.против 40,3 тыс. в 2008 году. Уровень общей безработицы увеличился с 7,5 процента в 2008 году до 10,0 процента в 2009 году.

Снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики, высвобождение работников, ликвидация неэффективных производств способствовали увеличению объемов движения рабочей силы. Уровень выбытия работников на крупных и средних предприятиях области увеличился в 2009 году до34,2 процента к среднесписочной численности работающих против 31,8 процента в 2008 году. Прием работниковсоставил 31,3 процентак среднесписочной численности работающих.Из-за увольнений из организаций по различным причинам рынок труда области в 2009 году пополнили более 54тыс. граждан.

В отраслевом разрезе в основном увеличение численности безработных происходило за счетграждан,уволенных с предприятий и организаций:государственного управления, обеспечения военной безопасности, соцобеспечения,сельского хозяйства,торговли,строительства,предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг,рыболовства и рыбоводства,транспорта и связи.

Основная доля выбывшей рабочей силы (до 70 процентов) приходиласьна граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию.Под влиянием кризиса в Астраханской области отмечалась активизация процессов высвобождения работников в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и т.д. Так, если в 2008 году количество высвобожденной рабочей силы составило3,3тыс. человекили 1,4 процента от среднесписочной численности работающих, то в 2009 году этот показатель достиг 5,7 тыс. человек или 2,4 процента.

Большинство граждан, уволенных в связи с сокращением численности штата организаций, становятся клиентами службы занятости. В течение 2009 года в целом по Астраханской области в центры занятости населения в поиске работы обратились 5,6 тыс. граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций, что в 1,8 разабольше, чем в предыдущемгоду.

Ежегодно в Астраханскую область привлекается до 12-15 тыс. иностранной рабочей силы, в основном в сельское хозяйство.Квалифицированная иностранная рабочая сила привлекается, преимущественно, в строительство и судостроение.

При наличии избыточного предложения рабочей силы на региональном рынке труда необходимо регулирование процесса привлечения иностранной рабочей силы на территорию Астраханской области, включая меры по повышению конкурентоспособности безработных граждан с целью замещения привлекаемых иностранных работников российскими гражданами.

Анализ сферы занятости показывает, чтона региональном рынке труда сохраняются его основные проблемы:

- активизация процессов увольнения работников, вызванных падением объемов производства под влиянием кризиса, нестабильностью экономического положения отдельных предприятий и организаций;

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;

- значительное влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в области значительно снижается во IIи III кварталах и возрастает в I и IV кварталах, что особенно характерно для сельской местности;

- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;

- пополнение рынка труда выпускниками образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего и высшего образования, не имеющими опыта работы, что осложняет их трудоустройство;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 21.10.2013 N 416-П)

- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики муниципальных районов области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;

- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и муниципальных районов, обусловленные специализацией в значительной степенина сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;

- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, невысокий уровень оплаты труда (половина заявляемых предприятиями и организациями в службу занятости вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума по Астраханской области);

- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного и пенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 21.10.2013 N 416-П)

2.2. Тенденции развития ситуации и вероятные последствия


Сфера занятости будет характеризоваться сочетанием процессов, обусловленных продолжением структурной перестройки экономики, обеспечивающей дальнейший экономический рост, повышение производительности труда, снижение объемов неэффективной занятости, уменьшение скрытой безработицы, а также сокращением численности занятых на отдельных предприятиях и в организациях в связи с падением объемов производства, ликвидацией неэффективных предприятий.

Планируемое развитие отраслей экономики Астраханской области обеспечит увеличение спроса на рабочую силу и окажет положительное влияние на занятость населения.

В рамках реализации политики повышения уровня занятости населения важное значение придается развитию предпринимательской деятельности и самозанятости населения. Осуществление эффективных инвестиционных проектов,организация самозанятости и малого предпринимательства безработными гражданами позволят создавать новые рабочие места, в результате чего численность занятых в экономике возрастет к 2013 году.

Прогноз занятости на 2011-2013 годы приведен в приложении 1.

Вместе с тем, увеличение потребности предприятий и организаций области в рабочей силе будет ниже её реального предложения и сохранит существующий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Астраханской области. Несмотря на тенденцию стабилизации безработицы, общая численность безработных по области в прогнозируемые годы может составить в среднегодовом исчисленииболее50 тыс.

Ожидаемые изменения в численности и составе населения и совокупное влияние всех социально-экономических факторов сохранят высокую потребность в рабочих местах и превышение предложения рабочей силы над спросом. Предложение рабочей силы на рынке труда в целом по Астраханской области составит в прогнозируемом периоде ежегодно до 150тыс. человек.

Структурные изменения, нестабильное финансово-экономическое положение отдельных предприятий повлекут за собой сохранение процессовсокращенияработников. Численность увольняемых в связи с сокращением граждан в целом по области прогнозируется в 2011-2013 годах на уровне 4,5 - 5,0 тыс.

Пополнят рынок труда бывшие военнослужащие и члены их семей. По прогнозу на рынок труда в 2011-2013 годах попадут ежегодно более 4 тыс. граждан, увольняющихся из Вооруженных Сил Российской Федерации.

На рынке труда в прогнозируемом периоде ожидается до 1,7-1,8тыс.граждан, освобождающихся из учреждений исполнения наказания.

В 2011-2013 годах на рынок труда могут попасть до 6,0-5,8тыс. выпускников учреждений профессионального образования различного уровня подготовки и общеобразовательных учреждений, в их числе 2,5 тыс. выпускников учреждений высшего профессионального образования, 2,0-1,9 тыс. выпускников учреждений среднего профессионального образования и 1,1 тыс. выпускников учреждений начального профессионального образования, а также 0,3 тыс. выпускников, закончивших общеобразовательные учреждения и не продолжающих дальнейшее образование.

Численность граждан, ищущих работу по другим причинам (занятые трудовой деятельностью граждане, желающие сменить или найти дополнительную работу, несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, желающие работать в свободное от учебы время, лица, ранее не работавшие и т.д.), в прогнозируемом периоде может составить ежегодно до 10тыс.

Прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Астраханской области в 2011-2013 годы приведен в приложении 2.

Без реализации программных мероприятий численность зарегистрированных безработных в области может возрасти на конец прогнозируемого периода до 16-17 тыс., а уровень регистрируемой безработицы превысит 3 процента к численности экономически активного населения.

2.3.Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием программно-целевого метода


С целью обеспечения занятости населения, улучшения и стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержки безработных граждан в 2010 году осуществляется реализация мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 410/8.

Ожидаемые показатели реализации программных мероприятий за 2008-2010 годы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»