Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 августа 2005 года N 275-П

О концепции отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 215-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

В целях реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Астраханской области, дальнейшего развития и привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство

(Преамбула в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить Концепцию отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы" (прилагается).

(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

2. Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Мухатов Т.Д.) разработать отраслевую целевую программу "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы" и в срок до 15 октября 2005 года внести ее в установленном порядке на утверждение в Правительство Астраханской области.

(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы" министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 03.08.2005 N 275-П

Концепция отраслевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2010 годы"

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

1. Введение


Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием всех потребителей, включая население. С целью развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях напряженных экономических взаимоотношений между государством и предприятиями ЖКХ необходимо оказание максимальной помощи предприятиям ЖКХ в проведении мероприятий по реализации программ модернизации, обеспечения их финансовой стабильности и ликвидации дотационности отрасли в целом, что позволит создать благоприятные условия и привлекательность жилищно-коммунального хозяйства для развития инвестиционной деятельности и привлечения частного капитала.

Концепция отраслевой целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области" (далее - концепция) разработана для определения основных задач, приоритетов, масштабов и механизмов реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства области и направлена на улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) населению при рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов, а также снижение эксплуатационных затрат на производство услуг ЖКХ.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 591-П НГР:RU30000200901194)

2. Оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и качества предоставления услуг ЖКХ


Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялись по остаточному принципу, так как бюджетные возможности области весьма ограничены.

Анализ финансового положения жилищно-коммунального хозяйства области показывает, что основными должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней и бюджетные организации (28% от общей дебиторской задолженности), население (55%), организации различных форм собственности (17%).

Размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможными не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений.

В сфере ЖКХ прослеживается несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и услуги ЖКУ и уровнем доходов населения.

Названный фактор является источником целого ряда серьезных проблем, возникших в ходе реформирования ЖКХ, начиная с трудностей внедрения системы адресного субсидирования и заканчивая проблемами задолженности и финансового оздоровления предприятий ЖКХ.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется следующими показателями:

- низким качеством предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг;

- износом технологического оборудования и основных средств ЖКХ;

- убыточностью отрасли ЖКХ, что в свою очередь требует отвлечения значительных бюджетных средств на компенсацию убытков предприятиям ЖКХ, подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему сезону;

- невозможностью привлечения в сферу ЖКХ негосударственных инвестиций вследствие отсутствия источников и гарантий возврата инвестиций;

- значительным дефицитом квалифицированных кадров;

- задолженностью предприятий ЖКХ за электроэнергию, тепло и газ по состоянию на 01.06.2005 в сумме 775,0 млн.руб., а также отсутствием перспектив урегулирования данной задолженности;

- отсутствием инициативы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций в муниципальную инфраструктуру для решения проблем отрасли ЖКХ.

В 2005 году расходы на финансирование отрасли ЖКХ из областного бюджета составили 670 млн.руб. (9,9% от общей расходной части областного бюджета), что на 2,4% меньше расходов 2004 года.

Финансирование предприятий ЖКХ Астраханской области из областного бюджета в 2004 году осуществлялось по трем основным статьям расходов, которые были исполнены в полном объеме, в том числе:

- дотация предприятиям ЖКХ по возмещению разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги населению (10%) - 131,2 млн.руб.;

- возмещение расходов предприятиям ЖКХ, связанных с предоставлением льгот населению по оплате жилищных, коммунальных услуг - 245,3 млн.руб.;

- возмещение расходов предприятиям ЖКХ от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным категориям граждан - 15 млн.руб.

Финансирование предприятий ЖКХ Астраханской области из областного бюджета в 2005 году осуществляется по двум основным статьям расходов, которые планируется исполнить в полном объеме;

- возмещение расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, - 235 млн.руб.;

- возмещение затрат предприятий на предоставление ЖКУ малообеспеченным категориям граждан, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, - 196 млн.руб.

Также в областном бюджете на 2005 год предусмотрены средства на финансирование расходов областных бюджетных учреждений в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в сумме 109 млн.руб., что на 7% больше фактического финансирования 2004 года.

Кроме того, в целях поддержки муниципальных образований и реализации мероприятий по подготовке области к осеннее- зимнему сезону ежегодно из областного бюджета оказывается финансовая помощь на приобретение топлива для котельных.

Однако, несмотря на проводимые в Астраханской области мероприятия по финансовой поддержке предприятий жилищно-коммунального комплекса, их показатель убыточности не снизится до тех пор, пока не установится соответствие между федеральным стандартом предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц и фактически сложившимся в области экономически обоснованным тарифом.

Прогнозный показатель экономически обоснованного тарифа на конец 2005 года составит 35,3 руб., что на 69% превышает установленный федеральный стандарт (20,9 руб.).

Указанное несоответствие приводит к занижению объемов финансовой поддержки области из федерального бюджета и значительному выпадению доходов предприятий ЖКХ, их убыточному функционированию.

Предприятия жилищно-коммунального комплекса не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в стабильном эксплуатационном режиме.

Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства показывает, что планируемые выпадающие доходы комплекса в 2005 году составят 464 млн. рублей или 81% к факту 2004 года. При этом 98% предприятий являются убыточными.

Однако положительным моментом является наметившаяся тенденция к снижению кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий ЖКХ. К примеру, уровень кредиторской задолженности в 2005 году снизится на 10% к уровню 2004 года, дебиторская задолженность снизится на 3%, при этом кредиторская задолженность превысит дебиторскую в 1,6 раза.

Таким образом, для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Астраханской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.

3. Основные цели и задачи реформирования ЖКХ


Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, оказание мер социальной поддержки населению.

Для достижения целей необходимо решение следующих задач:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, переход от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к мерам социальной поддержки граждан;

- снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств;

- внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирования потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома;

- формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению и привлечения частного бизнеса, а также создания эффективной системы управления производством и реализации услуг ЖКХ на основе долгосрочных инвестиционных отношений;

- разработка нормативных правовых актов, направленных на внедрение экономических мер в государственное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

- содействие подготовке кадров в сфере управления ЖКХ;

- приведение в соответствие федерального стандарта предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц фактически сложившемуся в области экономически обоснованному тарифу;

- создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), управляющих компаний.

4. Основные мероприятия реформирования ЖКХ


Основные мероприятия реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

- обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства, проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области;

- обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;

- формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создание ТСЖ и управляющих компаний;

- реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета;

- организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ;

- разработка нормативных правовых актов.

4.1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса


Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса Астраханской области является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики и предполагает осуществление следующих мер, которые носят в основном краткосрочный и среднесрочный характер:

а) обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает:

- применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»