Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2007 года N 250-П

О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 134-П)

В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466) и в целях более успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе ресурсов и привлечении новых,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы".

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" министерство образования и науки Астраханской области.

3. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) разработать отраслевую целевую программу "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" и представить её на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 15.07.2007.

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 22.06.2007 N 250-П

Концепция отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы"

1. Введение


Концепция модернизации российского образования до 2010 года ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация данной задачи на областном уровне требует совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования, механизмов взаимодействия с внешней средой, механизмов оценки и мониторинга качества образования, активного внедрения государственно-общественного заказа на подготовку и переподготовку профессиональных кадров для народно-хозяйственного комплекса области, реструктуризации сети образовательных учреждений и изменения механизмов работы с кадрами системы образования.

В связи с этим определена концепция отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы", основной целью которой должно стать обеспечение исполнения комплексных проектов модернизации областной системы образования, направленных на предоставление населению Астраханской области независимо от места жительства возможности получения качественных образовательных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности обучающихся.

2. Содержание проблемы


Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования.

В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети и реальным контингентом учащихся. В большинстве муниципальных образований области наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности обучающихся. К 2010 году можно ожидать стабилизации количества учащихся лишь в Ахтубинском районе и городе Астрахани.

Для муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, как и областной сети в целом, характерна неравномерность территориального распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня подготовки. Из 29 таких учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) подавляющее число сосредоточено в областном центре. Подобное распределение снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности. Существующие проблемы недостаточного обеспечения ресурсной базы снижают в целом и возможности получения качественных образовательных услуг для учащихся сельских школ в местах их проживания. Иными словами, затрудняется решение задачи обеспечения доступности качественного образования. Подавляющее большинство образовательных учреждений в муниципальных сетях представлено средними общеобразовательными школами. Большинству школ необходимы специализированные кабинеты физики, химии, информатики и т.п. Обеспечить все школы необходимым учебно-материальным ресурсом при существующей социально-экономической ситуации и общем дефиците средств, уровне изношенности оборудования нереально, да и нерационально (с учетом прогноза численности учащихся). Кроме прочего, если иметь в виду, что одним из показателей обеспечения психофизической безопасности является количество обучающихся в школах одной ступени или в относительно изолированных помещениях, то описанная ситуация является, по сути, антиресурсом для выполнения и данного требования.

Сравнительный анализ показателей, характеризующих контингент учащихся в существующей сети общеобразовательных учреждений, свидетельствует о том, что количество классов в параллели на старшей ступени и их средняя наполняемость не позволяют создать условия для организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся.

Среди других причин слабой готовности существующей сети общеобразовательных учреждений к реализации названного стратегического приоритета развития областной системы образования можно назвать:

- слабую ресурсную готовность образовательных учреждений к введению профильного обучения и подготовки профессиональных кадров;

- характерное до недавнего времени стремление органов управления образованием оснастить "всех и поровну", что привело к низкому уровню концентрации необходимых материально-дидактических ресурсов, а также производственной базы даже в относительно крупных (по численности) образовательных учреждениях;

- отсутствие разработанных механизмов обеспечения сетевого взаимодействия между муниципальными и государственными образовательными учреждениями;

- невысокий уровень готовности педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений к организации профильного и модульного обучения.

Параллельно с этими проблемами очевидными тормозящими факторами становятся действующие механизмы распределения бюджетных средств.

Кроме того, ввиду сохранения устаревших механизмов оплаты труда педагогических работников и значительного отставания их заработной платы от средней в отраслях промышленности Астраханской области (средняя заработная плата работников образовательных учреждений составляет 50-60% от средней заработной платы занятых в промышленности; за 2006 год - 45,4%) за последнее десятилетие произошел отток из отрасли наиболее квалифицированных кадров, способных обеспечить достижение новых целей образования.

Для сохранения имеющегося кадрового потенциала системы образования и привлечения в нее новых квалифицированных кадров требуется внедрение новых механизмов оплаты труда педагогов.

Для осуществления перехода на новые механизмы бюджетирования и новые системы оплаты труда в образовательной сфере возникает необходимость технического и методического сопровождения.

Вместе с этими проблемами наблюдается отсутствие сформированного механизма, позволяющего оценить степень соответствия запросов к системе образования по всем аспектам оказываемых образовательных услуг, во всех разрезах, от областного (мониторинг областной системы образования) и муниципального (мониторинг муниципальных систем образования) до субъектного (индивидуальная оценка развития обучающегося, качество деятельности педагогов, администрации образовательного учреждения).

Не сформирован механизм, позволяющий обществу перевести свои запросы в заказ к системе образования и в дальнейшем иметь возможность влиять на принятие стратегических решений.

Обеспеченность всех заинтересованных субъектов общества доступной информацией о качестве функционирования системы, достаточной для принятия обоснованных жизненных и управленческих решений, приведет к созданию ситуации здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг и трудовых ресурсов.

Управленческие модели в сфере образования не действуют на принципах взаимной ответственности субъектов образовательной политики, что не позволяет обеспечить реализацию в равной степени как государственного, так и общественного заказа образованию, привлекать дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы, обеспечивать открытость образовательной системы.

В то же время потенциал системы достаточен для решения вышеозначенных проблем.

В связи с этим предполагается разработка отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы".

3. Основные цель и задачи программы


Основной целью программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе и привлечении новых ресурсов.

Для ее реализации предполагается решение следующих задач:

- приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;

- обеспечение доступности всех обучающихся к качественным образовательным услугам;

- создание и задействование механизмов областной системы оценки качества образования;

- развитие институтов общественно-государственного управления образовательными учреждениями;

- обеспечение технического и методического сопровождения для создания условий введения новых систем оплаты труда педагогических работников и нормативного подушевого финансирования.

4. Срок реализации программы и основные мероприятия


Срок реализации программы рассчитан на 2008-2010 годы.

Для достижения указанной цели и выполнения поставленных задач разрабатывается система программных мероприятий по следующим направлениям:

4.1. Оснащение образовательных (ресурсных) и социокультурных центров необходимым учебным оборудованием.

По данному направлению в программу войдут мероприятия по приобретению учебной мебели, наглядных пособий, компьютерной, аудио- и видеотехники, современных технических средств обучения, спортивного инвентаря, оснащения для организации внеурочной и внеаудиторной деятельности обучающихся.

4.2. Обеспечение доставки обучающихся.

По данному направлению в программу будут включены мероприятия по приобретению транспорта для подвоза обучающихся к образовательным (ресурсным) центрам.

4.3. Обеспечение перехода на профильное обучение на старшей ступени общего образования.

По данному направлению в программу планируется включить мероприятия по методическому сопровождению и материальному обеспечению профилизации старшей ступени, организации подготовки и переподготовки педагогических кадров.

4.4. Создание, модернизация и оснащение учреждений профессионального образования (учреждения НПО, губернские колледжи).

По данному направлению в перечень мероприятий войдут приобретение производственного оборудования для подготовки и дальнейшей сертификации рабочих кадров, обеспечение лицензионных условий для вновь открываемых профессий и специальностей в соответствии с потребностями областного рынка труда.

4.5. Разработка и внедрение механизмов областной системы оценки качества образования.

Программой должна быть предусмотрена возможность полного перехода к 2009 году системы общего образования на проведение итоговой аттестации выпускников полной средней школы в форме и по материалам единого государственного экзамена, внедрение экспертизы уровня знаний выпускников основной школы проведением государственной аттестации с участием муниципальных экзаменационных комиссий, внедрение механизмов независимой оценки качества путем проведения мероприятий по созданию технической и методической базы сопровождения всех процедур, создание электронных каналов обмена информацией, сертификацию обучающихся по рабочим профессиям.

4.6. Расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями.

В программу планируется включить мероприятия по оказанию методической помощи, изданию методических пособий, созданию электронных баз данных.

4.7. Переход на нормативное подушевое финансирование в системе образования и внедрение новых систем оплаты труда педагогических работников.

5. Источники финансирования программы


Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств федерального и областного бюджетов при участии местных бюджетов и внебюджетных источников.

6. Целевые параметры, показатели и ожидаемые результаты от реализации программы


6.1. Целевые параметры

Для реализации программы заданы целевые параметры, выход на которые планируется к 2010 году:

- завершение перехода на нормативное подушевое финансирование в системе образования;

- создание современной производственной учебной базы;

- создание условий для обеспечения доступности обучающихся к качественной образовательной услуге;

- создание 61 образовательного (ресурсного) центра;

- создание 30 социокультурных комплексов;

- создание корпоративной сети (областной образовательный портал, система дистанционного повышения квалификации, система мониторинга и оценки качества образовательных услуг с помощью компьютерной сети);

- формирование областной системы оценки качества образования;

- дальнейшее расширение участия общественных институтов в управлении учреждениями системы образования.

6.2. Показатели

6.2.1. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

Таблица 1

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2007

2008

2009

2010

Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования (НПФ), от общего числа муниципальных образований в Астраханской области, в %, по годам

95

100

100

100

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»