Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июня 2006 года N 187-П

Об отраслевой целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 года"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 516-П;

постановление Правительства Астраханской области от 26.05.2009 N 242-П НГР:RU30000200900494;

постановление Правительства Астраханской области от 02.02.2009 N 36-П НГР:RU30000200900075;

постановление Правительства Астраханской области от 28.11.2008 N 620-П НГР:RU30000200801206)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (НГР:RU0000R200600168) и Постановлением Правительства Астраханской области от 23.03.2006 N 67-П "О концепции отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы" (НГР:RU30000200600107) Правительство Астраханской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую отраслевую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы" (далее - программа).

2. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (Жигин А.О.) внести в установленном порядке проект программы на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) в течение всего периода реализации программы при формировании бюджета Астраханской области включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете.

4. Признать утратившими силу с 01.01.2007 Постановление Администрации Астраханской области от 11.10.2004 N 15/162 "Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2004-2006 годы", Постановление Администрации Астраханской области от 14.12.2004 N 19/227 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Астраханской области от 11.10.2004 N 15/162" и Постановление Правительства Астраханской области от 21.09.2005 N 349-П "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Астраханской области от 11.10.2004 N 15/162".

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

Приложение

к Постановлению

Правительства

Астраханской области

от 7 июня 2006 г. N 187-П

Отраслевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 года" Паспорт отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы"

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 26.05.2009 N 242-П НГР:RU30000200900494)


наименование программы

отраслевая целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы" (далее - программа)

основания для разработки программы

Постановление Правительства Астраханской области от 23.03.2006 N 67-П "О концепции отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы"

государственный заказчик программы

главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области

основной разработчик программы

главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области

исполнитель основных мероприятий программы

главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области

цели и задачи программы

- концентрация организационно-технических, финансовых,материальных и информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местногосамоуправления, организаций и предприятий при решении проблемы снижения рисков в чрезвычайныхситуациях

сроки и этапы реализации программы

Программа выполняется в 2007-2010 годах. Выполнение программы разделено на два связанных между собой этапа: результаты работ на первом этапе программы (2007-2008 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2009-2010 годы)

объемы и источники финансирования Программы

Бюджет филиала фонда пожарной безопасности по Астраханской области - 2220 тыс. рублей, в том числе: в 2007 году - 520 тыс. рублей, в 2008 году - 540 тыс. рублей, в 2009 году - 560 тыс. рублей, в 2010 году - 600 тыс. рублей.

ожидаемые конечные результаты реализации программы

- повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1:10

система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением программы в установленном порядке осуществляет министерство экономического развития Астраханской области. Текущая информация о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований представляется исполнителем программы в установленном порядке

1. Содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки


Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности населения и экономики Астраханской области. В связи с этим обеспечение защиты населения и территории Астраханской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25.06.2005 N Пр-1048 по улучшению состояния дел с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1 была утверждена федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". Данным Постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные целевые программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Правительства Астраханской области от 23.03.2006 N 67-П "О концепции отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы" (НГР:RU30000200600107) утверждена концепция и главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области поручена разработка программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы".

Существо проблемы состоит в том, что, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, необходимо создать в Астраханской области условия для ее устойчивого развития путем координации совместных усилий и финансовых средств бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований и организаций.

В период с 2005 по 2006 годы решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2004-2006 годы".

В ходе реализации программы был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в Астраханской области программно-целевыми методами.

Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:

- изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов - потенциальных источников возникновения кризисов и чрезвычайных ситуаций;

- недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;

- недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления);

- изменение системы распределения сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и создать базовые условия, необходимые для повышения уровня защищенности критически важных объектов, безопасности населения и территории области от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров.

Современное состояние социально-экономического развития Астраханской области характеризуется высокими рисками в экономической сфере. К числу наиболее значимых рисков, относящихся к ведению области, относятся имущественные (ущерб имуществу области в результате аварий, пожаров, взрывов и стихийных бедствий), инфраструктурные (связанные с энергетическими, транспортными и инженерными системами жизнеобеспечения), экологические (связанные с загрязнением окружающей среды). Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области более 300 опасных объектов. По территории области проходят 8655 км железнодорожных путей, газо-, нефтепродуктопроводов, речных судоходных путей и автодорог.

Объекты, в числе которых 36 химически опасных, 184 пожаровзрывоопасных, представляют не только экономическую и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. Кроме того, социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Статистические данные о пожарах и их последствиях указывают на то, что в Астраханской области количество пожаров продолжает оставаться высоким.

Ежегодно при пожарах погибают в среднем более 100 человек, столько же получают отравления и травмы различной степени тяжести. В 2005 году в области зарегистрировано 968 пожаров, ущерб от которых составил 6.3 млн. рублей, расчетные потери - 91.3 млн. рублей. В значительной степени на успешное тушение пожаров влияет состояние противопожарной защиты областного центра и населенных пунктов области. На протяжении ряда лет не находит своего решения проблема обеспечения гарнизона пожарной техникой.

Территория области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, из которых наибольшую опасность представляют ураганные ветры, обрушение берегов и ежегодное весеннее половодье, по площади охвата территории и наносимому ущербу превосходящее все остальные опасные явления. В настоящее время в Астраханской области существует серьезная угроза, связанная с обрушением берегов в населенных пунктах, расположенных по берегам реки Волги, рукавов Бахтемир, Болда, Кизань и других протоков. Всего в области имеется 45 населенных пунктов, где происходит интенсивная переработка и обрушение берегов: в опасных зонах, подверженных обрушению берегов, находится 414 домовладений. Ежегодные расходы бюджета Астраханской области на проведение противопаводковых мероприятий в муниципальных образованиях составляют от 7 до 10 млн. рублей.

Общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций в Астраханской области за 1997-2005 годы составил более 279 млн. рублей.

Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания, в результате чего снижается уровень охвата оповещением населения, особенно в сельской местности. В соответствии с нормативами оповещения населения Астраханской области электросиренами в сельских районах необходимо оповещать 214 населенных пунктов. На данный момент оповещаются только 44 населенных пункта. Для таких муниципальных образований, как "Город Астрахань", "ЗАТО Знаменск Астраханской области", "Наримановский район" и "Приволжский район", эта проблема является наиболее острой. Централизованная система оповещения населения и руководящего состава в них вообще отсутствует. В городе Астрахани охват оповещением населения по сигналу "Внимание всем" не превышает 20 процентов.

Необходимость повышения безопасности экономики Астраханской области, создание условий для поддержания стабильности и экономического роста требуют разработки отраслевой целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы".

Программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию как превентивных мер, так и мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба. Мероприятия по снижению рисков, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, а также рисков возникновения опасных природных явлений возможно осуществлять с привлечением средств страхования, что поможет обеспечить реальную компенсацию убытков за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет.

Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов. Реализация программы позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков на базе единых методических подходов.

Снижение рисков чрезвычайных ситуаций всех типов и масштабов и их негативных последствий будет обеспечено путем реализации следующих основных направлений программы:

- системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;

- совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными природными процессами и явлениями;

- создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и опасных производственных объектов;

- развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

- развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Программа будет востребована не только в сфере государственного регулирования и управления, но и обеспечит прозрачные механизмы и процедуры взаимодействия с бизнесом и общественностью.

2. Основные цели и задачи программы


Основные цели программы - последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности и защищенности критически важных объектов, населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасности жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Астраханской области.

Основными задачами программы являются:

- совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления при снижении рисков чрезвычайных ситуаций, повышении защиты населения и критически важных объектов области от угроз природного и техногенного характера;

- прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах области и разработка комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их безопасности;

- укрепление материально-технической базы государственной противопожарной службы;

- создание комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на региональном и местном уровнях;

- совершенствование организационной и технической основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;

- реконструкция Астраханской территориальной системы централизованного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях;

- развитие системы прогнозирования и контроля за деятельностью опасных производственных объектов;

- совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»