Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2010 года N 186-П

О концепции комплексной целевой программы "Ранее вмешательство" на 2010-2012 годы"


(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2012 N 527-П)

В целях минимизации отклонений в состоянии здоровья детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010 -2012 годы.

2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы министерство социального развития и труда Астраханской области.

3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 29.04.2010 N 186-П

Концепция комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы


1. Введение


В современных условиях развития России, когда политическая, экономическая и социальная жизнь претерпевает значительные изменения, решение проблемы минимизации детской инвалидности путем абилитационных и реабилитационных мероприятий детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Отмечается высокий уровень роста числа детей, рождающихся с нарушением здоровья или заболевающих в первые годы жизни, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к дальнейшей инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми сталкивается семья при воспитании, обучении и развитии ребенка- инвалида.

Профилактика и коррекция нарушений развития (физического и психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для абилитации младенцев, материальной и иной поддержки.

По данным различных исследований, большая часть семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития относится к наименее обеспеченным слоям населения, что приводит к низким показателям трудовой и социальной активности.

Положительные изменения данной категории населения (семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития) возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество.

Наш опыт работы с детьми раннего возраста с нарушениями развития показывает, что наиболее действенными являются не только усилия специалистов по абилитации и реабилитации детей, но и активное участие в данном процессе родителей (семей), воспитывающих детей раннего возраста.

2. Содержание проблемы профилактики детской инвалидности и обоснование необходимости ее решения программным методом


В последние десятилетия в России, как и во всем мире, сохраняется негативная тенденция в состоянии здоровья детей: снижаются показатели здоровья, возрастает детская инвалидность, растет количество детского населения с ограничением жизнедеятельности вследствие пренатального и перинатального органического поражения центральной нервной системы, проявляющегося в постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией.

Статистика в Астраханской области такова, что более 70% (2006 год- 69,8%; 2007 год - 72,4%; 2008 год - 75%) детей от 0 до 3 лет рождаются больными, имеют пограничные состояния или приобретают хронические заболевания в раннем возрасте. Ведущее место в структуре детской инвалидности принадлежит врожденным аномалиям развития (41,7%) и патологии центральной нервной системы (32%). Необходимо отметить, что за последние годы в структуре детской инвалидности в Астраханской области увеличился удельный вес детей- инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет: с 26,6% в 2006 году до 32% в 2008 году.

Актуальность проблемы состоит в следующем: во-первых, это поколение будет определять будущее России в ближайшие десятилетия, уровень её интеллектуального и экономического развития; во-вторых, необходимы экономические затраты государства на лечение, реабилитацию и социальное обеспечение этой группы населения для их социально-бытовой адаптации и улучшения качества жизни.

В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя адекватная комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии.

Увеличение числа детей с ранней детской патологией выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии на передний план и требует комплексногоосуществления мероприятий по раннему выявлению данной категории детей и оказанию им квалифицированной помощи. Конечно, нельзя сказать, что данная категория детей оставлена без внимания. Их проблемами занимаются как учреждения здравоохранения, в чье поле зрения они попадают прежде всего, так и учреждения образования, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы.

Однако каждое из указанных ведомств оказывает свою профессиональную помощь ребенку, не взаимодействуя друг с другом, тогда как комплексное решение проблемы возможно только при объединении усилий всех заинтересованных ведомств.

Опыт работы подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области реабилитационных учреждений выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей раннего возраста в структуре детской инвалидности:

- отсутствие информированности родителей об особенностях развития ребенка, признаках детской патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью;

- отсутствие скоординированной системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями развития;

- недостаточная разработка психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции развития в раннем возрасте;

- недостаточное количество специалистов для работы с детьми раннего возраста.

Решение указанных проблем возможно только при межведомственном взаимодействии с использованием программно-целевого метода.

В связи с этим министерством социального развития и труда Астраханской области совместно с другими заинтересованными ведомствами и учреждениями разработан проект комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010 - 2012 годы (далее – программа).

Программно - целевой метод объединит и скоординирует усилия всех заинтересованных ведомств в решении задач минимизации отклонений в состоянии здоровья детей и профилактике инвалидности у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте.

Новизна программы заключается в том, что в поле реабилитационной деятельности специалистов включаются и родители, воспитывающие ребенка раннего возраста. Семья воспринимается как единый целостный организм, нуждающийся в разрешении проблем медицинского, психолого-педагогического, социального характера, в связи с чем помощь оказывается всей семье (родителям, другим членам семьи), а не только ребенку с ограниченными возможностями.

Таким образом, расширяется субъект реабилитационного воздействия: вместо одного (ребенок с нарушениями развития) возникает полимодальный субъект, представленный детской и взрослой составляющей. Это обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и развития, и в перспективе - оптимальный вариант социальной адаптации ребенка и семьи в целом.

Мероприятиями программы предполагается не только проведение диагностических и реабилитационных мероприятий, но и организация патронирования семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, динамическое наблюдение за его развитием, оказание психологической и методической помощи семьям, в первую очередь тем, где оба или единственный родитель являются безработными.

3. Предложения по цели и задачам программы, показателям, позволяющим оценить ход реализации программы


Основной целью программы являетсяминимизация отклонений в состоянии здоровья детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет).

Для достижения указанной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:

- организационно-методическое обеспечение работы по предотвращению ранней детской патологии;

- просветительскую работу с молодыми родителями по вопросам выявления признаков патологии у детей;

- организацию и проведение абилитационных и реабилитационных мероприятий с детьми раннего возраста;

-укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих мероприятия по абилитации и реабилитации детей раннего возраста.

В качестве основного критерия оценки эффективности будет рассматриваться наличие положительной динамики в психомоторном развитии детей раннего возраста.

4. Предлагаемый срок реализации программы


Срок реализации программы - 2010-2012 годы. Этапы реализации программы не выделяютсяв связи с тем, что ежегодно предусматривается реализациявзаимосвязанных комплексов мероприятий.

5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы


Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 15406,9 тыс. рублей, в том числе из:

- средств бюджета Астраханской области - 9883,8 тыс. рублей;

- внебюджетных средств - 899,0 тыс. рублей;

-средств, запрашиваемых в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - средства Фонда), - 4624,1 тыс. рублей.

В том числе по годам реализации:

2010 год:

- всего 7762,2 тыс. рублей, из них:

- из бюджета Астраханской области - 3625,8 тыс. рублей;

- внебюджетные средства- 384,0 тыс. рублей;

- средства Фонда - 3752,4 тыс. рублей;

2011 год:

- всего 3749,0 тыс. рублей, из них:

- из бюджета Астраханской области - 3075,0 тыс. рублей;

- внебюджетные средства - 235,0 тыс. рублей;

- средства Фонда - 439,0 тыс. рублей;

2012 год:

- всего 3895,7 тыс. рублей, из них:

- из бюджета Астраханской области - 3183,0 тыс. рублей;

- внебюджетные средства- 280,0 тыс. рублей;

- средства Фонда - 432,7 тыс. рублей.

Финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется в рамках отраслевых и ведомственных программ исходя из возможности бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе из средств:

- направления "Семья с детьми-инвалидами" подпрограммы "Дети и семья" отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 17.07.2009 N 386-П, - 40,0 тыс. рублей;

- аналитической ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.12.2009 N 76, - 9843,8 тыс. рублей.

Под внебюджетными средствами понимаются средства, полученные от предпринимательской деятельности, и спонсорские средства.

Средства Фонда на реализацию комплексной целевой программы "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы в виде гранта перечисляются Астраханскому областному фонду социальной поддержки населения, который финансирует исполнителей программы в соответствии с программными мероприятиями.

6. Предложения по основным направлениям финансирования программы


Для эффективного достижения поставленной цели планируется реализация следующих мероприятий:

- создание информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с риском развития ранней патологии;

- создание межведомственного ресурсного центра на базе областного государственного учреждения "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", основным направлением деятельности которого станет координация возможностей различных ведомств по реабилитации и абилитации детей раннего возраста;

-организация и проведение научно-практических межведомственных конференций, семинаров по проблемам выявления ранней патологии;

- повышение квалификации и переподготовка специалистов по работе с детьми раннего возраста;

- распространение знаний о патологии детей раннего возраста;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»