• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 14 января 1993 года N 416

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Утратил силу Законом Республики Тыва от 27.11.2003 г. N 417 ВХ-1

(Изменения:

Закон Республики Тыва от 21 декабря 1995 г. N 458;

Закон Республики Тыва от 25 апреля 2001 г. N 1011.

Настоящий Закон основывается на том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Тыва как основа жизни и деятельности народа Республики Тыва.

( В ред. Закона Республики Тыва от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства


Задачей природоохранительного законодательства Республики Тува является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях:

сохранения природы Республики Тува;

хозяйственного использования и воспроизводства природных ресурсов;

предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу;

обеспечения граждан республики экологически благоприятной средой обитания.

( изм. в ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды


При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей природной среды, местные Советы народных депутатов, главы местных администраций, министерства и ведомства, государственные, кооперативные, коммерческие структуры, аратско-крестьянские хозяйства и другие предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Тува,юридические лица,в том числе иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими принципами:

приоритетом охраны жизни и здоровья человека;

научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов, с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов;

строгим соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушение;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач на территории республики;

международным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды;

единой системой экологического контроля.

Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды


1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, уничтожения, истощения, пожаров подлежат:

естественные экологические системы и их компоненты, климат, озоновый слой атмосферы;

земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, леса и иная растительность во всем их видовом многообразии, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные природные парки, аржааны и грязелечебные озера, памятники природы; редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений и животных, места их обитания;

уникальные природные территории и природные ресурсы;

памятники и объекты исторического, культурного и природного наследия (территории, объекты-памятники археологии: курганы, могильники, городища, поминальные комплексы, ритуальные сооружения, древние горные выработки и другие культовые сооружения).

Статья 4. Компетенция Верховного Совета


К компетенции Верховного Совета Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов относятся:

определение правовых основ контроля законодательства Республики Тува, установление норм экологической безопасности и осуществление природоохранной деятельности на территории республики;

рассмотрение и утверждение республиканских экологических программ;

определение полномочий местных Советов народных депутатов в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности;

установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечения режима таких зон на территории республики;

осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды;

регулирование вопросов охраны природы с регионами России и другими государствами;

участие в разработке совместно с Верховными Советами России и других государств межреспубликанских экологических программ, их утверждение, контроль за их выполнением.

Верховный Совет Республики Тува вправе рассматривать и другие вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Тува и настоящим Законом.

( изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 5. Компетенция Президента и Правительства


Президент и Правительство Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов:

осуществляют реализацию государственной экологической политики;

устанавливают порядок образования и использования республиканского внебюджетного экологического фонда, организуют подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов на территории Республики Тува;

утверждают Красную книгу Республики Тува;

принимают решения об организации особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Тува;

устанавливают порядок определения и размеры платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, другие виды вредного воздействия;

принимают решения о приостановлении, прекращении, деятельности экологически вредных объектов независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

организуют всеобщее экологическое образование и воспитание граждан;

регулируют другие вопросы охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, не входящие в компетенцию Российской Федерации.

( изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001. N 1011.)

Статья 6. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов


К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов относятся:

комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Республике Тува, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности в этой области;

организация и осуществление государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы;

организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;

получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности экологической информации;

ведение Красной книги Республики Тува, организация природно-заповедного дела, обеспечение деятельности особо охраняемых природных объектов;

утверждение нормативов, правил участия в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;

выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Тува;

ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;

составление протоколов в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;

разработка экологических программ, планов и других документов природоохранной деятельности;

учет и оценка окружающей природной среды, состояния природных ресурсов, экологически вредных объектов, ведение кадастра природных ресурсов;

ведение фонда охраны природы Республики Тува;

обеспечение населения необходимой экологической информацией;

участие в организации системы непрерывного экологического воспитания и образования;

осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации и Республики Тува в соответствии с международными соглашениями и договорами.

Решение специально уполномоченных на то государственных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 7. Компетенция местных Советов народных депутатов


К ведению местных Советов народных депутатов в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся:

определение основных направлений охраны природны и использования природных ресурсов района, города, поселка и села;

утверждение экологических программ и планов, а также осуществление контроля природоохранной деятельности на своих территориях;

установление норм и осуществление местных сборов, налогов за использование природных ресурсов;

принятие решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения на своих территориях;

разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов в соответствии с законодательством.

Статья 8. Компетенция местных администраций


К ведению местных администраций в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся:

учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории независимо от форм собственности и подчинения;

планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения;

организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

подготовка и представление предложений об организации особо охраняемых территорий и объектов на территории района, города, поселка и села;

организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

экологическое воспитание, образование и просвещение;

обеспечение населения необходимой экологической информацией;

право применять меры административного воздействия за экологические нарушения в соответствии с законодательством;

решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных администраций в соответствии с законодательством.

Статья 9. Права и обязанности граждан в области окружающей природной среды


Граждане имеют право:

на благоприятную для жизни природную среду;

на экологическое образование и просвещение;

на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды;

на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране и восстановлению;

на участие в обсуждении планов, программы и проектов деятельности, опасной для природы и человека;

требовать отмены решений, выполнение которых опасно для природы и человека;

организовывать и принимать участие в общественных акциях в защиту природы;

на возмещение в судебном или административном порядке причиненного их здоровью вреда в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф.

Граждане обязаны:

сохранять природу, бережно относиться к ее богатству;

соблюдать законодательство;

соблюдать режим особо охраняемых территорий и объектов.

Статья 10. Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды


Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права населения, развивать экологическую культуру населения, выполнять работы по охране природы;

содействовать государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, требовать в административном или судебном порядке отмены экологически опасных проектов, решений о строительстве экологически вредных объектов, перепрофилировании или прекращении деятельности уже имеющихся таких объектов;

требовать назначения государственной экологической экспертизы;

ставить вопросы о привлечении к административной или уголовной ответственности виновных лиц в нарушении природоохранительного законодательства, предъявлять в суде или Высшем арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями, в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации и Республики Тува;

требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и о мерах по ее охране;

организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, входить с предложениями о проведении референдумов, согласно порядку, установленному законодательством, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации.

Экологическая деятельность общественных объединений проводится в соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и Республики Тува.

Статья 11. Государственные гарантии экологических прав граждан и общественных объединений


Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тува.

Местные Советы народных депутатов и местные администрации, специально уполномоченные на то государственные органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранной деятельности.

Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению

общественными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тува и настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тува.

Статья 12. Экономический механизм природопользования


1. Экономический механизм природопользования имеет своими задачами:

планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

2. На государственные природоохранительные органы возлагаются ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

3. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы.

4. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:

федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Тува и местных бюджетов;

средств предприятий, учреждений и организаций;

федерального, республиканского и местных экологических фондов;

фондов экологического страхования;

кредитов банков;

добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

5. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканском и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

6. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и Правительством Республики Тува на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии на комплексное природопользование.

7. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

8. Лицензии на комплексное природопользование выдаются природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Республики Тува в области охраны окружающей природной среды с указанием:

видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

9. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства, и устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

10. Срок достижения нормативов объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических программ.

11. Плата за природные ресурсы (земля и ее недра, вода, воздух, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

12. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается в бесспорном (безакцептном) порядке за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

13. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятием, учреждением, организацией в бесспорном (безакцептном) порядке:

90 процентов - на специальные счета республиканских и местных государственных экологических фондов;

10 процентов - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

14. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Республики Тыва устанавливает дифференцированные, ставки платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ.

15. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

16. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканский и местные фонды.

17. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:

плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитивам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц и граждан;

инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц.

18. Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений, банков и распределяются в следующем порядке:

60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского значения;

10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

19. Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

20. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

21. На территории Республики Тува осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

22. Фонды экологического страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

23. Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.

24. В Республике Тува осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:

установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

освобождения от налогообложения экологических фондов;

передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, рациональному использованию природных ресурсов;

применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

25. Законодательством Республики Тува могут быть установлены другие виды экологического стимулирования охраны окружающей природной среды.

( изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.0

Статья 13. Нормирование качества окружающей природной среды


1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

3. При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации и Республики Тува.

4. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий от концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов вредных физических воздействий, уровня радиационного воздействия, применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, нормы нагрузки на окружающую природную среду, экологические требования к продукции, нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и Республики Тува.

( изм. В ред Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 14. Государственная экологическая экспертиза


1. Государственная экологическая экспертиза проводится специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

2. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах, определяемых Федеральным законом "Об экологической экспертизе".

3. Государственная экологическая экспертиза осуществляется за счет средств заказчиков согласно Положению о государственной экологической экспертизе.

4. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

5. Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

6. Объекты государственной экологической экспертизы определяются Федеральным законом "Об экологической экспертизе".

(Изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 15. Ответственность за невыполнение требований государственной экологической экспертизы и ответственность экспертов


1. Руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, другие должностные лица и иные работники, а также граждане несут ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством.

2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или Высший арбитражный суд.

Статья 16. Общественная экологическая экспертиза


1. Общественная экологическая экспертиза, проводимая научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе, становится юридически обязательной после утверждения результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

2. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством.

Статья 17. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов


1. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, иных организаций и хозяйств независимо от форм собственности, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 18. Зоны чрезвычайной экологической ситуации


1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Республики Тува, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые и глубокие отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постановлениями органов законодательной власти Российской Федерации либо указами Президента Республики Тува по представлению специально уполномоченных на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании

заключения государственной экологической экспертизы.

3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

4. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых бюджетных средств Российской Федерации и Республики Тува.

( изм. в ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 19. Зоны экологического бедствия


1. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Республики Тува, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

2. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство реконструкции новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Статья 20. Природно-заповедный фонд Республики Тува


1. Государственные природные заповедники, включая биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Республики Тува, образуют природно-заповедный фонд Республики Тува, обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений.

2. Изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Тува запрещено.

3. Природно-заповедный фонд находится в ведении и управлении специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

Статья 21. Экологический контроль


1. Экологический контроль ставит своими задачами наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

3. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждения и прогнозами ее состояния и осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах.

4. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 22. Государственный экологический контроль


1. Государственный экологический контроль на территории Республики Тува осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Верховным Советом Республики Тува, Правительством Республики Тува, Правительством Российской Федерации и местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Министерства обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию объектов;

привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или Высший арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Указанные решения обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйствами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения прекращают финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

3. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или Высший арбитражный суд.

Статья 23. Производственный экологический контроль


1. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.

2. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами независимо от форм собственности на основе настоящего Закона.

Статья 24. Общественный экологический контроль


1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Республики Тува и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйствами независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Тува.

Статья 25. Экологическое воспитание, образование, научные исследования


В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.

1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных учреждениях и учебных заведениях независимо от их профиля обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях осуществляется преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

3. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающее вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Республики

Тува, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

4. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

5. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств проводится распространение экологических знаний, а также природоохранительного законодательства.

6. Распространение экологических и эколого-правовых знаний, осуществляется государственными органами, профессиональными союзами Республики Тува, общественными объединениями, средствами массовой информации.

7. Органы по охране окружающей природной среды, министерства и ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, и создают необходимые условия для эффективных экологических исследований и внедрения полученных результатов.

8. Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ (международных, республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе проектов, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, участвуют в формировании экологической культуры общества и несут персональную ответственность за научные результаты своих разработок.

Статья 26. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды


1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности разрешаются местными Советами народных депутатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке.

3. Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются судом или Высшим арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

( Изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 27. Ответственность за экологические правонарушения


1. За экологические правонарушения, то есть противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с федеральным Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Тува.

2. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация и хозяйство независимо от формы собственности понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями и хозяйствами независимо от форм собственности, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.

(Изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)

Статья 28. Уголовная ответственность за экологические преступления


Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статья 29. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением


1. Предприятия, учреждения, организации, хозяйства независимо от формы собственности и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

( Изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011)

Статья 30. Межрегиональное сотрудничество и международные связи в области охраны окружающей природной среды


1. В области охраны окружающей природной среды Республика Тыва обладает правом на осуществление сотрудничества с субъектами Российской Федерации, международных связей с административно - территориальными образованьями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных для целей охраны окружающей природной среды.

2. Иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны на территории Республики Тыва соблюдать требования настоящего Закона и несут ответственность за их нарушение.

( Изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011)

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Республики Тува Ш.Ооржак

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Название документа: ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Номер документа: 416

Вид документа: Закон Республики Тыва

Принявший орган: Верховный Совет Республики Тыва

Статус: Недействующий

Опубликован: газета "Тувинская правда" N от 15.03.1993
Дата принятия: 14 января 1993

Дата редакции: 14 января 1993