ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
от 14 января 1993 года N 416
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Утратил силу Законом Республики Тыва от 27.11.2003 г. N 417 ВХ-1
(Изменения:
Закон Республики Тыва от 21 декабря 1995 г. N 458;
Закон Республики Тыва от 25 апреля 2001 г. N 1011.
Настоящий Закон основывается на том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Тыва как основа жизни и деятельности народа Республики Тыва.
( В ред. Закона Республики Тыва от 25.04.2001 г. N 1011.)
Задачей природоохранительного законодательства Республики Тува является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях:
сохранения природы Республики Тува;
хозяйственного использования и воспроизводства природных ресурсов;
предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу;
обеспечения граждан республики экологически благоприятной средой обитания.
( изм. в ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей природной среды, местные Советы народных депутатов, главы местных администраций, министерства и ведомства, государственные, кооперативные, коммерческие структуры, аратско-крестьянские хозяйства и другие предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Тува,юридические лица,в том числе иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими принципами:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека;
научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональным использованием природных ресурсов, с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов;
строгим соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушение;
гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач на территории республики;
международным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды;
единой системой экологического контроля.
1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, уничтожения, истощения, пожаров подлежат:
естественные экологические системы и их компоненты, климат, озоновый слой атмосферы;
земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, леса и иная растительность во всем их видовом многообразии, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные природные парки, аржааны и грязелечебные озера, памятники природы; редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений и животных, места их обитания;
уникальные природные территории и природные ресурсы;
памятники и объекты исторического, культурного и природного наследия (территории, объекты-памятники археологии: курганы, могильники, городища, поминальные комплексы, ритуальные сооружения, древние горные выработки и другие культовые сооружения).
К компетенции Верховного Совета Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов относятся:
определение правовых основ контроля законодательства Республики Тува, установление норм экологической безопасности и осуществление природоохранной деятельности на территории республики;
рассмотрение и утверждение республиканских экологических программ;
определение полномочий местных Советов народных депутатов в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности;
установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечения режима таких зон на территории республики;
осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды;
регулирование вопросов охраны природы с регионами России и другими государствами;
участие в разработке совместно с Верховными Советами России и других государств межреспубликанских экологических программ, их утверждение, контроль за их выполнением.
Верховный Совет Республики Тува вправе рассматривать и другие вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Тува и настоящим Законом.
( изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001 г. N 1011.)
Президент и Правительство Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов:
осуществляют реализацию государственной экологической политики;
устанавливают порядок образования и использования республиканского внебюджетного экологического фонда, организуют подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов на территории Республики Тува;
утверждают Красную книгу Республики Тува;
принимают решения об организации особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Тува;
устанавливают порядок определения и размеры платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, другие виды вредного воздействия;
принимают решения о приостановлении, прекращении, деятельности экологически вредных объектов независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
организуют всеобщее экологическое образование и воспитание граждан;
регулируют другие вопросы охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, не входящие в компетенцию Российской Федерации.
( изм. В ред. Закона РТ от 25.04.2001. N 1011.)
К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов относятся:
комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Республике Тува, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности в этой области;
организация и осуществление государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы;
организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и хозяйств независимо от форм собственности экологической информации;
ведение Красной книги Республики Тува, организация природно-заповедного дела, обеспечение деятельности особо охраняемых природных объектов;
утверждение нормативов, правил участия в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;
выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Тува;
ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;
составление протоколов в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
разработка экологических программ, планов и других документов природоохранной деятельности;
учет и оценка окружающей природной среды, состояния природных ресурсов, экологически вредных объектов, ведение кадастра природных ресурсов;
ведение фонда охраны природы Республики Тува;
обеспечение населения необходимой экологической информацией;
участие в организации системы непрерывного экологического воспитания и образования;
осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации и Республики Тува в соответствии с международными соглашениями и договорами.
Решение специально уполномоченных на то государственных органов Республики Тува в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.
К ведению местных Советов народных депутатов в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся:
определение основных направлений охраны природны и использования природных ресурсов района, города, поселка и села;
утверждение экологических программ и планов, а также осуществление контроля природоохранной деятельности на своих территориях;
установление норм и осуществление местных сборов, налогов за использование природных ресурсов;
принятие решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения на своих территориях;
разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов в соответствии с законодательством.
К ведению местных администраций в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся:
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;
учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории независимо от форм собственности и подчинения;
планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения;
организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;