• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

УКАЗ

от 22 апреля 1998 года N 217

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Утратил силу Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 20 июня 2007 г. N 108

В целях всестороннего учета интересов многонационального народа Республики Тыва и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления в реализации Концепции государственной национальной политики, руководствуясь частью 3 статьи 69 Конституции Республики Тыва и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Республики Тыва.

2. Рекомендовать органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Республики Тыва при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке законов, отдельных республиканских и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Управление Администрации Президента Республики Тыва по внутриполитическим вопросам и межнациональным отношениям и на государственную Комиссию по реализацию Концепции государственной национальной политики Республики Тыва.

4. Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Республики Тыва

Ш. Ооржак

КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Республики Тыва


УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Тыва
от 22 апреля 1998 г. N 217


Концепция государственной национальной политики Республики Тыва представляет собой систему современных взглядов, приоритетов и принципов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений. Она учитывает необходимость укрепления государственности и обеспечения суверенитета республики в новых исторических условиях развития российского правового, демократического государства, становления гражданского общества, согласования как федеральных интересов, так и интересов народа Республики Тыва.

Концепция государственной национальной политики Республики Тыва основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, а также общепринятых нормах и принципах международного права и находит свое выражение в системе законов Республики Тыва, договоров и соглашений, заключенных с субъектами Российской Федерации.

Концепция призвана способствовать укреплению и развитию государственности Республики Тыва, совершенствованию системы государственной власти, органов самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития ее народов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Этнополитическая ситуация в Республике Тыва

Республика Тыва - суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации. В ней проживают представители более 90 национальностей. Большинство населения составляют тувинцы и русские. Доля коренных жителей составляет около 70%, русскоязычного населения - более 30%.

В двадцатом столетии численность коренного населения возросла в четыре раза, русскоязычного - восемь раз. Решающее влияние на это оказали внешние и внутренние факторы, способствующие консолидации тувинского этноса и сохранению целостности его государственности, нахождение с 1914 года Тувы под протекторатом и покровительством России,

осуществление самоопределения и образование в 1921 году первого в истории тувинского народа самостоятельного государства - Тувинской Народной Республики, а затем и в 1944 году добровольное вхождение ТНР в состав РСФСР и СССР.

Опираясь на братскую помощь и поддержку русского и других народов страны тувинский народ в социалистический период добился крупных успехов в своем экономическом, культурном и социальном развитии. Создана солидная база для подъема промышленности и сельского хозяйства. Построены автодороги и линии электропередачи. Развиваются транспорт и связь, предприятия коммунального и бытового обслуживания. Выросли города и села с современной инфраструктурой. Расширяется сеть образовательных, культурных и научных учреждений, объектов здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной сферы.

Глубокие социально-экономические преобразования, которые произошли в Туве за последние десятилетия являются плодом совместных усилий, тесного братского сотрудничества и дружбы всех наций и народностей, населяющих республику.

Путь к нынешней жизни не был безоблачным. Из-за ошибок в политике и серьезных нарушений законности, в 30-50 годы в Туве подверглись репрессиям более тысяч граждан различных национальностей, ущемлялись права и свободы людей, особенно верующих. Были подорваны хозяйственные, организационные и кадровые основы развития религий. Применялись насильственные меры по форсированию коллективизации и ограничению частной собственности. Проявлялось пренебрежительное отношение к национальным традициям, обычаям и обрядам народов.

Серьезные просчеты допускались в подборе и расстановке руководящих кадров, социальная несправедливость по отношению к титульной нации Тувы. Постепенно вытеснялся тувинский язык из школ, детских садов, учебных заведений, государственных учреждений и принижалась роль национальной культуры и искусства.

Накапливался широкий спектр проблем, как объективного, так и субъективного характера. Деформация в области экономики, политики и идеологии, неудовлетворенность условиями труда и быта в советский период создали условия для национальной неудовлетворенности и межнационального противоречия.

Запоздалая оценка этих событий и частичное решение возникших проблем, привели к концу 80-х и началу 90-х годов к усилению социальной напряженности в тувинском обществе, обострению межнациональных конфликтов, оживлению националистических, сепаратистских и шовинистических настроений. Традиционно доброжелательным, доверительным и уважительным межнациональным отношениям был нанесен заметный ущерб.

В русле общероссийских событий, в Туве с принятием в декабре 1990 года Декларации о государственном суверенитете и в октябре 1993 года Конституции Республики Тыва закладывается фундамент правового, демократического государственного устройства. На первоначальном этапе перехода к новому общественному устройству усилия государственных органов и всего многонационального народа Тувы были направлены на укрепление государственности республики, создание основ рыночной экономики, на развитие культуры, языка, самобытных традиций и обрядов народов, возрождение религий, расширение внешнеэкономических связей с зарубежными странами. В то же время в Республике Тыва, как и в России, переход к рыночным отношениям проходит тяжело и болезненно. Еще не преодолены кризисные явления в экономике. Очень сложными оказались последствия реформ в социальной сфере. Среднедушевой денежный доход в 1,5 раза ниже, средняя продолжительность жизни почти на 10 лет короче, чем по стране, естественный прирост населения на 1000 человек по сравнению с 1990 годом, сократился в более чем в 5 раз. До 80 процентов семей живут за чертой бедности, свыше 24 тысяч человек являются безработными, угрожающими темпами распространяются инфекционные заболевания людей.

В настоящее время межнациональные отношения в республике носят стабильный характер. В условиях затянувшегося общего экономического и финансового кризиса люди различных национальностей проявляют сдержанность и терпимость, понимая сложившиеся трудности. Однако, четко осознать, что такое положение не может долго продолжаться, если не будут приняты кардинальные и неотложные меры по подъему экономики и улучшению жизненного уровня населения.

Усиливающая неудовлетворенность сегодняшним экономическим положением, возрастающим социальным неравенством, неуверенность в завтрашнем дне могут стать причиной межнациональных противоречий, этнической конкуренции и противостояния.

Органам государственной власти и управления, местного самоуправления и общественным формированиям республики вникая в деликатные вопросы межнациональных отношений, необходимо держать в центре внимания реализацию интересов и удовлетворение потребностей представителей всех народов и этнических меньшинств. Это касается обеспечения конституционных прав и свобод человека, независимо от национальности и места проживания, гарантированной защищенности их исторических традиций, культуры, чести и достоинства, создания условий для равноправного участия представителей наций и народностей в управлении государственными и общественными делами с учетом общепринятых требований - оценки их профессиональных и деловых качеств.

Специфической особенностью этнополитической ситуации в Республике Тыва является то, что тувинский этнос, давший название республике составляет большинство ее населения, хотя по российской и мировой классификации он относится к группе малочисленных народов. Отсюда его двойное положение. С одной стороны, тувинская нация, как преобладающая по численности, более внимательно и заботливо должна относиться к проблемам и судьбам других народов, проживающих в республике. С другой стороны - тувинцы как малочисленный народ, и Тува как экономически самый депрессивный субъект России, имеют право на инициативу и заинтересованность в постановке и решении проблем социально-экономического, культурного и языкового развития, духовного возрождения коренного населения. Это вовсе не означает, что вопросы развития представителей других народов отойдут на второй план.

От материального благополучия и культурно-духовного уровня развития тувинского этноса будет зависеть социальное самочувствие других народов, живущих в Туве. Чем лучше будет жить коренное население, тем лучше будет жить и другие народы.

Ведущее положение в обществе тувинского этноса не дает ему повода для выпячивания своей национальной исключительности, стремления к ограниченности и замкнутости. Как не бывает совершенно изолированных экономик и культур, так развитие тувинской нации так или иначе будет проходить в общем русле интеграционных процессов в России и мире.

Исторический путь развития национального вопроса в нынешний ситуации убедительно показывает, что в национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляции в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений, как в России, так и в Республике Тыва.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов наций и народов, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования.

В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти и управления, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно-обоснованных выводах и рекомендациях.

Принципы государственной национальной политики Республики Тыва

Принципы государственной национальной политики Республики Тыва определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве, независимо от принадлежности к той или иной национальности, национально-государственные интересы Российской Федерации.

Основополагающими принципами национальной политики в Республике Тыва являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

гарантия прав народов и этнических меньшинств на широкое развитие национально-культурной автономии, создание национальных обществ, землячеств, культурных центров, способствующих более полному удовлетворению национальных запросов, сохранению самобытных и уникальных традиций, обычаев и обрядов;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

запрещение пропаганды и агитации, а также деятельности лиц и организаций, направленных на разжигание расовой, национальной и религиозной розни и идеи превосходства одной нации над другими, национальной исключительности;

защита государственно-правового статуса Республики Тыва, обеспечение конституционных прав ее народов;

поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами Российского международного права.

Основные цели и задачи государственной национальной политики Республики Тыва

Основной целью государственной национальной политики Республики Тыва является создание эффективных политических, экономических, правовых усилий и механизмов, обеспечивающих органическое сочетание национальных и общечеловеческих, интернациональных интересов и ценностей, таких условий, при которых человек с его потребностями и интересами независимо от национальности стал бы целью общественного развития.

Органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления республики в своей практической деятельности в сфере межнациональных отношений исходят из жизненных интересов многонационального населения Тувы. В деле построения правового, демократического общества, признавая и неразрывность прав человека и прав национальностей, придерживаются международного права и обязательств по обеспечению прав на свободное, всесторонне демократическое развитие и считают, что в этой деликатной сфере следует идти по пути гражданского согласия, всенародного примирения, взаимного доверия и уважения, а не конфронтации и нагнетания психологической напряженности.

Органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления поддерживают национально-демократические движения, которые выступают за развитие родной культуры, языка, самобытных традиций, создание национально-культурных центров, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур на основе взаимного уважения равенства и сотрудничества народов и решительно выступают против ультранационалистических и шовинистских идей, которые используют некоторые лидеры местных отделений российских политических партий и движений для достижения узкопартийных интересов.

При реализации национальной политики перед органами государственной власти и органами местного самоуправления стоят неотложные задачи. Данная концепция может служить четким ориентиром движения в этом направлении.

1. В политической и государственно-правовой сфере:

объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и общественных объединений, религиозных организаций, общественно-политических деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

создание правовой базы для регулирования межнациональных отношений;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов, и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

разрешение возможных споров и конфликтов между населением Республики Тыва и другими субъектами Российской Федерации, а также сопредельными территориями Монголии;

обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма, шовинизма, экстремизма и фашизма.

2. В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов представителей наций, в соответствии с государственной региональной политикой Российской Федерации, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

создание условий для развития традиционных отраслей промыслов и ремесел, поддержка малого и среднего предпринимательства, крестьянских (фермерских) и аратских хозяйств;

формирование единого экономического рынка, обеспечение свободы продвижения лиц, капиталов, товаров и услуг;

создание совместных предприятий и социального рыночного хозяйства.

3. В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, формирование чувства российского патриотизма;

издание художественной литературы, распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Республику Тыва;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, обычаев и традиций народов, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков представителей всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка других народов России, и приобщение к мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

пропаганда и формирование идей гражданского общества.

4. В области международных и внешнеэкономических связей: устанавливает экономические, торговые и культурные представительства в иностранных государствах;

осуществляет подготовку специалистов производства, науки и культуры в высокоразвитых зарубежных странах;

проводить международные научные симпозиумы, научно-практические конференции, "круглые столы" и встречи на актуальные темы социально-экономического развития Республики Тыва;

развитие международного туризма. Проведение в Туве международных спортивных соревнований и турниров;

поощрение международных гастролей национальных ансамблей, участие спортсменов в чемпионатах мира, Европы, Азии, на международных соревнованиях и турнирах;

заключение договоров и соглашений с зарубежными странами и иностранными компаниями об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве;

поддерживает всесторонние связи с родственными по языку и культуре народами России, а также этническими тувинцами, проживающими в Монголии и Китае;

устанавливает и поддерживает дружественные контакты национальных, религиозных и общественных объединений с соответствующими структурами зарубежных стран;

входит в международные неправительственные организации, межрегиональные ассоциации и союзы;

укрепляет дружбу и сотрудничество с народами, общественными организациями, компаниями и другими хозяйственными структурами субъектов Российской Федерации и других стран;

участвует в реализации международных соглашений о защите национальных меньшинств.

Роль, место и формы участия Республики Тыва в совершенствовании федеративных отношений

Республики Тыва - один из субъектов Российской Федерации.

Республики Тыва - за укрепление конституционного и договорного федерализма.

Республика Тыва - за равноправие всех субъектов Федерации, за становление единого рынка и взаимовыгодного сотрудничества со всеми регионами Российской Федерации.

Республики Тыва - против понижения государственно-правового статуса республик до статуса губернии или национально-культурной автономии.

Республика Тыва признает целесообразным разработку государственной концепции развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Республика выступает за разумный баланс интересов и полномочий как центра, так и субъектов. Она считает, что унитаризм и командно-административный диктат Центра должны бесповоротно уйти из жизни общества.

Активное участие в процессе установления гражданского мира и общественного согласия, а также в прекращении этнических конфликтов на территории России Республика Тыва считает своим интернациональным долгом и делом чести.

В целях дальнейшего совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации Республика Тыва в первой половине 1998 года завершает подготовку проекта Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Тыва, а также ряд соглашений с федеральными министерствами и ведомствами.

Республика Тыва разрабатывает эффективные формы и механизмы реализации Договора и соглашений с Федеральным центром, а также субъектами Федерации.

Создает научно-экспертный Совет при Президенте Республики Тыва по вопросам развития российского федерализма и межнациональных отношений.

Отмечая долговременный характер процесса формирования в России демократического правового федеративного государства, Республика Тыва признает необходимым и желает принять активное участие в реализации следующих первоочередных мерах в государственно-правовой, этнополитической и социально-экономической сферах.

В сфере государственного строительства и права

Принять участие в разработке следующих Федеральных конституционных законов и федеральных законов.

"Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации";

"О порядке приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также о порядке учета законодательства субъектов Российской Федерации в процессе федерального законотворчества";

"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации";

"О порядке реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации";

"О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации":

"О программах развития и государственной поддержки отдельных территорий Российской Федерации";

"О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";

"О субъекте Российской Федерации и порядке изменения его статуса",

"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

"Об общих принципах организации и деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации";

"О государственной поддержке местного самоуправления; о порядке компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникающих в результате принятия решений органами государственной власти";

"О порядке реализации прав местного самоуправления в отношении формирования и использования муниципальной собственности, в том числе на землю и другие важнейшие ресурсы";

"О порядке разработки и утверждения государственных минимальных социальных стандартов, а также их применения, в том числе в условиях недостатка бюджетных средств";

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части предоставления муниципальным образованиям права не только вводить установленные федеральным законодательством налоги, но и самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы";

"О Верховном Суде Российской Федерации";

"О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации";

"О мировых судьях в Российской Федерации".

2. Считать целесообразной разработку федеральной (с учетом мнения всех субъектов права законодательной инициативы) программы законотворчества на 1998 - 2000 годы.

Предложить федеральным органам полнее учитывать интересы субъектов Федерации при выработке и проведении внешнеполитического и внешнеэкономического курса Российской Федерации, а также усиление координации международной деятельности субъектов Федерации.

При разработке проекта программы государственного строительства в Республике Тыва и механизмов ее реализации учесть основные положения Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации.

В области этнополитики

В целях стабилизации социально-политической обстановки и укрепления многоэтничной гражданской общности в республике обеспечить:

равные права граждан на участие в управлении делами государства независимо от этнической и религиозной принадлежности;

становление и развитие института национально-культурной автономии;

поддержку и развитие культур, языков народов Российской Федерации;

правовую защищенность коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

достижение и поддержание стабильности межэтнического и меж конфессионального согласия;

развитие институтов гражданского общества.

При разработке проектов республиканских законов в сфере политических, социально-экономических, национального развития и межнациональных отношений проводить экспертную оценку законопроектов с точки зрения последствий их воздействия на межэтнические отношения.

В области геополитики

1. Считать необходимым внести предложение в Государственную

Думу Российской Федерации о разработке:

Концепции геополитического развития Российской Федерации с учетом особенностей ее реализации в российских регионах с высокой степенью социальной и этнополитической напряженности.

В совершенствовании местного самоуправления

1. Предложить федеральным органам ускорить формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей становление местного самоуправления, обратив особое внимание на:

проблемы муниципальной собственности, включая собственность на землю;

определение полномочий местного самоуправления по реализации социальных функций в рамках обеспечения государственной стратегии реформ;

обеспечение налоговых и бюджетных прав органов местного самоуправления;

формирование и деятельность муниципальных органов общественного порядка.

2. Создать необходимые условия для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления в части:

формирования финансовой базы, достаточной для реализации его функций;

компенсации финансовых затрат на осуществление отдельных государственных функций, а также компенсации дополнительных расходов и недополученных доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации и Республики Тыва;

конкретизации перечня объектов, относимых к муниципальной собственности.

3. При реализации реформы местного самоуправления осуществить меры по его государственной поддержке в вопросах подготовки кадров и создания системы информационного обеспечения, по организации скоординированного взаимодействия органов государственной власти всех уровней с органами местного самоуправления.

4. Считать необходимым более полное использование традиций Тувинской Народной Республики, а также позитивных элементов советской системы местного самоуправления.

5. Поддержать инициативу создания Конгресса муниципальных образований Республики Тыва.

В социально-экономической сфере

Принять участие в разработке и принятии федерального закона "О трансфертах из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации", предусмотрев в нем источники первичной информации для величины трансфертов.

Обеспечить стабильные и "прозрачные" отношения между федеральным центром и Республики Тыва в вопросах налогообложения.

Предложить федеральным органам предусмотреть в проекте Налогового кодекса Российской Федерации расширение самостоятельности субъектов Федерации, увязав передачу налогов на тот или иной властный уровень с ответственностью этих уровней за решение социальных и экономических задач.

Продолжить участие республики в разработке новой модели бюджетного федерализма, основанной на изменении пропорций налоговых поступлений, учете сверх трансфертных бюджетных поступлений на территории субъектов Федерации, использовании механизмов контроля за реализацией финансовых схем бюджетного федерализма.

Рекомендовать Федеральному центру создать, условия для обеспечения финансовой самодостаточности республики, закрепив конкретные виды доходов ее бюджета в размерах, гарантирующих выполнение социальных задач, и определив фиксированные доли средств на социальную помощь в федеральном бюджете и бюджете республики.

В целях формирования адекватных принципам федерализма отношений собственности:

предложить Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации разработать концепцию развития федеральной государственной собственности;

предложить Правительству Республики Тыва ввести в практику ежегодное представление народу Республики Тыва и Верховному Хуралу Республики Тыва доклада "О состоянии республиканской государственной собственности и о результатах ее использования" ;

добиться законодательного урегулирования на федеральном уровне разграничение федеральной государственной собственности, государственной собственности Республики Тыва и муниципальной собственности на природные ресурсы;

сделать обязательным участие представителя республики в определении условий приватизации и передачи в залог крупных предприятий и объектов, находящихся в федеральной государственной собственности и расположенных на территорий республики, а также в работе соответствующих конкурсных комиссий и аукционов;

разработать специальную систему мер по завершению муниципализации социальных объектов приватизированных предприятий и обеспечению финансирования переданных объектов.

Для преодоления тенденции снижения инвестиционной активности: добиваться обеспечения реального финансирования и выполнения федеральных инвестиционных программ, в том числе путем инвестиций из федеральных и региональных источников;

расширить возможности республики в определении приоритетов государственной инвестиционной политики, включая управление Бюджетом развития Российской Федерации, наполнение иностранных кредитных линий и выбор проектов сотрудничества с международными финансовыми организациями;

применять налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную активность в республике, сочетая их с системой мер государственного контроля.

Научно-организационные мероприятия 1. Считать необходимым развитие фундаментальных и прикладных исследований по проблемам федерализма и межнациональных отношений в научных учреждениях СО Российской академии наук, Институте гуманитарных исследований Республики Тыва, образовательных учреждениях высшего и профессионального образования.

2. Считать необходимым систематическое проведение под эгидой Президента и Верховного Хурала Республики Тыва научно-практических конференций по актуальным проблемам российского федерализма, гражданского общества и межнациональных отношений.

Национально-культурные автономии этнических меньшинств

Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Республики Тыва, Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе много вариантности форм национально-культурного самоопределения этнических меньшинств в Республике Тыва.

Одной из таких форм самоопределения в условиях Республики Тыва должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, этническим меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав Республики Тыва, закрепленных за ней Конституцией Республики Тыва и Конституцией Российской Федерации, расширяет ее возможности и ответственность в осуществлении государственной политики.

Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более полному учету их национально-культурных запросов.

Посредством различных форм национально-культурной автономии граждане независимо от территории проживания реализуют свое право:

создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;

формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные формирования, способствующие сохранению и

развитию культуры, более широкому участию национальных групп в общественно-политической жизни республики;

получать поддержку со стороны государственной власти и органов местного самоуправления;

обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти и местного самоуправления государств, республик, краев и областей Российской Федерации представителями которых они являются, а также представлять свои национально-культурные интересы;

учреждать в установленном порядке республиканские и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;

принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;

участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;

участвовать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными, родственными и языковыми узами.

Механизмы реализации государственной национальной политики Республики Тыва

Реализация государственной национальной политики представляет с собой систему организационных мер, обеспечивающих достижение ее целей и задач.

Они призваны обеспечить переориентацию и координацию деятельности государственных органов, местного самоуправления и национальных общественных формирований на решение задач национальной политики, совершенствование методов ее реализации.

Государственная национальная политика Республики Тыва осуществляется посредством обеспечения эффективной реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Федерального закона "О национально-культурной автономии", федеральных целевых программ "Возрождение и развитие тюркских народов Российской Федерации", "Возрождение коренных народов мира", "О развитии регионов Сибири на 1998-2005 г.г." и о международном десятилетии коренных народов мира, соглашений с регионами Российской Федерации, Монголией и Автономным районом Внутренней Монголии КНР, разработки и принятия республиканских законов и программ, поддержки общественных инициатив и достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти, местного самоуправления и национальными общностями.

Считать целесообразным, повысить статус и укрепить кадры Президентской структуры, ведающей вопросами федеральных и межнациональных отношений и сосредоточить их внимание на:

координации научных исследований в сфере межнациональных отношений и выработке на их основе практических предложений для Президента и Правительства республики и других органов государственной власти;

разработке и экспертизе проектов законов и других правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений;

разработке и осуществлении программ социально-экономического, национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов Тувы;

осуществлении Федеральной программы социально-экономического развития Республики Тыва с учетом приоритетов национальной политики;

укрепление правовой базы в национальной и межнациональной сфере, исходя из задач и принципов Концепции государственной национальной политики республики.

Правительство Республики Тыва в срок до 30 апреля 1998 года разрабатывает и утверждает план первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Тыва и ежегодно согласовывать его приоритеты с основными приоритетами экономических и социальных реформ, равно как с прогнозами социально-экономического развития Тувы и соответственно разрабатывает и осуществляет также программы с учетом приоритетов Концепции государственной национальной политики Республики Тыва.

Органы местного самоуправления при разработке планов и программ социально-экономического развития, принятии управленческих решений, и в своей повседневной практической работе должны полнее учитывать национальные, исторические, культурные, языковые особенности своих территорий, запросы и интересы конкретных этнических групп.

Органы государственной власти и местного самоуправления развивают и расширяют имеющиеся институты национально-культурной автономии и национально-общественные объединения. При администрациях кожуунов, гг. Aк-Довурака и Кызыла необходимо создать постоянно действующие комиссии по вопросам межнациональных отношений. При Президенте Республики Тыва образуется Совет национальностей из представителей этнических общностей и их общественных объединений, призванный содействовать укреплению интернациональной дружбы народов, делового сотрудничества между народами, налаживанию диалога с органами власти и реализации законотворческой инициативы.

Изучить и рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов Тувы для сохранения гражданского мира, общественного согласия, стабильности общественно-политической обстановки, расширения демократии и становления гражданского общества.

В Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва и местных хуралах (представительных органах), местного самоуправления образовать комитеты или комиссии по федеративным и межнациональным отношениям и по внутриполитическим вопросам.

Государственный комитет по печати и информации вырабатывает и осуществляет программу широкого освещения целей и задач Концепции государственной национальной политики Республики Тыва через средства массовой информации.

В целях реализации Концепции государственной национальной политики, в государственном бюджете Республики Тыва предусматривается специальная статья расходов, а также привлекаются средства органов местного самоуправления, благотворительные и спонсорские отчисления организаций, учреждений, фондов, юридических и физических лиц.

С отдельными мероприятиями, имеющими мировое и общероссийское значение, необходимо выходить в ЮНЕСКО и на Правительство Российской Федерации для включения их в план соответствующих институтов ЮНЕСКО, России и региональных программ.

Программы национально-культурного развития в Республике Тыва

Программы национально-культурного развития в Республике Тыва создаются для достижения целей и решения задач национальной политики, а также для конкретизации, интеграции и обеспечения эффективной деятельности механизмов национальной политики.

В частности и общих программах целесообразно отражать и учитывать основные направления региональных программ Государственной национальной политики Российской Федерации.

В частных и общих программах целесообразно отражать и учитывать основные направления региональных программ Государственной национальной политики, изложенные в четвертом разделе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

1. На начальном этапе программы национально-культурного развития этнических общностей разрабатывают все национально-культурные объединения Республики Тыва, которые считают это необходимым. В данных программах может быть отражена деятельность по всем возможным направлениям: развитие языков, национальное образование, сохранение и развитие национальных обрядов, обычаев и традиций, возрождение национальных промыслов и ремесел, традиционного природопользования, образа жизни, формирование национального самосознания, поддержка прогрессивных идей и действий традиционных конфессий и др. с указанием конкретных мероприятий, этапов, сроков исполнения и исполнителей, материальных и финансовых затрат, способов достижения.

2. С учетом программ социально-экономического развития Республики Тыва и на основе программ национально-культурного развития конкретных этносов и концепций государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Тыва разрабатывается государственная программа национальной политики Республики Тыва.

3. В основу государственной программы национальной политики Республики Тыва необходимо положить систему мер, определяющих деятельность органов исполнительной власти (Президента, Правительства, министерств и ведомств) Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, органов местного самоуправления, общественных и национально-культурных объединений, образовательных учреждений и средств массовой информации, направленных на сохранение и развитие этнических культур, языков, лучших традиций тувинского, русского, бурятского, хакасского народов и других этнических общностей, сотрудничество и духовное взаимопонимание граждан республики всех национальностей.

4. Программа должна согласовываться с федеральными программами по социально-экономическому и культурному развитию республики, а также с отдельными федеральными программами развития славянских, монгольских, тюркских, финно-угорских, малочисленных северных и других народов Российской Федерации.

5. Программа национально-культурного развития конкретных этнических общностей могут в основных своих положениях входить в программу национальной политики республики в качестве подпрограмм.

6. В отдельном разделе программы (подпрограммы) необходимо отразить использование средств массовой информации как инструмент культурного и духовного обмена ценностями народов Тувы.

7. Следует разработать и осуществить комплекс мер по формированию культуры межнационального общения и внедрить его в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров.

8. В подготовке программы важно предусмотреть конкретные меры помощи тувинской диаспоре, проживающей за пределами республики, в удовлетворении национально-культурных потребностей.

9. В реализации Концепции государственной национальной политики призваны активно участвовать законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации и национально-культурные объединения этнических общностей.

Настоящая Концепция государственной национальной программы Республики Тыва представляет собой изложение общих принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений в Республике Тыва.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Номер документа: 217

Вид документа: Указ Президента Республики Тыва

Принявший орган: Президент Республики Тыва

Статус: Недействующий

Опубликован:
Дата принятия: 22 апреля 1998

Дата редакции: 22 апреля 1998