Недействующий

ЗАКОН

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 марта 1999 года N 90

О нефти и газе

Принят постановлением Тюменской областной Думы

26 февраля 1999 года N 490

Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 300 (НГР: ru72000200400300)

В ред. Законов Тюменской области от 03.06.1999 N 120 (НГР: ru72000199900015), 06.05.2000 N 183 (НГР: ru72000200000013), от 05.06.2000 N 186 (НГР:ru72000200000014), от 12.03.2001 г. N 283 (НГР: ru72000200100042), от 26.10.2001 г. N 432 (НГР: ru72000200100320), от 16.03.2004 г. N 215 (НГР: ru72000200400047).

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона


Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти и газа, их хранения, транспортировки и переработки.

Статья 2. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие понятия:

областной орган управления фондом недр - территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр; (в редакции Закона Тюменской области от 12.03.2001 N 283)

непреодолимая сила - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия, забастовки и т.п.);

абзац 4 исключен Законом Тюменской области от 26.10.2001 N 432.

родовые угодья - естественно-природный комплекс территорий, на которых исторически сложился образ жизни и формы традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера;

попутные компоненты - сопутствующие ценные компоненты, добываемые совместно с основным полезным ископаемым;

коммерческое открытие - обнаружение месторождения полезного ископаемого, разработка которого при существующей технологии и экономических условиях рентабельна;

земли с потенциальной нефтегазоносностью - территория (объем горных пород), в пределах которых по геологическим данным существует вероятность открытия месторождений углеводородов;

местные сообщества - объединения людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих самоуправление как непосредственно путем выборов, местных референдумов, собраний (сходов), так и через выборные органы местного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов и т.п.);

нефть и газ - все виды углеводородных соединений, в том числе твердые (битумы, газогидраты), жидкие и газообразные, их смеси, вещества, содержащиеся в углеводородных соединениях и их смесях, а также нефть, разлитая в результате аварий;

объекты нефтегазового комплекса - имущественные комплексы коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности по поиску, разведке и разработке месторождений нефти и газа, магистрального транспорта нефти и газа, подземных хранилищ нефти и газа, по переработке нефти и газа, организаций, обслуживающих их, включая здания, сооружения, оборудование и другое имущество производственного, непроизводственного и иного назначения;

погашенные запасы - запасы нефти и газа, извлеченные из недр владельцем лицензии и учтенные государственным балансом запасов как запасы, списанные с баланса;

прибыльная нефть - добытая при пользовании недрами на условиях соглашения о разделе продукции нефть, за вычетом части этой нефти, используемой для уплаты платежей за пользование недрами, и компенсационной нефти.

Статья 3. Распоряжение ресурсами нефти и газа

(в ред. от 29.12.2003 г. N 192)

3.1. Нефть и газ, находящиеся в естественном состоянии в недрах области, являются государственной собственностью.

3.2. Нефть и газ, извлеченные из недр (ресурсы нефти и газа), могут находиться по условиям лицензии, соглашения о разделе продукции или иного соглашения в сфере пользования недрами в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

3.3. Не находятся в государственной собственности и приравниваются к погашенным запасам нефть и газ, полученные владельцем лицензии по условиям лицензии и возвращенные в недра для хранения либо для повышения дебита скважины и нефтеотдачи, либо для предотвращения уничтожения нефти и газа.

Статья 4. Законодательство области о нефти и газе и разграничение предметов ведения по вопросам функционирования нефтегазового комплекса


4.1. Законодательство Тюменской области о нефти и газе состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов области, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

4.2. Законы и иные нормативные правовые акты в сфере геологического изучения недр, разведки и добычи, подземного хранения нефти и газа, их переработки, транспортировки, принимаемые органами государственной власти Тюменской области, основываются на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Устава Тюменской области.

В случае противоречия между федеральными законами и нормативными правовыми актами Тюменской области, регулирующими отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти и газа, их хранения, транспортировки и переработки, действуют федеральные законы. (в редакции Закона Тюменской области от 06.05.2000 N 183)

4.3. Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, в том числе содержащими нефть и газ, на территории Тюменской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установление и разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Тюменской области, а также передача права осуществления отдельных полномочий производятся на основе федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения.

4.4. Органы местного самоуправления вправе осуществлять правовое регулирование отношений пользования недрами для геологического изучения, разведки, добычи и подземного хранения нефти и газа в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством.

4.5. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями нефтегазового комплекса по вопросам, не входящим в их компетенцию, строятся на договорной основе.

Статья 5. Виды пользования недрами


5.1. Исключен (в ред. от 29.12.2003 г. N 192)

5.2. Недра предоставляются в пользование для:

- регионального геологического изучения, проведения региональных геолого-геофизических, научно-исследовательских, палеонтологических, геокриологических, инженерно-геологических изысканий, бурения опорных и параметрических скважин, проведения работ по оценке прогнозных ресурсов нефти и газа, а также других работ, проводимых без существенного нарушения поверхности земли и целостности недр;

- геологического изучения недр отдельных, конкретных участков, проведения детальных геолого-геофизических работ, бурения поисково-разведочных скважин, предварительной оценки промышленных запасов нефти и газа, открытых в пределах данного участка месторождений;

- разведки и добычи нефти и газа, включая строительство и эксплуатацию объектов добычи нефти и газа, объектов подготовки нефти и газа до товарных кондиций, объектов внешнего транспорта нефти и газа;

- строительства и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа.

5.3. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки месторождений и добычи нефти и газа. В этом случае добыча нефти и газа может осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.

5.4. При выборе видов пользования недрами предпочтение отдается пользованию недрами для одновременного осуществления геологического изучения недр, разведки месторождений и добычи нефти и газа.

Статья 6. Пользователи недр

(в ред. Закона Тюменской области от 16.03.2004 г. N 215)

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Статья 7. Лицензия на пользование недрами


7.1. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами.

7.2. Лицензия является документом, удостоверяющим право пользования владельца участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

7.3. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования, если иное не установлено законодательством. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после предварительного согласия органов охраны окружающей среды, утверждения в установленном порядке программы и проекта работ по геологическому изучению недр и (или) по разведке и добыче нефти и газа, строительству подземных хранилищ нефти и газа.

7.4. Не требуется получение лицензии на проведение работ, связанных с региональным геологическим изучением недр. Разрешение на ведение данных работ предоставляет право его владельцу осуществлять работы без существенного нарушения поверхности земли и целостности недр в границах территории геологического отвода, в том числе: (в редакции Закона Тюменской области от 06.05.2000 N 183)

- региональные геолого-геофизические исследования;

- геологическую съемку;

- предварительные (оценочные) инженерно-геологические и геокриологические изыскания;

- бурение опорных и параметрических скважин и их поинтервальное испытание на продуктивность;

- проведение научно-исследовательских работ и технико - экономических оценок;

- предварительную оценку прогнозных запасов нефти и газа;

- реализацию (продажу) в установленном порядке результатов выполненных работ.

7.5. Лицензия на проведение геологического изучения недр дает право ее владельцу в пределах лицензионного участка осуществлять:

- детальные и специальные геофизические исследования недр в границах территории геологических отводов;

- бурение поисково-разведочных скважин с обязательным оформлением земельных отводов для строительства каждой скважины и поинтервальным опробованием скважин на продуктивность в целях оценки промышленных запасов нефти и газа;

- испытание перспективных геологических объектов на промышленную нефтегазоносность с добычей нефти и газа не выше уровня, определяемого условиями лицензии, с последующей государственной экспертизой этих запасов и включением их с соответствующей категорией достоверности в государственный баланс запасов полезных ископаемых;

- дополнительное специальное геологическое изучение месторождений нефти и газа в целях повышения достоверности запасов нефти и газа, с их добычей не выше предельного уровня, определяемого условиями лицензии, и обязательным последующим предоставлением материалов для переутверждения объемов и категорий достоверности запасов нефти и газа;

- продажу нефти и газа, добытых в процессе опробования и испытания поисково-разведочных скважин.

7.6. Лицензия на разведку и добычу нефти и газа дает владельцу исключительное право осуществлять:

- специальные геофизические исследования;

- бурение разведочных, добывающих, нагнетательных, наблюдательных и других скважин, необходимых для добычи нефти и газа;

- добычу, сбор, подготовку до товарной кондиции и транспортировку нефти и газа и газового конденсата;

- интенсификацию добычи и повышение нефтегазоотдачи пластов путем закачки воды, природного газа, пара и других рабочих агентов в продуктивные горизонты, осуществление термических, химических и других методов воздействия на пласты и призабойные зоны скважин;

- извлечение сопутствующих компонентов из нефти и газа, подготовку и первичную переработку указанных компонентов;

7.7. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Владелец совмещенной лицензии на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти и газа в случае открытия им месторождения, имеющего коммерческое значение, обязан представить в органы, выдавшие данную лицензию, технологическую схему или проект разработки месторождения с обоснованием прогноза реализации продукции. В совмещенной лицензии могут предусматриваться порядок и условия консервации месторождения или его части. Период консервации такого месторождения или его части не включается в период эксплуатации месторождения и в срок действия лицензии на пользование недрами.

7.8. Лицензия на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, дает право на проведение работ по разведке, строительству и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа.

7.9. Государственные органы области, органы местного самоуправления и должностные лица не вправе препятствовать владельцам лицензий в реализации предоставленного им лицензиями права пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Тюменской области.

Статья 8.


Исключена Законом Тюменской области от 12.03.2001 N 283.

Статья 9. Особенности заключения и исполнения соглашений о разделе продукции


9.1. Орган управления фондом недр Тюменской области формирует банк данных, необходимых для разработки условий пользования недрами и подготовки проектов соглашений о разделе продукции по конкретным объектам пользования недрами.

9.2. Распределение между Российской Федерацией и Тюменской областью части добытых нефти и газа или их стоимостного эквивалента, полученного государством в результате раздела продукции при освоении конкретного нефтяного и (или) газового месторождения, осуществляется на основе договоров между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Тюменской области. Договоры заключаются по каждому отдельному соглашению о разделе продукции не позднее 30 дней с даты вступления такого соглашения в силу.

9.3. Договор о распределении государственной доли произведенной продукции, полученной в результате раздела продукции в соответствии с условиями соглашения, устанавливает:

- пропорции такого распределения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»