Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2011 года N 47

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________

<Наименование в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835>

<Изменения: Постановление Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835; Изменения: Постановление Правительства Рязанской области от 15.08.2012 г. N 219; нгр:RU62000201200515; Постановление Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770; Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692; постановление Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 470; нгр: RU62000201301037>

Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы согласно приложению.

<Пункт 1 в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835>

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2011 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.Г.Цареву.

<Пункт 3 в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770>

Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев

<Приложение в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835; Постановления Правительства Рязанской области от 15.08.2012 г. N 219; нгр:RU62000201200515; Постановления Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770; Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692; постановления Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 470; нгр: RU62000201301037>

Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 16.03.2011 N 47

Долгосрочная целевая программа "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы


<Паспорт в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835; Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692; постановления Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 470; нгр: RU62000201301037>

<Паспорт в новой редакции: Постановление Правительства Рязанской области от 15.08.2012 г. N 219; нгр:RU62000201200515; Постановление Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770>

Наименование
 программы

Долгосрочная целевая программа "Старшее поколение" на 2011
 - 2014 годы (далее - Программа)

Заказчик
 Программы

Министерство социальной защиты населения Рязанской области

Разработчик
 Программы

Министерство социальной защиты населения Рязанской области

Основание для
 разработки
 Программы

Перечень поручений Президента Российской Федерации
 Д.А.Медведева от 27 ноября 2010 г. N Пр-3646 ГС по итогам
 заседания Президиума Государственного Совета Российской
 Федерации 25 октября 2010 г. (п. 2, п. 4) и поручения
 Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г.
 N АЖ-П12-8307 (п. 20) Минздравсоцразвития России;

 Постановление Правительства Рязанской области от
 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке
 определения сроков реализации и принятия решений о
 разработке долгосрочных целевых программ, их формирования
 и реализации в Рязанской области"

Исполнители
 Программы

Министерство социальной защиты населения Рязанской
 области;

 министерство здравоохранения Рязанской области;

 министерство образования Рязанской области;

 министерство экономического развития и торговли Рязанской
 области;

 министерство по делам территориальных образований
 Рязанской области < * > ,
 министерство по делам территориальных образований и
 общественных объединений Рязанской области;

 комитет по культуре и туризму Рязанской области < ** > ,
 министерство культуры и туризма Рязанской области;

 комитет по делам молодежи Рязанской области < *** > ,
 министерство молодежной политики, физической культуры и
 спорта Рязанской области;

 комитет по физической культуре и спорту Рязанской области
 < **** > ;

 министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской
 области;

 главное управление государственной службы з анятости
 населения Рязанской области < ***** > ,
 министерство труда и занятости населения Рязанской
 области;

 государственные учреждения социального обслуживания
 Рязанской области < ****** > , государственные бюджетные
 учреждения Рязанской области

Цель и задачи

Цель Программы - формирование организационных, правовых,
 социально-экономических условий для осуществления мер по
 улучшению положения и качества жизни пожилых людей.
 Задачи Программы:
 - нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности
 пожилых людей;

 - укрепление социальной защищенности пожилых людей;

 - укрепление здоровья пожилых людей;

 - оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;

 - совершенствование коммуникационных связей и развитие
 интеллектуального потенциала пожилых людей;

 - организация свободного времени и культурного досуга
 пожилых людей;

 - кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми
 людьми;

 - методическое и информационное сопровождение Программы

Целевые
 индикаторы и
 показатели

Число пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и
 социальном обслуживании, получивших социальные услуги на
 дому в рамках реализации Программы.
 Число пожилых людей, получивших социальные услуги в
 сельской местности за счет развития служб "Мобильная
 бригада".  
 Число граждан пожилого возраста, которым улучшены условия
 проживания в стационарных учреждениях социального
 обслуживания < ******* > , государственных бюджетных
 стационарных учреждениях Рязанской области за счет
 обновления, укрепления и модернизации
 материально-технической базы.
 Уровень обеспеченности современными техническими
 средствами реабилитации и предметами ухода за пожилыми
 людьми за счет создания пунктов проката.
 Число граждан пожилого возраста, обеспеченных льготным
 зубопротезированием.
 Число пожилых людей, получивших дополнительное
 образование, знания в области компьютерных и  
 информационных технологий, за счет создания "Университетов
 третьего возраста" и компьютерных классов (мест).
 Число граждан пожилого возраста, вовлеченных в
 культурно-досуговые мероприятия и реализацию творческих
 способностей.  
 Число пожилых людей, укрепивших здоровье за счет
 организации и проведения физкультурно-оздоровительных
 мероприятий

Сроки
 реализации

2011 - 2014 годы

Перечень
 основных
 мероприятий

Разработка нормативных правовых актов по вопросам
 социальной защищенности пожилых людей, укрепление
 социальной защищенности пожилых людей, укрепление
 здоровья, оптимизация среды жизнедеятельности,
 совершенствование мер социальной защиты и социального
 обслуживания пожилых людей, проживающих в сельской
 местности, совершенствование коммуникационных связей и
 развитие интеллектуального потенциала пожилых людей,
 организация свободного времени и культурного досуга;

 кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми
 людьми, методическое и информационное сопровождение
 Программы

Объемы и
 источники
 финансирования

Объем расходов на реализацию программных мероприятий
 составляет 93835,51675 тыс. рублей из средств областного
 бюджета, в том числе:
 в 2011 году - 5500,0 тыс. рублей,
 в 2012 году - 31050,0 тыс. рублей,
 в 2013 году - 16250,33675 тыс. рублей,
 в 2014 году - 41035,18 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы и
 показатели
 социально-
 экономической
 эффективности

Реализация Программы предполагает:
 - нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности
 пожилых людей;

 - увеличение пожилых людей из числа нуждающихся в
 социальной поддержке и социальном обслуживании, получивших
 социальные услуги на дому, на 550 человек;

 - увеличение обеспеченности пожилых людей техническими
 средствами реабилитации и предметами ухода от общего числа
 нуждающихся за счет создания пунктов проката на 20%;

 - обеспечение бесплатным зубопротезированием
 883 граждан пожилого возраста, находящихся на
 стационарном социальном обслуживании в государственных
 учреждениях социального обслуживания Рязанской области
 < ****** > , государственных бюджетных учреждения Рязанской
 области;

 - укрепление здоровья пожилых людей за счет организации и
 пр оведения физкультурно-оздоровительных мероприятий для
 3500 пожилых людей;

 - улучшение условий проживания граждан пожилого возраста в
 стационарных учреждениях социального обслуживания
 < ******* > , государственных бюджетных стационарных
 учреждениях Рязанской области для 1130 пожилых людей;

 - улучшение качества медицинского и социального
 обслуживания для 4000 пожилых людей, проживающих в
 сельской местности;

 - снижение заболеваемости среди пожилых граждан,
 проживающих в государственных стационарных учреждениях
 социального обслуживания < ******* > , государственных
 бюджетных стационарных учреждениях Рязанской области на
 1000 чел.;

 - повышение доступности транспортных услуг лицам с
 ограниченными возможностями;

 - вовлечение 740 пожилых людей в получение дополнительного
 образования, знаний в области компьютерных и
 информационных технологий, реализацию творческих
 способностей;

 - привлечение к работе с пожилыми людьми не менее 1000
 добровольцев во всех муниципальных образованиях Рязанской
 области;

 - совершенствование коммуникационных связей и развитие
 интеллектуального потенциала 4275 пожилых людей;

 - организацию свободного времени и культурного досуга
 дополнительно для 12000 пожилых людей;

 - кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми
 людьми  
 --------------------------------
 < * > До преобразования в министерство по делам
 территориальных образований и общественных объединений
 Рязанской области.
 < ** > До преобразования в министерство культуры и туризма
 Рязанской области.
 < *** > До преобразования в министерство молодежной
 политики, физической культуры и спорта Рязанской области.
 < **** > До преобразования в министерство молодежной
 политики, физической культуры и спорта Рязанской области.
 < ***** > До преобразования в министерство труда и занятости
 населения Рязанской области.
 < ****** > До прео бразования в государственные бюджетные
 учреждения Рязанской области.
 < ******* > До преобразования в государственные бюджетные
 стационарные учреждения Рязанской области"

1. Характеристика проблемы и необходимость решения ее программным методом


Современная демографическая ситуация в Рязанской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией - динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения. Пожилые люди (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения.

На 1 января 2010 года численность лиц пожилого возраста составила 308,17 тысяч человек, или 27,8% от общей численности населения Рязанской области (1151,4 тысяч человек).

Структура населения по основным возрастным группам на начало 2010 года


Население

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Все население,
 чел.

1227910

1223738

1208169

1194753

1182011

1172325

1164530

1157740

1151439

в том числе:

в возрасте
 моложе
 трудоспособного

193871

191814

182035

173931

167051

161545

158790

158165

158884

трудоспособном

711120

711612

713234

711734

709248

705698

700096

693833

684385

старше
 трудоспособного

322749

320312

312900

309088

305712

305082

305644

305742

308170

из них в
 возрасте 65 лет
 и старше

210752

210689

213584

216168

216949

218286

213025

204278

196399

Доля населения
 в возрасте 65
 лет и старше в
 общей
 численности
 населения

17,2

17,2

17,7

18,1

18,4

18,6

18,3

17,6

17,1

На начало 2010 года большинство пенсионеров в возрастном отношении проживало в городских поселениях. Численность горожан в возрасте старше трудоспособного в 1,8 раза превышает численность сельских жителей (199286 и 108884 человек соответственно).

Численность лиц пенсионного возраста в г. Рязани составляет 24,3% от общей численности жителей областного центра. Наибольший удельный вес граждан старше трудоспособного возраста зарегистрирован в Спасском (34,7% от всего населения), Пителинском (34,1%), Шацком (34,0%) районах, наименьший - в г. Касимове (22,9%) и Пронском районе (24,8%). При этом необходимо отметить, что лишь в 10 из 29 муниципальных образований доля населения старше трудоспособного возраста не превышает среднеобластной показатель.

Доля лиц пенсионного возраста на начало 2010 года в Рязанской области выше, чем в среднем по России и по Центральному федеральному округу, соответственно на 5,2 и 2,3 процентного пункта.

Все это позволяет говорить о населении Рязанской области как о самом демографически "старом" в Центральном федеральном округе. Аналогичные показатели по России в целом и по Центральному федеральному округу составляют соответственно 12,9% и 15,0%.

Период до 2031 года будет характеризоваться вступлением в пенсионный возраст относительно многочисленных поколений людей, родившихся в послевоенные годы, что приведет к дальнейшему старению населения и росту доли лиц пожилого возраста. Ее значение на протяжении прогнозного периода предполагается на уровне 27,1 - 33,7% общей численности населения. К началу 2031 года каждый третий житель Рязанской области (примерно каждый пятый мужчина и каждая третья женщина) будет пенсионером в возрастном отношении. К концу прогнозного периода разница долей пенсионеров в численности городского и сельского населения постепенно сократится до 1,1 процентного пункта.

В Рязанской области в 2009 году ожидаемая продолжительность жизни у мужчин впервые "перешагнула" порог пенсионного возраста и составила 60,9 года. Для женщин и всего населения продолжительность жизни составила 74,9 года и 67,7 года соответственно.

Средняя продолжительность жизни в 2009 году составила:

в сельской местности - 64,9 года, для мужчин - 58,2 года, для женщин - 73,2 года (в 2002 году соответственно - 61,5 года; 54,6 года, 70,8 года);

в городских поселениях - 68,7 года, для мужчин - 62,0 года, для женщин - 75,5 года (в 2002 году соответственно - 65,1 года; 58,2 года; 72,3 года).

Все это позволяет говорить о том, что проблема низкой ожидаемой продолжительности жизни не теряет пока своей актуальности, что в свою очередь приводит к росту численности одиноких пожилых людей.

По уровню среднего размера пенсии Рязанская область занимает 12 место в Центральном федеральном округе. Средний размер пенсии в Рязанской области ниже, чем в целом по России на 329,71 руб. и на 285,98 руб. ниже, чем в Центральном федеральном округе.

С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное. Люди старшего возраста считают, что уровень их жизни заметно снизился. По данным единовременного выборочного обследования бюджетов домашнего хозяйства за II квартал 2010 года, доля пожилых людей, находящихся за чертой бедности (мужчины 60 лет и старше), составляет 30,2% и женщины 55 лет и старше - 34,0% обследуемого населения.

Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. В условиях рынка приобретение благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионера, определяемого уровня его доходов и цен на потребительские товары и услуги.

На уровень жизни пенсионеров влияет их занятость в экономике. По данным выборочного обследования по проблемам занятости, среди занятых в экономике доля лиц пенсионного возраста составляет 7,8%.

Приведенные цифры свидетельствуют о достаточно высокой активности людей пенсионного возраста. Но их жизненный опыт, профессиональные качества зачастую остаются невостребованными обществом. Несомненно, забота о людях этого возраста должна быть приоритетной задачей государства.

Среди областей Центрального федерального округа по обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом Рязанская область находится на 4 месте. На 10000 населения приходится 56 врачей и 116 человек среднего медицинского персонала. Что позволяет говорить о высоком уровне обеспеченности медицинским персоналом всех уровней по сравнению с соседними областями.

Обслуживание в социально-медицинских учреждениях включает все меры по созданию для людей пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности: реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Физическое здоровье самым непосредственным образом связано со способностью пожилых людей участвовать в жизни общества. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи.

В сельской местности уровень материального достатка и качества жизни ниже, меньше возможности использовать современные достижения санитарии и гигиены, меньше развита инфраструктура: медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство. Многие сельские жители не могут получить экстренную медицинскую помощь в связи с разбросанностью сельских населенных пунктов, отсутствием в них лечебных учреждений и автомобильных дорог с твердым покрытием. Кроме того, доля лиц старше трудоспособного возраста на селе больше, чем в городских поселениях.

Последствия старения населения многообразны и охватывают как экономические, так и социальные аспекты: повышение расходов общества на поддержку пожилого населения, изменения условий жизни и структуры семьи, а также отношений между поколениями. Возрастает потребность в государственных социальных программах, включающих оказание профилактических услуг лицам предпенсионного возраста и геронтологической помощи.

В условиях экономической нестабильности, обострения социальных проблем еще более усугубляется социальная незащищенность граждан пожилого возраста. Пожилые люди являются одним из наиболее уязвимых социально-демографических слоев населения, поэтому на первый план выдвигается целесообразность координации деятельности всех отраслей социального блока в интересах людей старшего возраста.

Крупный массив демографических, социальных, экономических и медицинских задач по формированию благоприятных условий жизнедеятельности пожилого населения можно решить лишь на основе системного подхода, базирующегося на триединстве таких принципов, как "личная ответственность", "взаимоподдержка" и "социальная справедливость". Данные установки призваны стать мощным рычагом активизации человеческого потенциала пожилых людей и оказывать положительное воздействие на их образ жизни.

Все вышеизложенное определяет необходимость разработки и принятия данной Программы.

2. Цель и задачи реализации Программы


Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- нормативно-правовое обеспечение защищенности пожилых людей;

- укрепление социальной защищенности пожилых людей;

- укрепление здоровья пожилых людей;

- оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;

<Абзац 7 исключен: Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692>

- совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей;

- организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;

- кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми людьми;

- методическое и информационное сопровождение Программы.

3. Сроки реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2011 - 2014 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»