ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2011 года N 508-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.01.2011 N 5-П "О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ"


В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в целях повышения качества трудовых ресурсов в период посткризисного развития экономики Ивановской области и предупреждения роста безработицы в Ивановской области Правительство Ивановской области постановляет:

Внести в постановление Правительства Ивановской области от 21.01.2011 N 5-п "О реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ивановской области в 2011 году" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

Губернатор

Ивановской области М.А. Мень

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 28.12.2011 N 508-п


Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 21.01.2011 N 5-п

ПРОГРАММА дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда ПАСПОРТ Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труд



1. Обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области


Перечень характеристик

Содержание

Наименование  Программы

Программа дополнительных мероприятий  Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда  (далее - Программа)

Наименование  уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской  области

Комитет Ивановской области по труду,  содействию   занятости населения и трудовой миграции

Основание  для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991  N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон  Российской Федерации "О занятости   населения  в Российской Федерации"),  постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009   N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию  дополнительных мероприятий, направленных  на  снижение напряженности на рынке  труда субъектов Российской Федерации".

Срок  реализации Программы

2011 год

Цель Программы

Принятие мер по повышению качества  трудовых  ресурсов в период  посткризисного развития экономики Ивановской области и предупреждению  роста безработицы в Ивановской  области.




Задачи  Программы

1. Повышение качества и  профессиональной  мобильности рабочей  силы, эффективного использования   трудовых ресурсов в условиях перехода   на  инновационный  путь развития;   сохранение  и  рациональное  использование  кадрового потенциала организаций;    снижение социальной напряженности на рынке труда.   2.  Поддержание занятости  населения  монопрофильных  населенных пунктов.   3. Стимулирование сохранения и создания рабочих  мест в сфере малого бизнеса.

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение  и стажировка работников,   находящихся под угрозой   увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени,  проведение мероприятий по высвобождению   работников), работников   организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и   модернизацию производства   в соответствии с   инвестиционными проектами.   2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих  во   вредных  и  тяжелых   условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.   3.  Профессиональная  подготовка,   переподготовка и повышение  квалификации женщин, находящихся в   отпуске по  уходу  за   ребенком до 3   лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.   4. Профессиональная переподготовка врачей   в   соответствии с программами модернизации   здравоохранения субъектов Российской Федерации.   5. Организация общественных работ,   временного трудоустройства   работников   системообразующих и  градообразующих предприятий, находящихся под   угрозой увольнения,  а  также   признанных в установленном порядке  безработными  граждан   и граждан, ищущих работу,  проживающих   в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией  на рынке труда.   6. Стажировка выпускников образовательных   учреждений в целях приобретения ими опыта работы.   7. Содействие  трудоустройству  незанятых   инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных  родителей.   8. Содействие  самозанятости  безработных   граждан  и стимулирование  создания   безработными гражданами,  открывшими собственное дело,   дополнительных  рабочих мест для  трудоустройства безработных граждан.

Объемы  и источники финансирования Программы

Общий объем расходов на реализацию  Программы  в  2011 году составит 148968,1 тыс. руб., в  том числе:   средства субсидии из федерального бюджета -   141516,1 тыс. руб.;   средства областного бюджета - 7452,0 тыс. руб.

Показатели результативности  предоставления субсидии

Недопущение  роста   регистрируемой  безработицы  выше уровня 2,7% в среднегодовом  исчислении,  коэффициента напряженности  на рынке труда - не более 1,6  человека  на вакансию.   Прохождение опережающего профессионального обучения и стажировки не менее 529  работников,  находящихся  под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего  времени, проведение мероприятий по высвобождению  работников),  работников организаций   производственной  сферы,  осуществляющих   реструктуризацию  и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными  проектами, в том числе 103 работника   организаций, находящихся под   угрозой увольнения, и 426 работников организаций производственной  сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства;   прохождение опережающего  профессионального обучения и стажировки не менее 15 женщин, работающих во  вредных и тяжелых условиях труда,  с  целью их вывода с вредного производства;   профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации не менее  210 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет,  планирующих возвращение к трудовой деятельности;   профессиональная переподготовка не менее 38 врачей  в соответствии с программами модернизации  здравоохранения субъектов Российской Федерации;   создание не менее 1959 временных рабочих мест в рамках организации  общественных работ и временного трудоустройства 1959 работников, находящихся  под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке  безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с  напряженной ситуацией на рынке труда;   стажировка выпускников образовательных   учреждений в целях приобретения ими опыта работы  не менее 544 человек под руководством 212  наставников;   создание не менее 177 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов,  22 рабочих  мест для трудоустройства  родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 71 рабочего места для  трудоустройства многодетных родителей;   создание не менее 1324 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, в том числе  открытие собственного дела 712 безработными гражданами и создание 612  дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.



Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективного использования трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития;

сохранение и рациональное использование кадрового потенциала организаций;

снижение социальной напряженности на рынке труда.

2. Поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов.

3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Анализ ситуации на рынке труда в 2010 году


В течение 2010 года ситуация на рынке труда Ивановской области характеризовалась снижением общей и регистрируемой безработицы, увеличением спроса на рабочую силу, уменьшением масштабов увольнений в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организаций.

С начала года общее число безработных, рассчитываемое по методологии Международной Организации Труда (МОТ), уменьшилось почти в 1,5 раза и составило в декабре 49,5 тыс. человек.

Численность официально зарегистрированных безработных сократилась на треть и к концу декабря составила 16,3 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы снизился до 2,9% от численности экономически активного населения (на 01.01.2010 - 4,1%).

Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 5,0 до 2,2 незанятых граждан на одно вакантное место. Балансы рабочих мест и трудовых ресурсов по Ивановской области приведены в приложениях 1 и 2 к Программе.

По сравнению с прошлым годом масштабы увольнений работников из организаций по инициативе работодателей сократились в 4 раза, размеры вынужденной неполной занятости - более чем в 2 раза.

Вместе с тем в монопрофильных и трудоизбыточных, преимущественно сельскохозяйственных, территориях ситуация на рынке труда остается сложной. Уровень регистрируемой безработицы превышает среднеобластное значение в 2 - 4 раза, а коэффициент напряженности на рынке труда колеблется от 6 до 40 незанятых граждан на вакантное место.

К концу декабря текущего года в режиме вынужденной неполной занятости продолжали трудиться более 2,2 тыс. работников 27 организаций области. Наибольшие размеры неполной занятости наблюдаются в организациях обрабатывающего производства и в сфере строительства.

Прогноз ситуации на рынке труда в 2011 году


В соответствии со сценарными условиями для формирования вариантов развития экономики Ивановской области на период до 2013 года, разработанными Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области, в 2011 году в большинстве отраслей экономики прогнозируется положительная динамика.

Валовой региональный продукт по оптимистическому прогнозу оценивается на уровне 114,3 млрд. руб. и увеличится к уровню 2010 года на 3,6%.

Основной вклад в формирование и обеспечение роста валового регионального продукта будет вносить промышленное производство, которое по оценке вырастет на 5,0%. Объемы работ в строительстве увеличатся на 5,3%.

Производство продукции сельского хозяйства вырастет на 11,0%.

Улучшится ситуация в сфере розничной торговли (розничный товарооборот вырастет на 13,2%), приток инвестиций в основной капитал увеличится на 8,8%.

Показатели

2010   год

2011 год - варианты прогноза:

пессимисти-ческий

оптимисти-ческий

Валовой   региональный продукт,   млрд. руб.

100,6

113,3

114,3

Индекс промышленного производства,   % к предыдущему году

111,1

104,2

105,0

Продукция сельского хозяйства, % к   пред. году в сопоставимых ценах

90,5

109,0

111,0

Объем работ в строительстве,  %  к   предыдущему году

101,3

102,0

105,3

Объем   инвестиций в основной   капитал, млрд. руб.

31,6

33,4

34,4

Численность занятых  в   экономике,   тыс. чел.

482,7

476,6

479,8



В перечень предприятий Ивановской области регионального значения включены 79 организаций области (приложение 4 к Программе).

Вместе с тем в низкоконкурентных сегментах производства и на проблемных предприятиях сохранятся условия для продолжения процессов снижения объемов производства вплоть до полной остановки и, соответственно, высвобождения работников по инициативе работодателей.

К ним в первую очередь относятся предприятия, на которых в настоящее время запущена процедура банкротства, предприятия, использующие различные формы неполной занятости работников, а также организации, имеющие задолженность перед работниками по заработной плате.

Кроме того, принятие мер по модернизации и реструктуризации производств, увеличение размера страховых взносов повлечет за собой оптимизацию структуры и численности персонала предприятий и организаций области.

По состоянию на начало января 2011 года в комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции поступили сведения о высвобождении в период с января по февраль 2011 года более 390 работников организаций.

Существенной причиной потери работы, как и в 2010 году, останется увольнение работников по собственному желанию, расторжение трудовых договоров по соглашению сторон и другие основания увольнения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Масштабность данной причины выхода на рынок труда позволяет оценить данные о движении численности работников крупных и средних предприятий области за 9 месяцев 2010 года: общая численность выбывших с предприятий по сокращению штата составила 1,5 тыс. человек, а выбывших по собственному желанию - 19,5 тыс. человек, то есть в 13 раз больше.

Общий объем выбытия работников в этот период составил 29,0 тыс. человек, а приема на работу - 25,2 тыс. человек, что обусловило восполнение выбытия лишь на 86,8%, т.е. отмечается значительное сокращение среднесписочной численности персонала крупных и средних предприятий региона.

По прогнозной оценке Департамента экономического развития и торговли Ивановской области, численность занятых в экономике региона уменьшится в 2011 году на 3,0 тыс. человек и составит 479,8 тыс. человек.

Прогнозная численность граждан, увольняемых из организаций по различным основаниям в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и обратившихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости, может составить от 30 до 40 тыс. человек.

Кроме этого, по сведениям Департамента образования Ивановской области, из общей численности выпускников 2010/2011 учебного года всех уровней профессионального образования потенциальный риск не быть трудоустроенными будут иметь более 500 выпускников, или 5,5% (приложение 12 к Программе).

По прогнозным расчетам ситуация на региональном рынке труда в 2011 году будет характеризоваться превышением предложения рабочей силы над ее спросом в 1,5 - 2,0 раза.

В регионе разработан комплекс мер по предотвращению роста безработицы и обеспечению законных прав и интересов работающих граждан.

В 2011 году в рамках реализации инвестиционных проектов на предприятиях обрабатывающего производства, строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также транспорта и сферы обслуживания предполагается создание 443 рабочих мест (приложение 3 к Программе).

Однако предполагаемое к вводу количество новых рабочих мест не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу.

В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса работодателей на рабочую силу в 2011 году могут вновь обозначиться тенденции ухудшения показателей занятости и безработицы.

В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции в рамках переданных полномочий в сфере занятости, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, на 2011 год запланировано:

- обращение в областные государственные учреждения центры занятости населения Ивановской области за содействием в трудоустройстве не менее 60,0 тыс. человек;

- направление на профессиональное обучение 4,5 тыс. безработных граждан;

- трудоустройство на оплачиваемые общественные и временные работы 4,5 тыс. человек;

- поддержание численности зарегистрированных безработных не более 16,5 тыс. человек (в среднемесячном исчислении);

- недопущение уровня регистрируемой безработицы в целом по области выше 2,7% от численности экономически активного населения.

Вместе с тем в случае развития экономической ситуации по пессимистическому сценарию, в связи с возможным сокращением спроса экономики на рабочую силу численность незанятых граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в областные государственные учреждения центры занятости населения Ивановской области, может увеличиться до 80,0 тыс. человек (рост в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом).

В условиях ограниченных возможностей трудоустройства численность безработных граждан (в среднемесячном исчислении) может увеличиться на 5,7%, а уровень регистрируемой безработицы - до 3,6% от численности экономически активного населения. Нагрузка на одно вакантное рабочее место возрастет до 3,5 незанятых граждан.

Основные параметры регистрируемого рынка труда


Показатели

2010   год   факт

2011 год - варианты прогноза:

пессимистический

оптимистический

целевой

Численность безработных   граждан,   зарегистрированных в   органах  службы  занятости   населения (в   среднемесячном   исчислении), человек

19,4

20,5

16,5

16,5

Уровень регистрируемой   безработицы (в среднем  за   год),  %  от   численности   экономически активного   населения

3,5

3,6

2,7

2,7

Коэффициент  напряженности   на рынке труда (в  среднем   за год), человек/вакансию

2,9

3,5

1,6

1,6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»