ЗАКОН

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 июля 2001 года N 47-ОЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ РЖИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ"


Действие закона ПРИОСТАНОВЛЕНО на 2005 финансовый год в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета :

Закон Ивановской области от 29.12.2004 N 192-ОЗ

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ПРИОСТНОВЛЕНО НА 2004 ГОД:

Закон Ивановской области от 29.12.2003 N 128-ОЗ

Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N184-ФЗ.

Статья 1

. Утвердить программу "Об увеличении производства и переработки продовольственной ржи в Ивановской области на основе агропромышленной интеграции на период 2001 - 2005 годы" (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса Ивановской области.

Рекомендовать органам и должностным лицам местного самоуправления обеспечить реализацию Программы на территории соответствующих муниципальных образований.

Глава администрации

Ивановской области

В.И.ТИХОНОВ


Приложение

к Закону Ивановской области

от 17.07.2001 N 47-ОЗ

ПРОГРАММА "ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ РЖИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ" ПАСПОРТ областной программы "Об увеличении производства и переработки продовольственной ржи в Ивановской области на основе агропромышленной интеграции на период 2001 - 2005 годы



1. Содержание и анализ современного состояния проблемы


Наименование   Программы

Областная программа "Об увеличении производства  и переработки продовольственной ржи в  Ивановской области на основе агропромышленной  интеграции на период 2001 - 2005 годы".

Государственный   Заказчик   Программы

Управление сельского хозяйства и продовольствия  Ивановской области;  ОАО "Тейковский мукомольный завод";  областное государственное унитарное предприятие  "Продкорпорация".

Основные   разработчики   Программы

Управление сельского хозяйства и продовольствия  Ивановской области;  ОАО "Тейковский мукомольный завод";  Ивановская государственная сельскохозяйственная  академия.

Цели   Программы

- увеличение производства и переработки зерна  продовольственной ржи;  - создание собственной сырьевой зоны по  производству товарного зерна на основе  агропромышленной интеграции  сельхозтоваропроизводителей и ОАО "Тейковский  мукомольный завод";  - максимальное обеспечение области ржаным  хлебом за счет местных ресурсов.

Сроки реализации Программы

2001 - 2005 годы.

Основные   мероприятия   Программы

- расширение посевных площадей озимой ржи с  учетом научно - обоснованных севооборотов;  - увеличение урожайности ржи на основе  низкозатратной технологии возделывания и  оптимизации использования местных ресурсов:  а) совершенствование систем семеноводства,  удобрений и защиты растений,  б) повышение культуры земледелия,  в) улучшение послеуборочной подработки зерна;  - увеличение валовых сборов и производства  товарного зерна;  - агропромышленная интеграция производителей и  переработчиков зерна продовольственной ржи на  основе прямых договорных связей;  - создание собственной сырьевой зоны по  производству товарной ржи для ОАО "Тейковский  мукомольный завод";  - поэтапное авансирование  сельхозтоваропроизводителей за счет  использования собственных и заемных средств ОАО  "Тейковский мукомольный завод" и ссуды из  средств областного фонда зерна.

Основные   исполнители   Программы

Областное и районные управления сельского  хозяйства и продовольствия;  сельхозтоваропроизводители области;  ОАО "Тейковский мукомольный завод".

Объемы   и источники   финансирования

- областной бюджет - всего 5,4 млн. руб. в 2001  году по статье "Рыболовство и сельское  хозяйство";  - бюджетный кредит - 17,4 млн. руб. в 2001 году  из областного фонда зерна;  - собственные и заемные средства ОАО  "Тейковский мукомольный завод" - 17,3 млн. руб.  в 2001 году;  - средства муниципальных бюджетов (по  согласованию);  финансирование мероприятий по реализации  Программы в 2002 - 2005 годах - по  согласованию, исходя из финансовых возможностей  участников Программы.

Ожидаемые   конечные   результаты

Последовательное наращивание объемов  производства товарного зерна озимой ржи до 41  тыс. т в 2005 году. Максимальное удовлетворение  нужд области в ржаном хлебе за счет  использования местных ресурсов.

Система   организации   контроля за   исполнением   Программы

Контроль за реализацией Программы  осуществляется в установленном порядке  Законодательным Собранием, управлением  сельского хозяйства и продовольствия,  финансовым управлением администрации области,  другими органами исполнительной власти  Ивановской области.



Настоящая Программа разрабатывалась во исполнение распоряжения Правительства Ивановской области от 27.06.2000 N 27-рп.

В условиях кризиса отраслей АПК, нарушенных экономических связей, отсутствия системы заготовок зерна важно обеспечить потребность области в продовольственной ржи за счет местных ресурсов.

В 80-х годах в Ивановской области озимой рожью ежегодно засевали в среднем более 50 тыс. га и производили свыше 60 тыс. т зерна. К концу 90-х годов эти показатели снизились соответственно в 4 - 5 раз. Это значительно более резкий спад, чем в целом по группе зерновых (приложения 1, 2).

В 1993 - 1999 г. г. в условиях стихийного характера реализации зерна в области продавали в среднем менее 5 тыс. т ржи в год - в 3,5 раза меньше, чем в 1976 - 1980 г. г. Доля товарной ржи в общем объеме продаж зерна снизилась соответственно с 21,6% до 9%. В 1999 году ивановские сельхозтоваропроизводители продали на переработку 600 т продовольственной ржи - 1,5% потребности области.

В этих условиях неизбежен ввоз зерна и муки из других регионов, что фиксирует невостребованность труда местных сельхозтоваропроизводителей и приводит к потере денежных ресурсов области. В то же время мукомольные предприятия, базирующиеся на привозном сырье, характеризуются нестабильностью процесса закупок.

Между тем Ивановская область располагает достаточными возможностями для производства ржи и мощностями для ее переработки, чтобы удовлетворить большую часть потребности населения в ржаном хлебе.

2. Агроклиматическое обоснование увеличения производства ржи


Рожь - относительно засухоустойчивая, хорошо зимующая культура. Гидротермические условия Ивановской области в целом благоприятны для ее возделывания. В экстремально засушливые годы рожь продуктивнее других зерновых культур. Она малотребовательна к условиям произрастания и лучше всего удается на легких, маловлагоемких почвах, то есть в большинстве районов области.

Озимая рожь мирится с повышенной кислотностью среды, что с учетом процесса подкисления почв свидетельствует в пользу возделывания этой культуры. В сравнении с озимой пшеницей, рожь менее требовательна к плодородию, которое к уровню предыдущего тура обследования также снизилось.

При обеспечении оптимальных условий произрастания рожь немного уступает озимой пшенице, а в ряде лет превышает ее. В одинаковых климатических и сходных почвенных условиях урожайность ржи в лучших хозяйствах на 21 - 74% выше среднего уровня. О высоком потенциале культуры свидетельствуют и результаты сортоиспытаний в Ивановской области (приложение 3).

Все это характеризует рожь как наиболее перспективную в современных условиях культуру, обеспечивающую достаточно высокие сборы при относительно низких затратах средств и труда.

3. Цель и задачи Программы


Целью настоящей Программы является максимальное обеспечение области ржаным хлебом за счет местных ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

- увеличение производства зерна продовольственной ржи;

- обеспечение сельхозтоваропроизводителям гарантированного рынка сбыта товарного зерна;

- развитие агропромышленной интеграции в области производства и переработки продовольственной ржи на основе простейшей формы вертикальной кооперации;

- научное обеспечение технологических (при производстве ржи) и интеграционных процессов между партнерами по сотрудничеству.

4. Мероприятия, направленные на увеличение производства ржи. Этапы реализации


Рост валовых сборов и объемов товарного зерна ржи планируется реализовать путем увеличения посевных площадей и увеличения урожайности культуры (приложение 4).

Расширение площадей с 26 тыс. га в 2001 г. до 34,6 тыс. га в 2005 г. характеризуется равномерностью по годам и повсеместно укладывается в структуру посевов научно - обоснованных севооборотов.

При планировании роста урожайности за основу взят базовый уровень, который с учетом совокупного почвенного балла варьирует по районам в пределах 8 - 14 ц/га. При условии выполнения программных мероприятий средняя урожайность по области составит 12,9 ц/га в 2001 г., 16,0 - в 2002 г., 18,0 ц/га - в 2003 г. За счет применения удобрений урожайность в эти годы возрастет соответственно на 20, 20 и 10% к базовому уровню. Предусмотрен и результат от повышения культуры земледелия - по 10% прибавки в 2002 - 2003 г. г.

В последующие годы предполагается стабилизация достигнутого уровня, так как дальнейший рост урожайности связан с повышением удельных затрат материальных и денежных ресурсов.

При обеспечении запланированных уровней посевных площадей и урожайности валовые сборы зерна вырастут с 33,6 тыс. т в 2001 г. до 62,3 тыс. т в 2005 г. Объемы товарного зерна ржи увеличатся соответственно с 14,0 до 41,3 тыс. т в год (приложение 4).

5. Агропромышленная интеграция как механизм реализации Программы


Развитие агропромышленной интеграции планируется на базе простейшей формы вертикальной кооперации сельхозтоваропроизводителей региона с ОАО "Тейковский мукомольный завод".

К 2005 году перерабатывающие мощности этого предприятия составят 33,0 тыс. т ржи в год - 80% потребности области. Сотрудничество на основе прямых сырьевых договоров с сельхозтоваропроизводителями позволит предприятию создать собственную сырьевую зону по стабильному производству зерна продовольственной ржи. Одновременно этот процесс обеспечит гарантированный рынок сбыта ржи для сельхозтоваропроизводителей.

Отсутствие посредников позволит хозяйствам получить максимально возможную в условиях рынка прибыль от реализации. Долголетние интеграционные связи с перерабатывающим предприятием будут способствовать стабильности в экономике хозяйств и обусловят их специализацию на производстве высококачественного товарного зерна, что положительно скажется на качестве муки и конечного продукта - ржаного хлеба.

Реализация Программы через агропромышленную интеграцию базируется на основе договоров контрактации, предусматривающих поэтапное авансирование сельхозтоваропроизводителей "Тейковским мукомольным заводом" в размере до 50% от суммы договора. Примерная структура аванса: 40% - на проведение комплекса посевных работ, 20% - на уход за посевами, 40% - на уборку озимой ржи.

С учетом биологии культуры срок возврата товарной ржи за полученный аванс составит от 3 до 13 месяцев. С целью дополнительной заинтересованности сельхозтоваропроизводителей уже в 2000 г. практикуется продажа кормовых отходов на возвратной основе по льготной цене.

В 2000 г. заводом планировалось заключить договоры на закупку 14 тыс. т ржи урожая 2001 г., в том числе более 12 тыс. т - по договорам контрактации, т. е. на условиях авансирования сельхозтоваропроизводителей.

По мере реализации Программы объемы договоров будут соответственно возрастать.

С учетом заготовительных функций предприятия целесообразно придать ОАО "Тейковский мукомольный завод" статус государственного заказчика.

На заводе планируется создать агросырьевой отдел с целью обеспечения развития и координации интеграционных процессов по всем направлениям сотрудничества партнеров.

6. Ресурсное обеспечение Программы


Увеличение производства ржи планируется на основе низкозатратной технологии возделывания за счет собственных средств сельхозтоваропроизводителей.

Дополнительные вложения необходимы для приобретения расчетного количества минеральных удобрений на сумму 4,9 - 16,1 млн. руб. (приложение 5).

Покупка средств защиты растений планируется из расчета 200 руб. на 1 га, что составит 5,5 млн. руб. под урожай 2001 г. В дальнейшем сумма возрастет пропорционально росту площадей. Ежегодно необходимы средства для приобретения семян высших репродукций.

Общая сумма потребности в денежных средствах для авансирования урожая 2001 г. из расчета 50% стоимости законтрактованного зерна составляет 17,4 млн. руб. (таблица 1).

Таблица 1

Потребность в авансировании продукции урожая 2001 г.


Ожидаемое   производство товарной   ржи, тыс. т

Предполагаемая   цена за 1   тонну, руб.

Суммарный   объем закупок,   млн. руб.

Сумма аванса,   млн. руб.

всего

в т. ч. на   условиях   авансирования

14

12,4

2800

34,7

17,4



Планируется 2 этапа авансирования: 25% средств в марте для весенней подкормки посевов и 75% - в июне - для проведения уборочных работ. В денежном выражении это составит соответственно 4,4 и 13,0 млн. руб. В том числе 3,0 млн. руб. ОАО "Тейковский мукомольный завод" выделит из собственных средств.

Остальные 14,4 млн. руб. аванса будут выданы сельхозтоваропроизводителям при условии выделения ОАО "Тейковский мукомольный завод" как государственному заказчику бюджетного кредита по разделу "Формирование областного фонда зерна" (таблица 2).

Окончательный расчет с хозяйствами в сумме 17,3 млн. руб. планируется провести до конца 2001 года, в т. ч. 3,0 млн. руб. - за счет средств бюджетного кредита и 14,3 млн. руб. за счет заемных средств ОАО "Тейковский мукомольный завод" с использованием залоговых обязательств хлебозаводов N 2, N 3, АО "Зернопродукт".

Общее финансирование Программы в 2001 г. складывается из 50% собственных и заемных средств ОАО "Тейковский мукомольный завод" и 50% - за счет кредита по разделу "Формирование областного фонда зерна".

Кроме этого, в целях реализации Программы целесообразно предусмотреть выделение из областного бюджета 5,4 млн. руб. по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", в том числе:

- стимулирование производства озимой ржи сельхозтоваропроизводителями (поддержание систем семеноводства и защиты растений) - 2,5 млн. руб.;

- приобретение сельскохозяйственной техники за счет областного лизингового фонда - 1,68 млн. руб.;

- модернизация сушильного хозяйства сельхозпредприятий - участников Программы - 1,0 млн. руб.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»