Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2010 года N 326-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.09.2008 N 243-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Ивановской области от 21.08.2014 N 353-п.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 23.04.2008 N 77-п "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, Порядке проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области", в целях повышения качества и обеспечения доступности образовательных услуг учащимся образовательных учреждений Правительство Ивановской области постановляет:

Внести в постановление Правительства Ивановской области от 19.09.2008 N 243-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2012 годы" следующие изменения:

1. В наименовании и по тексту постановления слова "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2012 годы" заменить словами "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2015 годы".

2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).

И.о. Председателя Правительства

Ивановской области

П.А.КОНЬКОВ


Приложение

к постановлению

Правительства

Ивановской области

от 17.09.2010 N 326-п


Приложение

к постановлению

Правительства

Ивановской области

от 19.09.2008 N 243-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ"

1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2015 годы"


Наименование ДЦП   <1>

развитие общего образования Ивановской области на  2009   - 2015 годы

Срок реализации   ДЦП

2009 - 2015 годы

Администратор ДЦП

Департамент образования Ивановской области

Исполнительные   органы   государственной   власти Ивановской   области,   реализующие ДЦП

Департамент образования Ивановской области,   Департамент здравоохранения Ивановской области

Цели ДЦП

повышение качества, обеспечение доступности   образовательных услуг, укрепление здоровья учащихся,   создание безопасных условий образовательного процесса

Целевые индикаторы   и ожидаемые   результаты   реализации ДЦП

- доля учащихся, обучающихся в школах, отвечающих   современным требованиям к условиям организации   образовательного процесса:   2009 г. - 50%, 2010 г.  - 60%, 2011 г.  - 70%, 2012 г.  -   75%, 2013 г.  - 77%, 2014 г.  - 78%, 2015 г.  - 80%;   - численность детей-инвалидов, получающих образование   дистанционно:   2009 г. - 50 человек, 2010  г. - 90 человек, 2011 г. -   130 человек, 2012 г.  - 160 человек, 2013 г.  - 190   человек, 2014 г.  - 190 человек, 2015 г.  - 190 человек;   - доля педагогов, внедряющих   информационно-коммуникационные технологии в   образовательный процесс:   2009 г. - 50%, 2010 г.  - 60%, 2011 г.  - 70%, 2012 г.  -   90%, 2013 г.  - 95%, 2014 г.  - 98%, 2015 г.  - 100%;   - численность педагогов, обучающих детей-инвалидов   дистанционно:   2009 г. - 40 человек, 2010  г. - 60 человек, 2011 г. -   60 человек, 2012 г.  - 75 человек, 2013 г.  - 90   человек, 2014 г.  - 90 человек, 2015 г.  - 90 человек

Задачи ДЦП

повышение доли учащихся, обучающихся в школах,   отвечающих современным требованиям к условиям   организации образовательного процесса, с 50% до 80%;   повышение доли педагогов, внедряющих   информационно-коммуникационные технологии в   образовательный процесс, с 50% до 100%;   внедрение в систему образования современных технологий   управления

Объемы бюджетных   ассигнований на   реализацию ДЦП (в   разбивке по годам   реализации)

общий объем бюджетных ассигнований, необходимый для   реализации ДЦП, составляет 489214,837 тыс. руб., в том   числе:   - 2009 год: 64777,9 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета <2> - 5800,0 тыс. руб.,   областного бюджета - 58977,9 тыс. руб.);   - 2010 год: 97472,237 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета - 30840,037 тыс. руб., областного   бюджета - 66632,2 тыс. руб.);   - 2011 год: 73845,8 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета - 0 тыс. руб., областного бюджета   - 73845,8 тыс. руб.);   - 2012 год: 70774,8 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета - 0 тыс. руб., областного бюджета   - 70774,8 тыс. руб.);   - 2013 год: 60792,9 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета - 0 тыс. руб., областного бюджета   - 60792,9 тыс. руб.);   - 2014 год: 60782,1 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета - 0 тыс. руб., областного бюджета   - 60782,1 тыс. руб.);   - 2015 год: 60769,1 тыс. руб. (из них доля   федерального бюджета - 0 тыс. руб., областного бюджета   - 60769,1 тыс. руб.)




--------------------------------

<1> ДЦП - здесь и далее по тексту - долгосрочная целевая программа Ивановской области.

<2> Здесь и далее по тексту - субсидии из федерального бюджета.

2. Социально-экономическая проблема Ивановской области


2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и оценка развития ситуации в среднесрочной и долгосрочной перспективах

Общее образование является основой для получения жителями области доступного качественного образования всех уровней. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан Ивановской области.

В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования за последние 3 года на развитие общего образования Ивановской области направлены значительные финансовые средства.

Повышение расходов на образование привело к существенному изменению условий предоставления образования и повышению уровня квалификации педагогических кадров.

В школах области существенно улучшилась материальная база: приобретены учебно-методические кабинеты, практически все школы обеспечены современными компьютерами и подключены к сети Интернет. В сельские школы осуществлены поставки современных автобусов. На конкурсной основе проводится поддержка инновационных школ и лучших учителей.

С 2009 года функционирует региональный Центр по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осуществляющий информационно-методическую поддержку дистанционного обучения детей-инвалидов в муниципальных образованиях.

В базовых школах и муниципальных ресурсных центрах оборудовано 41 рабочее место для работы дистанционных педагогов, 60 педагогов прошли обучение технологиям дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2010 году в области должны быть созданы условия для дистанционного образования 90 детей-инвалидов.

В 2009 году в условиях вступления в силу новых санитарно-эпидемиологических правил и Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" была проведена большая совместная работа по обеспечению безопасных условий в учреждениях образования, укреплению материальной базы образовательных учреждений, включая ремонт и оборудование медицинских кабинетов и пищеблоков школ.

В 2010 году в центре внимания остается решение вопросов по обеспечению условий безопасных перевозок, содержанию и эксплуатации парка школьных автобусов. В целях создания безопасности в образовательных учреждениях в 2010 году необходимо продолжить мероприятия по противопожарной безопасности, изыскать финансовые и технические возможности для оборудования кнопкой экстренного вызова милиции всех общеобразовательных учреждений области, обеспечить системой видеонаблюдения базовые школы.

Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими кадрами, увеличение числа образовательных учреждений, способных предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг независимо от места проживания их потребителей.

В связи с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и введением новых государственных образовательных стандартов усиливаются требования к предоставлению современных условий организации образовательного процесса. Вместе с тем, по данным федерального оператора комплексного проекта модернизации образования, не более 50% школ Ивановской области в полном объеме отвечают этим требованиям.

Остается неравномерным оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием. В области сохраняется большое количество малокомплектных сельских школ (26%) с небольшой численностью учащихся, что не позволяет предоставлять качественные образовательные услуги по профильному образованию старшеклассников.

По поручению Правительства Ивановской области (протокол заседания от 08.12.2009) необходимо проработать вопрос по дистанционному образованию учащихся малокомплектных школ. В связи с этим определены экспериментальные площадки по внедрению дистанционного обучения на базе сельских образовательных учреждений, имеющих опыт организации профильного обучения старшеклассников в дистанционной форме. В рамках эксперимента в 2010 - 2011 годах будет разработана модель дистанционного образования школьников по отдельным предметам, подготовлена необходимая нормативная база и разработан норматив финансирования образовательных услуг, предоставляемых в дистанционной форме.

Однако низкая скорость каналов доступа к сети Интернет в муниципальных районах области, медленное обновление компьютерной техники в сельских малокомплектных школах не позволяют обеспечить предоставление образовательных услуг в дистанционной форме на современном уровне, включение в учебный процесс учащихся малокомплектных школ, возможность создания интернет-классов, а не только индивидуальное обучение.

Кроме того, в Ивановской области еще недостаточно педагогов, мотивированных к достижению высокого качества образования, и только 50% активно используют современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2015 годы предусматривает создание к 2016 году условий для дистанционного образования для 90% детей-инвалидов - не менее 190 человек, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья и не имеющих противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Места проживания детей-инвалидов и рабочие места дистанционных учителей необходимо оснастить высокоскоростным доступом к сети Интернет. В соответствии с техническими требованиями, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2009 N 341 услуга должна предусматривать обеспечение доступа до ресурсов центров дистанционного образования с использованием установленных программно-технических средств для детей-инвалидов и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предполагает также создание условий и обучение педагогов, осуществляющих дистанционное обучение, а также регулярное прохождение педагогами курсов повышения квалификации.

В рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" предполагается решение следующих задач в сфере образования:

- развитие форм дистанционного образования: расширение канала связи и пропускной способности Интернета, оснащение учреждений современной компьютерной техникой для организации дистанционного образования, подготовка "дистанционных учителей" и педагогов-тьютеров;

- повышение уровня открытости образовательных учреждений: регулярное обновление сайтов, размещение публичной отчетности о деятельности и нормативных актов учреждений, создание электронных паспортов;

- поддержка лидеров образования: инновационных школ, лучших учителей, муниципальных программ развития образования;

- получение государственных услуг в электронном формате;

- развитие школ ступеней: при наличии нескольких классов в параллели создаются конкурентные условия для выбора профиля образования.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 года необходимо продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечив внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс, интеграцию усилий педагогов, медицинских работников и родителей.

Показатели, характеризующие наличие социально-экономической проблемы:

N

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

Качество знаний выпускников  общеобразовательных школ по результатам ЕГЭ по математике за последние годы:  - по Ивановской области*)  - в среднем по России

3,25  3,32

3,3  3,5

44,1  42,9

данные   не сфор-мированы

2

Доля учащихся третьей ступени, охваченных профильным обучением:  - по Ивановской области   - в среднем по России

31,4  44,0

42,0  49,0

52  50

53  58

3

Доля педагогов, внедряющих  информационно-комму-никационные технологии в образовательный процесс:  - по Ивановской области    - в среднем по России

30,0  41,0

40,0  42,0

50,0  62,4

данные   не сфор-мированы

4

Доля учащихся, получающих  образование в дистанцион-ной форме:  - по Ивановской области  - в среднем по России

-  данные   не сфор-мированы

0,01  данные   не сфор-мированы

0,16  данные   не сфор-мированы

0,20  данные   не сфор-мированы

5

Доля школьников, обучаю-щихся в  условиях, в полном объеме отвечающих совре-менным требованиям орга-низации  образовательного процесса:  - по Ивановской области  - в среднем по России

15,8  25

23  27

45,0  48,0

50,0  50,0




--------------------------------

<*> Показатель 1, т.к. произошло изменение методики расчета. Показатель (качество знаний выпускников общеобразовательных школ по результатам ЕГЭ по математике) за 2007 и 2008 годы рассчитывался из количества выпускников, сдавших только 3 и более экзаменов (ЕГЭ - был эксперимент). С 2009 года ЕГЭ проводится в штатном режиме и в расчет бралось общее количество выпускников, сдавших экзамены.

2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской практике

Наиболее успешным является опыт реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) в Российской Федерации. Мероприятия ПНПО позволили поддержать лидеров в образовании, значительно укрепить материально-техническую базу школ, повысить доступность образовательных услуг через подключение образовательных учреждений к сети Интернет и приобретение школьных автобусов.

Сокращение количества школьников более чем на 40% за 10 лет резко усугубило проблему малокомплектных школ, привело к скрытой безработице среди учителей в большинстве российских регионов, повлекло ухудшение результатов подготовки - с одной стороны и рост неэффективности расходов на школьное образование - с другой.

Если в 1999 году на одного учителя приходилось 13 учеников, то к началу нацпроекта - менее 10, а в ряде регионов - около 5. В Европе этот показатель составляет 14, а в Японии - 15. Количество школ, в которых менее 10 учеников, увеличилось за этот период с 5,6 до 6 тысяч.

Региональные комплексные проекты модернизации образования интегрировали ключевые наработки и достижения нацпроекта для средней школы.

Только в рамках комплексных проектов учащиеся почти 9 тыс. школ (а это порядка 1 млн. сельских ребят) получили возможность обучаться в современно оборудованных и оснащенных благоустроенных базовых учреждениях. Доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий - по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам, - возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70%.

В рамках комплексного проекта модернизации образования в 30 субъектах Российской Федерации внедряются новые технологии управления отраслью, основанные на электронном мониторинге. Создаются независимые региональные системы оценки качества образования. В регионах, реализующих комплексные проекты, норматив на ученика вырос в среднем более чем в 2 раза. Свыше 20% этого роста обеспечено за счет перераспределения, т.е. высвобождения из области неэффективных расходов порядка 10,5 млрд. рублей. Высвобождения средств удалось достичь за счет более современных моделей финансирования образовательных учреждений, когда бюджет школы стал зависеть от количества учащихся в ней, а зарплата учителя - от интенсивности и результатов труда.

В ходе комплексных проектов во всех федеральных округах с учетом географических, экономических и иных особенностей, различных стартовых условий созданы и отработаны на практике эффективные модели осуществления необходимых изменений, образцы того, как может и должно быть устроено современное школьное образование.

Опыт Ивановской области


С целью обеспечения доступности и повышения качества образования в Ивановской области с 2007 года действовала областная целевая программа "Развитие образования Ивановской области" на 2007 - 2009 годы, в рамках которой проводились мероприятия по реализации ПНПО и созданию условий, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса. С 2007 года Ивановская область участвует в реализации комплексного проекта модернизации образования (далее - КПМО).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»