ЗАКОН
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 июня 2001 года N 32-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N184-ФЗ (в редакции от 08.02.2001 N 3-ФЗ) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области (в редакции от 04.12.2000 N 77-ОЗ).
Статья 1.
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 2001 - 2002 годы (прилагается).
2. Финансирование областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 2001 - 2002 годы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных Законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава администрации
Ивановской области
В.И.ТИХОНОВ
к Закону Ивановской области
от 25.06.2001 N 32-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 2001 - 2002 годы Характеристика проблемы
Основание для разработки | Закон Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ199700003.doc"О защите прав ребенка" | ||||
Заказчик Программы | управление социальной защиты населения администрации Ивановской области | ||||
Основной разработчик Программы | управление социальной защиты населения администрации Ивановской области | ||||
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | развитие в Ивановской области сети учреждений помощи семье и детям, развитие нормативно - правовой базы с целью улучшения положения семьи и детей, социальная поддержка семьи и детей, информационно - методическое обеспечение реализации Программы, организация профессиональной подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей | ||||
Сроки реализации Программы | 2001 - 2002 годы | ||||
Исполнители основных мероприятий Программы | управление социальной защиты населения администрации области, управление образования администрации области, органы и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований | ||||
Объемы и источники финансирования Программы | 2272,2 тыс. руб. из средств федерального, областного и местных бюджетов (по согласованию с органами местного самоуправления), в том числе: 730,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 542,2 тыс. руб. - областной бюджет (за счет дополнительных доходов областного бюджета) | ||||
2001 г. | 2002 г. | ||||
Итого по Программе: в том числе: | 2272,2 | 942,8 | 1329,4 | ||
федеральный бюджет | 730,0 | 315,0 | 415,0 | ||
областной бюджет: | |||||
утверждено в бюджете | - | - | - | ||
за счет дополнительных доходов областного бюджета | 1542,2 | 627,8 | 914,4 | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение сети учреждений помощи семье и детям, развитие активных форм социальной защиты семьи и детей | ||||
Контроль за исполнением Программы | контроль осуществляют Законодательное Собрание Ивановской области, управление социальной защиты населения администрации области |
Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания семьи и детей, обеспечивающей широкий спектр социально - экономических, психолого - педагогических и правовых, социально - медицинских, социально - бытовых услуг семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные семьи, семьи опекунов, пенсионеров, инвалидов, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга "в горячих точках", среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет в семье насилие в отношении женщин и детей. Все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье.
Реализация мероприятий областной целевой программы на 1998 - 2000 годы - приоритетное направление концепции семейной политики в области - позволила комплексно решать назревшие, безотлагательные проблемы детей, семей с детьми.
Принят Закон Ивановской области "О правах и гарантиях граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья".
В 12 городах и районах области внедряется интегрированный программный комплекс "Адресная социальная помощь".
В г. Вичуге, г. Иванове созданы социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Открыто социально - реабилитационное отделение для детей дошкольного и школьного возраста на базе центра социально - бытового обслуживания Родниковского района; отделение реабилитации, социальной адаптации детей и подростков, детей - инвалидов в комплексном центре социального обслуживания отдела социальной защиты населения администрации Ивановского района.
В областном центре психолого - педагогической помощи семье и детям расширился перечень и появились новые виды социальных услуг: тренинги для подростков 11 - 13 и 15 - 17 лет, для учителей гиперактивных детей, коррекционно - развивающие игровые занятия для детей, ведется социальный патронаж 130 семей, имеющих несовершеннолетних детей; осуществляется выпуск мини - газеты для детей и родителей, на "Радио - Иваново" ведется цикл передач "Вы пришли к психологу".
Успешно реализуются разработанные областным центром психолого - педагогической помощи семье и детям программы: "Возвращение детства", "Помощь гиперактивным детям дошкольного и школьного возраста, их родителям и учителям", "Помощь женщинам и детям - жертвам насилия", в рамках которой создана на общественных началах служба "Телефон доверия".
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей возросло количество семей с детьми, получивших те или иные виды социальных услуг (1998 г. - 6911 человек, 2000 г. - 10491 человек).
В 11 городах и районах области созданы семейные клубы "Семья", "Будущей матери", "Вера. Надежда. Любовь", "Лучик солнца" и другие.
Организуются праздничные мероприятия для семей с детьми, для детей, проводятся благотворительные акции "Дар", "Поможем собрать детей в школу".
Имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей не удовлетворяет в полной мере существующие потребности в них, что обусловливает необходимость создания новых учреждений. Дальнейшее их развитие сдерживается дефицитом средств в областном и местных бюджетах. Ощущается острый недостаток методик оказания социальных услуг, недостает специальной литературы в помощь педагогам, психологам, воспитателям, специалистам по социальной работе с семьей и детьми.
Продуманное и последовательное развитие сети учреждений сферы услуг и действующих учреждений социального обслуживания семьи и детей - необходимое звено в целостной системе мер, направленных на укрепление и благополучие семьи и детей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- развитие нормативно - правовой базы по улучшению положения семьи и детей;
- развитие действующих учреждений сферы услуг по оказанию помощи семье и детям;
- социальная поддержка семьи и детей;
- информационно - методическое обеспечение реализации Программы, организация профессиональной подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей.
Развитие нормативно - правовой базы по улучшению положения семьи и детей.
Предусматривается участие в разработке законов Ивановской области, подготовка предложений по дополнению и развитию законодательства Российской Федерации по вопросам социального обслуживания семьи и детей.
Предполагается создание социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних детей, центров помощи семье и детям, отделений помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения в городах и районах области.
Внедрение интегрированного программного комплекса "Адресная социальная помощь".
Реализация мероприятий программ:
- "Жизнь после войны";
- "Помощь гиперактивным детям дошкольного и школьного возраста, их родителям и учителям".
Предусматривается организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков из социально незащищенных семей.
Информационно - методическое обеспечение, организация профессиональной подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей
Планируется проведение мониторинга эффективности работы областного центра психолого - педагогической помощи семье и детям; выпуск ежегодного информационного бюллетеня о положении детей в Ивановской области, методических и информационных материалов, сборников, пособий для специалистов по работе с семьей и детьми, для родителей отдельных категорий семей.
Проведение научно - практических конференций, семинаров и заседаний круглого стола.
Предполагается повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить сеть учреждений (отделений) социального обслуживания семьи и детей, будет способствовать укреплению материально - технической, нормативной, правовой и информационно - методической баз учреждений, повышению квалификации кадров, увеличению объема и повышению качества предоставляемых разнообразных видов социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
N п/п | Мероприятия | Сроки испол- нения | Средства (тыс. руб.) | Источники финансиро- вания | Исполнители | |||||||||||||||
2001 г. | 2002 г. | |||||||||||||||||||
ут- верж- дено но в обла- стном бюд- жете | за счет допол- ни- тель- ных дохо- дов | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||
1. Развитие нормативно - правовой базы по улучшению положения семьи и детей | ||||||||||||||||||||
1. | Участие в разработке областных законов по улучшению положения семьи и детей | 2001 - 2002 г. г. | управления и комитеты администрации области | |||||||||||||||||
2. | Разработка предложений по дополнению и совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам социального обслуживания семьи и детей | 2001 - 2002 г. г. | управление социальной защиты населения администрации области | |||||||||||||||||
3. | Формирование пакета нормативных правовых актов по механизму адресного социального обслуживания семьи и детей | 2001 - 2002 г. г. | управление социальной защиты населения администрации области | |||||||||||||||||
2. Развитие учреждений помощи семье и детям и укрепление их материально - технической базы | ||||||||||||||||||||
1. | Создание городского центра помощи семье и детям в г. Кохме | 2001 г. | местный бюджет {*} | администрация г. Кохмы | ||||||||||||||||
2. | Создание кризисного центра для женщин | 2002 г. | 250,0 | областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области | |||||||||||||||
3. | Открытие отделений помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения органов местного самоуправления: | 2001 - 2002 г. г. | местные бюджеты {*} | органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||||
г. Иванова | ||||||||||||||||||||
4. | Открытие в г. г. Вичуге, Шуе, Фурманове, Кинешемском и Юрьевецком районах образовательных учреждений "Школа - детский сад" | 2001 - 2002 г. г. | местные бюджеты {*} | органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||||
5. | Приобретение для учреждений социального обслуживания семьи и детей медицинского, игрового, спортивно - тренажерного оборудования, компьютерной и аудиовизуальной техники, автотранспорта | 2001 - 2002 г. г. | 300,0 250,0 | 400,0 300,0 | федеральный бюджет областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области управление социальной защиты населения администрации области | ||||||||||||||
3. Социальная поддержка семьи и детей | ||||||||||||||||||||
1. | Реализация разработанных областных целевых программ по оказанию помощи семье и детям: | 2001 - 2002 г. г. | областной центр психолого - педагогической помощи семье и детям | |||||||||||||||||
"Помощь гиперактивным детям дошкольного и школьного возраста, их родителям и учителям", "Жизнь после войны" (при поддержке фонда Сороса) | 37,3 | 18,9 | областной бюджет | управления и комитеты администрации области, органов местного самоуправления | ||||||||||||||||
2. | Продолжение работы по изучению социально - экономического положения различных категорий семей с детьми Внедрение в действие интегрированного программного комплекса "Адресная социальная помощь" | 2001 - 2002 г. г. | местные бюджеты {*} | управление социальной защиты населения администрации области органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||||
3. | Оказание адресной материальной помощи семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, попавших в экстремальные ситуации | 2001 - 2002 г. г. | 35,0 | 40,0 | областной бюджет местные бюджеты {*} внебюджетные источники | управление социальной защиты населения администрации области органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||
4. | Обеспечение материальной поддержки детям из малообеспеченных семей при подготовке к новому учебному году Проведение благотворительной акции "Поможем собрать детей в школу" | 2001 - 2002 г. г. | 150,0 | 150,0 | областной бюджет местные бюджеты {*} | управление социальной защиты населения администрации области органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||
5. | Оказание помощи детям из неблагополучных семей: временное устройство детей в приюты, направление детей - сирот в областной социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних "Воспитательный дом" | 2001 - 2002 г. г. | управление социальной защиты населения администрации области, управление образования, органы и должностные лица местного самоуправления | |||||||||||||||||
6. | Развитие социально - экономических, психолого - педагогических и правовых, социально - медицинских, социально - бытовых услуг семьям на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе на дифференцированной основе. Осуществление социального патронажа семей | 2001 - 2002 г. г. | управление социальной защиты населения администрации области, органы и должностные лица местного самоуправления | |||||||||||||||||
7. | Организация отдыха и оздоровления детей из различных категорий семей и детей, находящихся в учреждениях социальной защиты населения на базе загородных лагерей, в южных здравницах, в санаториях, санаториях - профилакториях, на базе территориальных центров социального обслуживания населения | 2001 - 2002 г. г. | принимается ежегодно правовой акт Главы администрации области | управления, комитеты, органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||||
8. | Проведение Международного дня семьи, Дня защиты детей, Дня матери, новогодних и Рождественских праздников | 2001 - 2002 г. г. | 130,0 | 130,0 | областной бюджет местные бюджеты {*} | управление социальной защиты населения администрации области органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||
9. | Организация досуговой деятельности детей на базе клубов "Семья", "Тропинка к пониманию", "Рука друга" г. Иванова | 2001 - 2002 г. г. | местные бюджеты {*} внебюджетные фонды | органы и должностные лица местного самоуправления | ||||||||||||||||
4. Информационно - методическое обеспечение, организация профессиональной подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей | ||||||||||||||||||||
1. | Проведение мониторинга эффективности работы областного центра психолого - педагогической помощи семье и детям | 2001 - 2002 г. г. | 10,0 | 10,0 | областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области | ||||||||||||||
2. | Привлечение студентов старших курсов Ивановского государственного университета (ИвГУ) и Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ) к работе по реализации областных программ помощи семье и детям | 2001 - 2002 г. г. | центр психолого - педагогической помощи семье и детям управления социальной защиты населения администрации области, ИвГУ | |||||||||||||||||
3. | Выпуск методических и информационных материалов, сборников, пособий для социальных работников по работе с семьей, для родителей отдельных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке | 2001 - 2002 г. г. | 5,0 | 5,0 | областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области, центр психолого - педагогической помощи семье и детям управления социальной защиты населения администрации области | ||||||||||||||
4. | Ежегодное издание информационного бюллетеня о работе отдела проблем семьи и детей управления, издание доклада "О положении детей в Ивановской области" | 2001 - 2002 г. г. | 1,5 | 1,5 | областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области | ||||||||||||||
5. | Проведение научно - практических конференций, семинаров по проблемам социального обслуживания семьи и детей | 2001 - 2002 г. г. | 2,0 | 2,0 | областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области | ||||||||||||||
6. | Создание цикла теле-, радиопередач по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовка и выпуск специальных материалов в средствах массовой информации по проблемам семьи и детей | 2001 - 2002 г. г. | ||||||||||||||||||
7. | Повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания семьи и детей в учебном центре "Менеджмент - кадры", | 2001 - 2002 г. г. | 15,0 | 15,0 | федеральный бюджет | управление социальной защиты населения администрации области | ||||||||||||||
на курсах повышения квалификации в г. г. Москве, Санкт - Петербурге и в Центре психолого - педагогической помощи семье и детям управления социальной защиты населения администрации области | 2001 - 2002 г. г. | 7,0 | 7,0 | областной бюджет | управление социальной защиты населения администрации области | |||||||||||||||
Итого по программе: | 2272,2 | 942,8 | 1329,4 | |||||||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||||
федеральный бюджет | 730,0 | 315,0 | 415,0 | |||||||||||||||||
областной бюджет: | ||||||||||||||||||||
за счет дополнительных доходов областного бюджета | 1542,2 | 627,8 | 914,4 |
{*} Средства местных (муниципальных) бюджетов используются по согласованию с соответствующими представительными органами местного самоуправления муниципальных образований.