ЗАКОН

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 мая 2000 года N 23-ОЗ

О ПРОГРАММЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА


Действие ПРИОСТАНОВЛЕНО на 2004 год:

Закон Ивановской области от 29.12.2003 N 128-ОЗ

ИЗМЕНЕНИЯ:

ЗАКОН Ивановской области от 18.12.2001 N 85-ОЗ

Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N184-ФЗ и является составной частью общего плана перехода Ивановской области к устойчивому экономическому развитию и экологическому оздоровлению.

Статья 1


Утвердить "Программу экологического оздоровления Ивановской области на период до 2005 года" (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования.

Глава администрации Ивановской области

В.ТИХОМИРОВ


Приложение

к Закону

Ивановской области

от 23.05.2000 N 23-ОЗ

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА СОДЕРЖАНИЕ


Часть I. Обзор состояния окружающей среды Ивановской области

Введение 2

1.1. Сравнительная характеристика уровня загрязнения и состояния атмосферного воздуха 3

1.1.1. Характеристика уровня воздействия на атмосферу 3

1.1.2. Вклад трансграничного переноса в загрязнение атмосферы 5

1.1.3. Состояние приземного слоя воздуха в основных городах 7

1.1.4. Отраслевой вклад в формирование уровня загрязнения атмосферы 9

1.2. Характеристика качества природных вод 15

1.2.1. Качество воды основных водотоков области 15

1.2.2. Качество пресных подземных вод и питьевой воды 18

1.2.3. Отраслевой вклад в формирование качества природных поверхностных вод 20

1.3. Состояние литосферы в Ивановской области 23

1.4. Сохранение биоразнообразия и особо охраняемые территории 26

1.5. Критерии ранжирования экологических проблем. "Горячие точки" Ивановской области 30

Часть II. Анализ проблем управления охраной окружающей природной среды и природопользованием 35

2.1. Необходимые изменения в структуре управления охраной окружающей среды (ООС) 35

2.2. Нормативно - правовые инструменты управления 35

2.3. Экономические инструменты управления 36

2.4. Внеэкономические инструменты управления ООС 37

2.5. Информационные инструменты управления ООС 37

Часть III. Приоритетные направления решения экологических проблем Ивановской области 39

3.1. Программа реализации природоохранных мероприятий 39

3.1.1. Стратегические направления действий в области охраны атмосферы 39

3.1.2. Стратегические направления действий в области охраны гидросферы и обеспечения населения качественной питьевой водой 43

3.1.3. Стратегические направления действий в области охраны литосферы 49

3.1.4. Стратегические направления действий в области сохранения биоразнообразия и повышения устойчивости естественных экосистем 54

3.1.5. Направления действий по совершенствованию структуры и механизмов управления охраной окружающей среды 57

3.1.6. Научно - техническое обеспечение программы и экологическое образование 60

3.2. Сводная смета расходов на реализацию программы экологического оздоровления Ивановской области (до 2005 г.) и классификация мероприятий программы 67

3.3. Сводный перечень индикаторов контроля хода выполнения программы оздоровления экологической ситуации в Ивановской области до 2005 г. 69

Часть I. ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Введение

Данная программа является обязательной составной частью плана перехода к устойчивому развитию Ивановской области, который требуется разработать в целях реализации Указа Президента РФ от 01.04.96 г. N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", постановления Правительства РФ от 08.05.96 N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" и постановления Главы администрации Ивановской области от 30.07.96 N 441 "О подготовке предложений к проекту государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации". В основу программы экологического оздоровления положен региональный (для Верхневолжского региона) план действий по охране окружающей среды (РПДООС), разработанный в 1997 г. в рамках соглашения от 06.02.95 г. между РФ и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования "Проекта по управлению окружающей средой".

Ивановская область входит в состав Среднерусского региона, который характеризуется по экспертным оценкам очень высокой экологической напряженностью (максимальный - 7 ранг), причем качество окружающей среды (ОС) в области формируется не только местными источниками воздействия, но и близлежащими промышленными узлами (например, Московский, Владимирский, Ярославский). Кроме того, Ивановская область является составной частью Верхневолжского региона, а река Волга относится к группе рек с наибольшими экологическими проблемами, вода в ней оценивается как "загрязненная", а в крупных притоках и ряде малых притоков - как "грязная" и "сильно загрязненная".

Территория Ивановской области составляет 21,8 тыс. кв. км, на которой проживает около 1,3 млн. жителей. Хотя доля территорий с явно выраженной неблагоприятной экологической обстановкой (города Иваново, Кинешма, Заволжск, Шуя и Тейково) достигает в области всего около 1,5%, на ней проживает примерно 60% населения.

Ивановская область относится к числу регионов с депрессивным состоянием экономики. Так, производство ВВП на душу населения в США составляет около 28000 долл. США в год, в странах ЕС - чуть больше 20000 долл., а в Ивановской области соответственно по годам: 1010 долл. в 1994 г., 1110 долл. в 1995 г., 1140 долл. в 1997 г. Таким образом, величина валового внутреннего регионального продукта, производимого на душу населения, у нас меньше, чем в США, примерно в 24,5 раза, а по сравнению со странами ЕС - меньше примерно в 17,5 раза. Очевидно, что преодоление экономического кризиса и переход к нормальной экономике будет сопровождаться значительным ростом воздействия основных отраслей экономики на окружающую среду, а следовательно, и на проживающее население, особенно в так называемых "горячих точках".

Совокупность изложенного показывает не только острую целесообразность разработки программы экологического оздоровления (далее программа), но и ее своевременность.

Главными целями разрабатываемой программы являются следующие:

1) повышение качества окружающей среды (снижение уровня загрязнения атмосферы, повышение качества поверхностных, грунтовых и питьевой воды, снижение уровня антропогенного загрязнения почв и повышения их плодородия), особенно в местах компактного проживания людей и связанного с этим повышения здоровья населения (средней расчетной продолжительности жизни при рождении);

2) повышение устойчивости природных экосистем, их ассимиляционной емкости и видового разнообразия (увеличение доли территорий с особым статусом, уменьшение антропогенной нагрузки на природные экосистемы и т. д.);

3) совершенствование системы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, включая формирование механизмов (экономических, нормативно-правовых, организационных), обеспечивающих рациональное природопользование в перспективе и последовательное снижение воздействий на окружающую среду;

4) постепенный переход к устойчивому развитию.

1.1. Сравнительная характеристика уровня загрязнения и

состояния атмосферного воздуха

1.1.1. Характеристика уровня воздействия на атмосферу

Качество приземного слоя воздуха в Ивановской области формируется как процессами выделения различных соединений из естественных и антропогенных источников, так и естественными процессами выведения (фотохимические превращения в тропосфере, "сухое" и "мокрое" осаждение на подстилающую поверхность, переносом загрязняющих веществ из района эмиссии в районы ассимиляции естественными экосистемами, иными словами - рассеянием, трансформацией и выведением этих веществ из атмосферного воздуха). Основные антропогенные каналы, ответственные за изменение качества приземных слоев воздушных масс, являются следующие:

1) эмиссия загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников выбросов;

2) трансграничный (межобластной) перенос загрязняющих веществ.

Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу дана в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Динамика валовых выбросов в атмосферу по Ивановской области

Тип источника   выброса

Величина выбросов, тыс. т

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Стационарные

51,67

42,65

39,69

52,11

Передвижные

42,27

46,77

47,22

49,58

Всего по области

93,94

89,42

86,91

101,69



В Ивановской области отмечается устойчивый спад суммарной эмиссии загрязняющих веществ в период 1994 - 1996 г. г. Однако валовые выбросы мало информативны, так как не вскрывают причин наблюдаемого явления. Например, нельзя дать ответа на вопрос, связана ли наблюдаемая динамика мощности выбросов со спадом производства, институциональными изменениями в период переходной экономики или с усилением роли превентивных мероприятий.

Общепринятым в Европейских странах является представление динамики приведенных валовых выбросов и выбросов индивидуальных соединений (табл. 1.2 - 1.4). Анализ этих данных показывает, что приведенные выбросы в Ивановской области и РФ в последние годы не падают, а растут. Это связано, главным образом, с продолжающимся экономическим кризисом как в области, так и в стране в целом.

Таблица 1.2.

Динамика приведенных выбросов критериальных загрязнителей в атмосферу в Ивановской области (в тн на 1 млрд. рублей ВВП в сопоставимых ценах 1995 г.)

Соединение   (вещество)

Приведенные выбросы, т/млрд. рублей ВВП

1995 г.

1996 г.

1997 г.

SO2

2,30

2,50

3,42

NOx

1,87

2,53

3,78

CO

7,38

9,71

10,65

ТВЧ

1,22

1,36

1,58



Таблица 1.3.

Динамика приведенных валовых выбросов в атмосферу (в тн на 1 млрд. рублей ВВП в сопоставимых ценах 1995 г.)

Год

Приведенные валовые выбросы, т/млрд. рублей ВВП

Ивановская область

Российская Федерация

1995

13,88

13,2

1996

17,46

20,17

1997

20,79

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»