Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 октября 2011 года N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 262, от 30 июня 2009 г. N 716, от 12 января 2010 г. N 60), распоряжениями Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 1172-р и от 20 мая 2011 г. N 880-р Правительство Республики Мордовия постановляет :

1. Утвердить прилагаемую Программу Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления территорий вселения в Республике Мордовия принять меры по выполнению мероприятий, направленных на реализацию Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.В. Руженкова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Председателя Правительства

Республики Мордовия

Н.ПЕТРУШКИН

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 3 октября 2011 г. N 347

ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ САРАНСК, 2011 г. Содержание

ПАСПОРТ Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом


Наименование программы

Программа Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; распоряжение Правительства Республики Мордовия от 13 октября 2006 г. N 1044-р

Наименование, дата и номер решения Правительства Российской Федерации о включении Программы в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа)

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 880-р

Государственный заказчик Программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Основной разработчик Программы

ГУ "Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия"

Цель и задачи Программы

цель Программы - оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития республики. Задачи Программы: содействие социально-экономическому развитию Республики Мордовия; сокращение дефицита трудовых ресурсов; улучшение демографической ситуации; увеличение миграционного притока населения в Республику Мордовия; закрепление пере селенцев в республике и содействие их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество; содействие в решении вопросов трудоустройства и обеспечения жильем, медицинского и социального обеспечения соотечественников; предоставление образовательных услуг; обеспечение безопасности жизнедеятельности; информационное обеспечение реализации Программы на территории Мордовии

Этапы и сроки подготовки и реализации Программы

2011-2012 годы: первый этап (первое полугодие 2011 г.): создание системы управления Программой; оценка потребности в трудовых ресурсах и готовности имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев, в том числе в части, касающейся предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), а также жилья; второй этап (второе полугодие 2011 - 2012 годы): принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации добровольного переселения соотечественников в Республику Мордовия, проживающих за рубежом; осуществление мероприятий по информационной поддержке Программы; добровольное переселение участников Программы и членов их семей в Республику Мордовия; анализ результатов реализации мероприятий Программы; оценка результативности реализации Программы, при необходимости реализация дополнительных мероприятий

Основные направления реализации программных мероприятий

организационная поддержка добровольного переселения; информационная поддержка добровольного переселения; формирование благоприятных социальных условий для добровольного переселения; финансовая поддержка добровольного переселения; прием и обустройство добровольных переселенцев; содействие в трудоустройстве; снижение рисков в ходе реализации Программы

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия - координатор Программы (по согласованию); Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения; Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия; Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию); Министерство образования Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; Министерство по национальной политике Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи; органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

всего на 2011-2012 годы (в ценах 2010 г.) из республиканского бюджета Республики Мордовия – 17225,2 тыс. руб., в т. ч. по годам: в 2011 г. - 5691,1 тыс. руб.; в 2012 г. - 11534,1 тыс. рублей

Главный распорядитель бюджетных средств

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

устранение административных барьеров, препятствующих добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом; возвращение на историческую Родину 600 со­отечественников; смягчение негативных демографических процессов, происходящих в республике; восполнение трудовых ресурсов, привлечение высококвалифицированных кадров и работников неквалифицированного труда. К началу 2013 г. реализация Программы позволит довести число участников Государственной программы, переселившихся в Республику Мордовия, до 200 чел., в том числе по годам: в 2011 г. - 100 чел.; в 2012 г. - 100 человек. Всего количество переселенцев в Республику Мордовия с учетом численности членов семей участников Государственной программы (из расчета 1 семья - 3 чел.) составит 600 чел., в том числе по годам: в 2011 г. - 300 чел.; в 2012 г. - 300 человек. Количество переселенцев по территориям вселения с учетом численности семей участников Программы (из расчета 1 семья - 3 чел.): - Инсарский муниципальный район – 42 чел.; - Чамзинский муниципальный район – 216 чел.; - городской округ Саранск – 342 человека

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляют Глава Республики Мордовия, Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественная палата Республики Мордовия. Общее управление Программой осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти по оказанию содействия переселению соотечественников - Государственный комитет Республики Мор довия по труду и занятости населения (Указ Главы Республики Мордовия от 23 июля 2007 г. N 134-УГ "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Мордовия, ответственного за реализацию Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом")

ВВЕДЕНИЕ


Программа Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направлена на объединение потенциала со­отечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Республики Мордовия.

Основанием применения программно-целевого подхода к процессам привлечения дополнительных трудовых резервов послужила социально-демографическая ситуация в республике, которая остается сложной долгие годы.

Характер ситуации традиционно определялся высокой миграцией населения (в том числе насильственной). Отрицательный естественный прирост населения был зафиксирован в сельской местности Мордовии уже на рубеже 1985 г., а в 1992 г. - для всего населения региона.

Деформация половозрастной структуры населения в ХХ в. оказывает существенное влияние на современную динамику демографических процессов и будет определять ее в ближайшем будущем. Особенно заметно проявлялись последствия этой деформации в середине 60-х годов прошлого века, когда резкий спад числа рождений был связан с вступлением в возрастную группу наибольшей детородности (20-29 лет) малочисленных контингентов, родившихся в военные годы. Второй спад пришелся на конец 1980-х - начало 1990-х годов, когда в активный детородный возраст вошло поколение их внуков, родившихся в конце 60-х годов XX века.

Республика Мордовия характеризуется низкой рождаемостью, которая с 1992 г. не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Естественная убыль населения имеет устойчивый и долговременный характер. В последние годы ежегодное превышение умерших над родившимися в республике постепенно снижается и составляет около 5 тыс. человек.

Демографическая ситуация в Мордовии негативно сказывается на трудовом потенциале. Несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, регион нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Кроме того, недостаток трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Программа дополняет систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленную на стабилизацию численности населения республики и восполнение трудовых ресурсов.

Для реализации Программы определены приоритетные территории вселения и инвестиционные проекты, предполагающие привлечение дополнительных трудовых ресурсов из числа соотечественников с возможностью оказания содействия в предоставлении жилья, предоставлении земельных участков и других мер социальной поддержки переселенцам.

Программой предполагается присвоение статуса соотечественника только лицам, отождествляющим себя с культурными традициями России, для которых русский (либо мордовский) язык является родным языком, языком общения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 г. N 60 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637" присвоение статуса соотечественника предполагается в отношении лиц, проживающих за рубежом, и соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации.

Для участия в Программе в Республике Мордовия сформированы три территории вселения с учетом целевого характера направления миграционных процессов: Инсарский муниципальный район, Чамзинский муниципальный район и городской округ Саранск, входящие в проект переселения "Саранско-Чамзинская агломерация".

Для обеспечения сбалансированного подхода к отбору территорий будущего проживания с учетом региональной специфики исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия проведен комплексный анализ и отбор территорий вселения с учетом перспектив их развития.

При выборе территорий вселения учитывались следующие факторы:

финансово-экономический потенциал и уровень жизни населения;

демографический потенциал;

степень развития инженерной инфраструктуры;

обеспеченность социальной инфраструктурой;

наличие жилья и перспектива приобретения или его строительства;

перспективы развития производственного и сельскохозяйственного секторов (реализация инвестиционных и национальных проектов).

Главная цель Программы - оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия со­отечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития республики.

Основными задачами реализации Программы являются обеспечение социально-экономического развития Республики Мордовия, сокращение дефицита трудовых ресурсов, улучшение демографической ситуации, увеличение миграционного притока населения в республику, закрепление переселенцев в Мордовии, обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Социально-экономическое положение и перспективы развития Республики Мордовия


Экономико-географическое положение и природно-климатические условия. Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в центре Европейской части России, в бассейне реки Волги, граничит с Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской областями и Чувашской Республикой. Территория составляет 26,1 тыс. км2. Столица - г. Саранск – находится в 642 км от Москвы.

Республика расположена в зоне с умеренно-континентальным климатом, комфортным для проживания населения, на границе лесной и степной природных зон. Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет -80С, в июле - +21,20С. Среднегодовой объем выпадения осадков – от 450 до 500 мм.

Потенциал природных ресурсов. Из природных ископаемых наибольшее хозяйственное значение имеют запасы строительных материалов, крупнейшие из которых месторождения мергелево-меловых пород и опоки, используемые для производства высококачественного цемента. Их разведанные запасы превышают 360 млн. м3. Хозяйственное значение имеет торф, объемы запасов которого составляют около 28 млн. тонн. В настоящее время торфяные ресурсы используются в основном в качестве удобрения, сырья для производства строительных теплоизоляционных материалов. Имеются залежи мореного дуба на нескольких участках рек Мокша, Вад, Сура.

В структуре земельного фонда 68,7 % (1 796,3 тыс. га) занимают земли сельскохозяйственного назначения, в том числе пашни - 1,1 млн. га.

Лесной потенциал представлен запасами древесины хвойных и смешанных пород в объеме 96,5 млн. м3 на площади 642,7 тыс. га. Расчетная лесосека по республике составляет 715,5 тыс. м3, в том числе по хвойным породам - 76,7 тыс. м3, твердолиственным – 76,5 тыс. м3 и мягколиственным – 562 тыс. м3.

Экономический потенциал. Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом, располагающим значительным производственным потенциалом. ВРП в 2009 г. составил 92,9 млрд. рублей.

К настоящему моменту в регионе сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа. К базовым секторам экономики региона, задающим эту специализацию, относятся агропромышленный комплекс, электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов. Закрепление экономической специализации аграрно-индустриального типа выражается в следующих тенденциях:

1) преобладание доли обрабатывающих производств и сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта, а также в структуре инвестиций в основной капитал: в структуре ВРП 24,9 % составляют обрабатывающие производства, 17,1 % - сельское хозяйство, 12,0 % – строительство, 11,5 % – торговля, 7,4 % – транспорт и связь. Структура инвестиций по видам экономической деятельности практически соответствует структуре ВРП: основная часть инвестиций в 2009 г. шла в обрабатывающие производства (34 %), сельское и лесное хозяйство (14 %), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (18 %), транспорт и связь (10 %);

2) наличие высокой доли производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в структуре обрабатывающих производств - 29,6 %. В настоящее время агропромышленный комплекс региона является диверсифицированным. К основным подсекторам агропромышленного комплекса относятся:

- производство спирта и алкогольных напитков (6 предприятий спиртовой и 2 – ликероводочной промышленности: основные предприятия – ОАО "Мордовспирт", ОАО "Веда", ОАО "САН ИнБев");

- птицеводство – как мясное, так и яичное (основные предприятия – ОАО "Агрофирма "Октябрьская", ОАО "Птицефабрика "Чамзинская", ОАО "Птицефабрика "Атемарская");

- производство молока и молочных продуктов, масла (16 организаций молочной промышленности: основные предприятия – ООО "Юнимилк", ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО "Завод маслодельный "Атяшевский");

- производство мяса и мясопереработка (5 мясоперерабатывающих предприятий, в том числе ОАО "Талина", ГУП "Мясокомбинат "Оброченский");

- производство овощей и консервов (ГУП Республики Мордовия "Тепличное", ОАО "Консервный завод "Саранский");

- производство сахара (OOO "Ромодановосахар");

- производство кондитерских изделий (2 кондитерские фабрики).

Также базовыми секторами, определяющими место региона в экономическом развитии Приволжского федерального округа и России в целом, являются:

- производство транспортных средств и оборудования, где наиболее конкурентоспособным направлением является вагоностроение (основные предприятия – ОАО "Рузхиммаш", ОАО "Саранский вагоноремонтный завод");

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, где необходимо выделить такие наиболее развитые направления, как светотехническое (основные предприятия – ОАО "Лисма", ОАО "Ардатовский светотехнический завод", ОАО "Кадошкинский электротехнический завод") и электротехническое (ОАО "Электровыпрямитель", ОАО "Ковылкинский электромеханический завод", ОАО "Орбита", ОАО "Сарансккабель");

- производство строительных материалов, где также выделяются два направления, имеющие межрегиональное значение, – цементное, в котором безусловным лидером в Приволжском федеральном округе является ОАО "Мордовцемент", и кирпичное (ООО "Рузаевский завод керамических изделий", ЗАО "Саранский завод керамических изделий", ОАО "Кирпич силикатный").

В республике имеется 1 658,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий (63,5 % территории), из них 1 087,4 тыс. га пашни (65,6 % сельхозугодий). Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля, кормовых культур и основных видов животноводческой продукции (производство на убой КРС, свиней и птицы). По данным статистического регистра на 1 января 2010 г., на территории республики функционируют 276 крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 849 крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) наличие высокой доли сельского населения. Доля сельского населения в общей численности населения в Республике Мордовия составляла в 2009 году 39,7 %, что существенно превышает показатель в среднем по Россий-ской Федерации (27,0 %) и по Приволжскому федеральному округу (29,7 %). На территории региона расположен только один крупный город - региональный административный центр г. Саранск, численность населения которого, по данным на 1 января 2009 г., составляла 296,1 тыс. чел., по данным на 1 января 2010 г., – 296,4 тыс. человек. Остальные города относятся к категории городов с численностью менее 50 тыс. чел.;

4) преобладание доли сельского хозяйства (20 %, 77,7 тыс. чел.) и обрабатывающих производств (21 %, 83,1 тыс. чел.) в структуре занятости населения;

5) именно базовые сектора находятся в процессе технологической модернизации и обновления основных фондов: степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 26,2 % (по данному показателю в Приволж-ском федеральном округе Республика Мордовия уступает только Республике Татарстан, где степень износа основных фондов в сельском хозяйстве со-ставляет 20,3 %), в обрабатывающих производствах - 29,3 % (по данному показателю регион лидирует в Приволжском федеральном округе);

6) именно в данных секторах происходит формирование холдинговых структур (Талина, Мордовцемент), совершающих производственную экспансию в другие регионы;

7) на долю базовых секторов приходится основная доля получаемых в республиканский бюджет Республики Мордовия налогов. Среди 20 крупнейших налогоплательщиков Республики Мордовия 46,9 % (по объему выплаченных налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия) приходится на предприятия пищевой промышленности, 29,2 % - на промышленность строительных материалов, 7,7 % – на предприятия приборостроения, 6,1 % – на предприятия связи, 5,6 % – машиностроение, 2,3 % – электроэнергетику, 0,1 % – сельское хозяйство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»