Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2011 года N 227

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА МОРДОВИИ" НА 2011-2016 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства РМ от 31.10.2011 г. N 408, от 20.12.2011 г. N 479, от 26.03.2012 г. N 88, от 02.04.2012 N 107, от 16.04.2012 г. N 136, от 13.08.2012 г. N 307, от 22.10.2012 г. N 370, от 11.02.2013 г. N 32, от 20.05.2013 г. N 174, от 08.07.2013 г. N 264, от 19.08.2013 г. N 341, от 06.09.2013 г. N 366, от 09.12.2013 г. N 527)

(постановлением Правительства РМ от 23.12.2013 г. N 579 признано утратившим силу)

Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы (далее - Программа).

2. Установить, что приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.

Пункт 3 признан утратившим силу - постановление Правительства РМ от 22.10.2012 г. N 370.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 27 июня 2011 г. N 227

(в ред. постановлений Правительства РМ
от 31.10.2011 г. N 408, от 20.12.2011 г. N 479, от 26.03.2012 г. N 88,
от 02.04.2012 г. N 107, от 16.04.2012 г. N 136, от 13.08.2012 г. N 307,
от 22.10.2012 г. N 370, от 11.02.2013 г. N 32, от 20.05.2013 г. N 174,
от 08.07.2013 г. N 264, от 19.08.2013 г. N 341, от 06.09.2013 г. N 366)

Республиканская целевая программы "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы

г. Саранск, 2011 год

Паспорт Республиканской целевой программы "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы


Наименование программы

Республиканская целевая программы "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 02 июня 2011 г. N 377-Р

Государственный заказчик Программы

Министерство культуры Республики Мордовия

Основные разработчики Программы

Министерство культуры Республики Мордовия

Цели и задачи Программы

целями Программы являются совершенствование условий для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования, определение стратегии развития сферы культуры Республики Мордовия с учетом приоритетных направлений государственной  политики,  модернизации  структурных  подразделений,  укрепления  материальной  базы,  внедрения  новых  информационных технологий, повышение значения культуры в жизни общества и создание единого культурно-информационного пространства на территории Республики Мордовия.
 Задачи:
 сохранение и развитие накопленного потенциала в сфере культуры, многонационального культурного наследия, возрождение духовных традиций и ценностей всех народов, проживающих в Республике Мордовия;

 создание условий для расширения доступа граждан к культурным ценностям, сосредоточенным в учреждениях культуры, посредством укрепления их материально-технической базы и технического переоснащения;

 совершенствование условий художественного и профессионального образования в сфере культуры;

 создание условий для поддержки народных художественных промыслов и ремесел;

 совершенствование системы управления культурой и искусством Республики Мордовия

Важне йшие целевые индикаторы и показатели

увеличение количества зрителей в  государственных театрально-концертных учреждениях;

 увеличение удельного веса населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях и клубных формированиях;

 увеличение количества посещений  государственных и муниципальных музеев;

 увеличение количества читателей государственных и муниципальных библиотек

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2011-2016 годы и будет реализована без выделения этапов

Объем и источники финансирования Программы
 (позиция изложена в ред. постановления Правительства РМ от 20.05.2013 г. N 174 )

общий объем финансирования Программы составляет в 2011-2016 годах 10005105,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
 (в ред. постановления Правительства РМ от 19.08.2013 г. N 341 )
 федерального бюджета- 5188464,7 тыс. рублей;

 (в ред. постановления Правительства РМ от 19.08.2013 г. N 341 )
 республиканского бюджета Республики Мордовия - 4605373,0 тыс. рублей;

 (в ред. по становления Правительства РМ от 19.08.2013 г. N 341 )
 местных бюджетов - 209423,0 тыс. рублей;

 внебюджетных источников - 1845,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение широкого доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры;

 сохранение и развитие историко-культурного наследия, традиционного народного творчества;

 стимулирование современной культуры, искусства и народных художественных промыслов и ремесел;

 строительство, ремонт и реставрация объектов культурного  наследия,  находящихся в
 государственной собственности;

 увеличение числа посещений WWW -сайтов республиканских учреждений с размещенными на них информационными ресурсами;

 прирост инвестиций в сферу культуры за счет средств:
 федерального бюджета - в 2 раза;

 за счет международных фондов, грантов, федеральных целевых программ - в 1,8 раза

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется  Министерством  культуры  Республики Мордовия.
 Исполнители основных мероприятий ежегодно до  1 февраля представляют государственному заказчику  Программы информацию о ходе реализации Программы.
 Министерство культуры Республики Мордовия ежегодно, до 15 февраля, направляет отчет в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия о ходе финансирования  Программы,  исполнении
 мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство культуры Республики Мордовия до 1 марта 2017 г. представляет в Правительство Республики Мордовия доклад об итогах выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры являлось сохранение культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Повышение темпов экономического развития, структурные изменения в экономике, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, требуют и качественно нового подхода к развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, киноотрасли, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства.

В последние годы в сфере профессионального искусства заметен рост интереса населения Мордовии к различным видам театрального, исполнительского и изобразительного искусства. Повысилось качество предоставляемых услуг. Проводятся международные музыкальные и театральные фестивали, республиканские творческие конкурсы. Профессиональные коллективы достойно представляют искусство Республики Мордовия в регионах России, что особенно проявилось во время проведения Дней Республики Мордовия в субъектах Российской Федерации в период подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Созданы возможности для приобщения к профессиональному искусству сельского населения через организацию выездных мероприятий и гастролей театрально-концертных учреждений.

В Республике Мордовия сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам любительского искусства. Проводятся всероссийские, межрегиональные, республиканские праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки.

Основной фонд музеев постоянно пополняется музейными предметами и документами, проводятся краеведческие чтения, лектории, встречи с интересными людьми, организуются тематические выставки, обновляются экспозиции.

Произошли изменения в технологии обслуживания читателей, ресурсной и материально-технической базе библиотек. Внедряются технологии корпоративной каталогизации, ведутся ретроконверсия традиционных каталогов в электронную форму, оцифровка печатных документов, работа по интеграции библиотечных ресурсов в российские и международные информационные сети.

Завершение строительства нового здания Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина и реконструкция существующего здания позволят поднять библиотечное обслуживание населения на качественно новый, более высокий уровень.

Современный уровень развития культуры и искусства в Республике Мордовия во многом обеспечивается сложившейся системой художественного образования - сетью образовательных учреждений дополнительного, среднего специального и высшего образования, подготовкой кадров, повышением квалификации специалистов отрасли культуры.

В то же время задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме.

Недостаточное финансирование крупнейших проектов в области профессионального музыкального и театрального искусства увеличивает разрыв между культурными потребностями населения Мордовии и возможностями их удовлетворения.

Увеличение расходов, связанных с гастрольной деятельностью, при недостаточном финансировании делает невозможным выезд творческих коллективов на гастроли за пределы республики, а недостаточное финансирование - участие коллективов и отдельных исполнителей в международных, всероссийских и региональных фестивалях, смотрах и конкурсах, что создает реальную угрозу утраты конкурентоспособности национальной культуры.

Сохраняются несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, недостаток финансовых средств на обновление сценических костюмов, музыкальных инструментов.

Остро стоят вопросы сохранения имеющегося республиканского фильмофонда и создания документальных фильмов на краеведческую тематику, внедрения передвижных "киномобилей" и восстановления стационарных киноустановок для кинообслуживания населения.

Недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли отрицательно сказывается на безопасности и сохранности музейных фондов, уровне научно-исследовательской и научно-просветительской деятельности. Музейная сеть слабо оснащена специальным фондовым и экспозиционным оборудованием, компьютерной техникой, современными техническими средствами охраны и пожаротушения.

Качественному библиотечному обслуживанию населения препятствуют несоответствие между объемами, значимостью выполняемой библиотеками работы и их ресурсным обеспечением, недостаточная государственная поддержка их развития, неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, особенно в сельской местности.

Отсутствие должного финансирования библиотек влияет на организацию хранения больших массивов документов, тормозит переход на новые технологии, создание новых структурных подразделений, организацию современного библиотечного дизайна, приобретение новых технических средств и оборудования.

Наряду с положительными тенденциями в развитии системы художественного образования существует ряд серьезных проблем, в том числе проблема старения педагогических кадров, несовершенство нормативно-правового обеспечения системы художественного образования, внедрение в учебный процесс современных технологий, новых технических средств обучения. Требуется дальнейшее совершенствование системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы приводят к утрате молодых кадровых ресурсов.

Несмотря на повсеместные проблемы с материально-технической базой, следует отметить, что в республике удалось не только сохранить созданную ранее материальную базу учреждений культуры и искусства, но и укрепить ее.

В настоящее время в республике ведется строительство 13 объектов культуры, среди которых строительство второй очереди Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина, здания государственного театра оперы и балета, музейно-архивного комплекса, детской экспериментальной школы резьбы по дереву в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района и других.

Укрепление материально-технической базы, широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволят повысить доступность культурных услуг, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям человека и общества.

Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия потребует либо отдельных решений Правительства Республики Мордовия, либо обособления их в рамках ведомственной программы.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в сфере культуры, целесообразно решать поставленные задачи в рамках республиканской программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Программный подход позволит создать условия для решения общественно значимых задач улучшения социально-культурного и информационного обеспечения населения республики.

В то же время, несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, при реализации Программы могут возникнуть определенные риски, связанные с ее финансированием: сокращение бюджетного финансирования, что повлечет за собой необходимость корректировки мероприятий Программы, необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, нецелевое их использование.

Для предотвращения этого будет принят ряд мер, включая систематический мониторинг реализации мероприятий Программы, широкое привлечение общественности к разработке, реализации и оценке результатов Программы, активное участие республиканских и муниципальных учреждений культуры и искусства в конкурсах грантов для дополнительного привлечения средств на реализацию проектов и проведение мероприятий.

Раздел 2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы реализации программы, целевые показатели


Основными целями Программы являются сохранение и развитие культурного наследия Республики Мордовия, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа населения к культурным благам и информационным ресурсам, интеграция в мировой культурный процесс.

Для достижения вышеуказанных целей приоритетными являются задачи:

повышение привлекательности Республики Мордовия как центра финно-угорской культуры, образования, науки и этнотуризма, содействие улучшению делового климата и инвестиционной привлекательности республики;

гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, создание условий для сохранения культур народов, проживающих в Республике Мордовия, как целостной системы духовных ценностей общества;

обеспечение максимальной доступности для населения Республики Мордовия культурных ценностей и услуг, создание условий для повышения их качества;

поддержка и совершенствование системы дополнительного, среднего специального и высшего образования в сфере культуры;

оказание содействия в формировании позитивного мироощущения и идеологии здорового образа жизни, воспитание духовности, патриотизма и творческой активности нового поколения жителей республики;

координация деятельности республиканских исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Мордовия в сфере культуры и искусства;

участие в реализации федеральных и республиканских программ сохранения и развития культуры, искусства, межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;

осуществление мер по реализации государственной политики в сфере культуры и искусства;

укрепление материально-технической базы и техническое переоснащение учреждений культуры и искусства;

обеспечение условий для полноценной творческой деятельности республиканских театров, концертных организаций, музыкальных и иных творческих коллективов, музеев и выставочных залов, библиотек, учреждений образования, культурно-досуговых учреждений.

Целевые индикаторы и показатели эффективности приведены в таблице.

Таблица

Целевые индикаторы и показатели Программы


Наименование целевых
 индикаторов и
 показателей

Единица
 измерения

Планируемый период

2012
 год

2013
 год

2014
 год

2015
 год

2016
 год

1. Количество
 спектаклей, концертов,
 проводимых театрами,
 концертными
 организациями

ед.

1242

1542

1562

1582

1614

2. Количество
 государственных
 библиотек

ед.

4

5

5

5

5

3. Число пользователей
 библиотек

тыс. чел.

452,0

467,4

471,4

475,1

478,8

4. Число посетителей
 музеев

тыс. чел.

124,9

125,2

129,5

137

141

5. Количество экскурсий

ед.

2917

2922

2929

2931

2938

6. Количество ярмарок,
 выставок народного
 творчества, ремесел

ед.

36

38

40

42

42

7. Число обучающихся в
 государственных
 учреждениях
 дополнительного
 образования детей,
 реализующих программы
 художественного
 образования

чел.

10542

10609

10662

10709

10785

8. Число обучающихся в
 государственных
 образовательных
 учреждениях среднего
 профессионального
 образования,
 осуществляющих
 подготовку в сфере
 культуры

чел.

328

339

339

340

342

9. Число посетителей
 библиотек

тыс. чел.

3540

3545

3560

3567

3580

10. Удельный вес
 населения, участвующего
 в платных
 культурно-досуговых
 мероприятиях,
 проводимых учреждениями
 культуры

%

150,7

158,0

161,2

162,3

163,0

Раздел 3. Перечень программных мероприятий


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»