ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 1997 года N 1664


О реформировании системы
государственной поддержки районов Севера

В целях повышения эффективности государственной поддержки районов Севера и создания условий для их социально-экономического развития в период формирования рыночных отношений Правительство Российской Федерации

постановляет:

     

1. Считать необходимым поэтапно реформировать систему государственной поддержки районов Севера по следующим направлениям:

усиление роли государства в развитии экономики;

повышение адресности и эффективности государственной поддержки;

создание эффективной системы социальной защиты коренных малочисленных народов;

пересмотр существующей системы гарантий и компенсаций для северян по мере формирования системы дифференцированных по регионам общегосударственных социальных стандартов;

повышение ответственности работодателей в решении социальных проблем районов Севера;

обеспечение реструктуризации экономики районов Севера с учетом потребности народного хозяйства в производимой продукции на перспективу;

совершенствование межбюджетных отношений и отношений в области природопользования между федеральным центром и северными территориями.

2. Для определения территории, на которую распространяется действие Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить до 1 февраля 1998 г. в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о районировании Севера Российской Федерации с учетом географических и природно-климатических факторов, влияющих на жизнеобеспечение населения и производство.

До законодательного определения районов Севера Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти при планировании и реализации мероприятий по государственной поддержке северных территорий руководствоваться действующим районированием северных территорий и исходить из необходимости максимальной концентрации финансовых ресурсов прежде всего на решении социально-экономических проблем районов Крайнего Севера и коренных малочисленных народов Севера.

3. В целях создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности и поддержки товаропроизводителей в районах Севера:

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить до 1 апреля 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения о критериях оценки приоритетности производств на Севере и механизме государственной поддержки товаропроизводителей, обеспечивающих федеральные государственные нужды и участвующих в решении социальных задач;

рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием Государственного комитета Российской Федерации по вопросам развития Севера разработать в 1998 году региональные программы реструктуризации экономики северных районов с учетом положений программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах";

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать в 1998 году механизм привлечения средств хозяйствующих субъектов, действующих в районах Севера, для решения социальных проблем этих территорий.

4. Считать приоритетными направлениями государственной поддержки формирования трудовых ресурсов Севера оптимизацию численности населения, повышение адресности государственных гарантий и компенсаций с учетом складывающейся в регионе демографической ситуации и реальных миграционных потоков.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать до 1 июля 1998 г. концепцию формирования трудовых ресурсов с учетом потребностей северных районов, а также разработать и утвердить основные положения о вахтовом методе организации работ и рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера.

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству государственного имущества Российской Федерации, Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, Федеральной миграционной службе России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в законодательство изменений, устанавливающих сферы ответственности работодателей, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и населенных пунктов, переселении работников, признанных безработными, и членов их семей.

Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера предусматривать при реализации федеральной целевой программы "Свой дом" начиная с 1999 года выделение в первоочередном порядке средств федерального бюджета на возвратной основе (под залог приобретаемого жилья) гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или выезжающим из этих районов, а также разработать в 1998 году механизм перехода от льготного кредитования на страховые принципы финансирования приобретения жилья.

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Федеральной комиссии Российской Федерации по рынку ценных бумаг в 3-месячный срок внести в рабочую комиссию по рассмотрению проекта федеральной программы восстановления обесценившихся в 1991-1996 годах сбережений граждан Российской Федерации экономически обоснованные предложения о восстановлении в первоочередном порядке пенсионерам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера, их сбережений для приобретения жилья, в том числе путем предоставления жилищных субсидий.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекать средства для финансирования выезда населения из районов Крайнего Севера путем выпуска целевых облигационных займов.

5. В целях создания благоприятных условий для труда и быта малочисленных коренных народов Севера:

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера до 1 февраля 1998 г. подготовить в установленном порядке и внести в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации о придании федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" статуса президентской программы;

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации разработать в 1998 году проект федерального закона, регулирующего вопросы статуса и прав коренных малочисленных народов Севера в сфере природопользования, не урегулированные действующим законодательством;

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации установить до 1 марта 1998 г. перечень поселений, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности;

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок предоставления материальной поддержки проживающим в сельской местности малообеспеченным семьям из числа коренных малочисленных народов Севера и предусматривать начиная с 1998 года приоритетное выделение средств на эти цели из федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации при реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года";

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть в 1998 году вопрос о снижении пенсионного возраста коренным малочисленным народам Севера для выплаты им социальных пенсий;

Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять начиная с 1998 года организацию и проведение дополнительных мероприятий по улучшению здоровья коренных малочисленных народов Севера и совершенствованию системы здравоохранения в северных районах;

Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1998 году разработать и представить в Правительство Российской Федерации концепцию реформирования системы дошкольного и школьного образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера;

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в I квартале 1998 г. разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения о мерах по развитию северного оленеводства, а также других традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера.

6. В области государственной поддержки поставок продукции в районы Севера считать необходимым создание механизма финансирования завоза продовольствия и топливно-энергетических ресурсов, объединяющего средства федерального и территориальных бюджетов.

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 1998 г. подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект постановления о системе государственной поддержки завоза продукции в районы Севера в 1998 году, предусмотрев в нем совершенствование методики распределения средств государственной поддержки по субъектам Российской Федерации.

Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера при разработке нового порядка снабжения нефтепродуктами систем энергообеспечения районов Крайнего Севера предусмотреть меры по ускорению ввода в эксплуатацию строящихся объектов энергоснабжения, освоению местных ресурсов топлива и расширению использования нетрадиционных источников энергии.

Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству государственного имущества Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте подготовить с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внести в 1998 году в Правительство Российской Федерации предложения по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования Северного морского пути.

7. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1998 году подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения об увеличении отчислений рентных платежей за пользование природными ресурсами в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 1998 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения о возможности использования в условиях Севера в качестве государственных гарантий залога прав пользования недрами для привлечения частного отечественного и иностранного капитала, имея в виду внесение соответствующих изменений и дополнений в федеральное законодательство по вопросам недропользования и ипотеки.

9. Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 апреля 1998 г. разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения об использовании с 1999 года механизма совместного финансирования (за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) приоритетных направлений государственной поддержки районов Севера.

10. Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1998 году разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях.

11. Возложить координацию работы по реформированию системы государственной поддержки районов Севера на Правительственную комиссию по государственной поддержке развития регионов Российской Федерации.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
 В.Черномырдин



Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»