ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 1997 года N 1561

О Концепции развития кинематографии Российской Федерации
до 2005 года

В целях создания необходимых условий для развития творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы кинематографии в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4136) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, разработанную Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии и поддержанную Союзом кинематографистов Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития кинематографии до 2005 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации                             В.Черномырдин

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 1997 года
N 1561

Концепция развития кинематографии
Российской Федерации до 2005 года

I. Введение

Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года (далее именуется - Концепция) исходит из представления о характере национального кинематографа:

как вида художественной культуры, играющего особую роль в эпоху развития аудиовизуальных коммуникаций;

как средства социальной политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям;

как сферы, требующей технологического совершенствования, развитие которой экономически зависит от зрительской аудитории.

Главный смысл Концепции состоит в том, чтобы начиная с 1998 года обеспечить последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения производства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования при обязательном условии - возврате затраченных производителем и прокатчиком фильма средств, в том числе путем получения средств от продажи билетов.

Для достижения этих целей в период реализации Концепции органам исполнительной и законодательной власти всех уровней необходимо принять ряд мер правового и экономического характера, а также:

гарантировать стабильность поступления бюджетных ассигнований в объемах, предусмотренных в федеральном и местных бюджетах и являющихся важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников;

обеспечить реализацию Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Предлагаемые в Концепции принципы реформирования важнейших звеньев кинематографии совпадают с основными направлениями проводимых в стране реформ, сформулированных в программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.

II. Основные проблемы и необходимость Концепции

Необходимость разработки Концепции обусловлена неординарной ситуацией, сложившейся в отечественной кинематографии.

Восстановление в 1992 году самостоятельности в развитии кинематографии явилось важным этапом, отмеченным как позитивными результатами, так и негативными обстоятельствами.

К этому времени подавляющее большинство базовых предприятий кинематографии, оставаясь в государственной собственности разного уровня, перешли на хозрасчетную деятельность, возникли кооперативные и частные киноорганизации, государственная монополия на производство и прокат фильмов была разрушена.

В то же время к началу 90-х годов деятельность в сфере кинематографии не была обеспечена необходимой законодательной и нормативной базой, которая способствовала бы цивилизованному обустройству молодого российского кинорынка, поддержке и поощрению перспективных тенденций в кинопредпринимательстве. Это привело, в частности, к экспансии в начале 90-х годов низкопробной западной продукции и созданию отечественными кинопроизводителями немалого количества бледных ее копий, что в конечном итоге привело к ослаблению интереса зрителей к кинематографу.

Снижение посещаемости кинозалов объясняется также и социально-экономическими обстоятельствами: для миллионов потенциальных зрителей кинематограф по материальным соображениям выпал из круга доступных и необходимых потребностей.

Начиная с 1992 года внимание государства к проблемам отечественной кинематографии усилилось: были приняты соответствующие законодательные и нормативные акты, позволившие сохранить производственно-творческий потенциал отечественной киноиндустрии.

При этом организации кинематографии сохранили практику поиска источников самофинансирования, так как выделяемые бюджетные средства лишь на 17-20 процентов покрывали их расходы.

До 1995 года этой доли государственного участия в кинопроцессе было достаточно для поддержки отечественного кинопроизводства, создания особенно значимых в общественном и художественном отношении проектов.

В это же время в системе проката фильмов во многом благодаря созданию Федерального совета по кинофикации и кинопредпринимательству при Госкино России произошли существенные сдвиги в плане координации деятельности региональных государственных кинопредприятий. Были апробированы формы взаимодействия Госкино России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными кинозрелищными предприятиями.

При ощутимой государственной поддержке интенсивно развивалось фестивальное движение, в определенной мере удовлетворившее интерес как зрителей, так и кинематографистов к новым произведениям отечественного кино.

Стратегическими задачами в области государственной поддержки кинематографии Российской Федерации в это время стали:

сохранение материально-технической базы для производства фильмов;

повышение конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях широкого проката на экранах страны западной кинопродукции.

Однако уже в 1994-1995 годах начался заметный спад в производстве и прокате отечественных фильмов, осуществляемых на внебюджетной основе.

Таким образом, с началом вхождения отечественного кинематографа в рынок обнаружились следующие негативные явления:

сокращение притока негосударственных инвестиций в кинематограф;

сокращение количества выпускаемых фильмов, изменение структуры репертуара кинотеатров (показ отечественных фильмов занимает ныне менее 10 процентов от общего количества сеансов);

отсутствие экономической заинтересованности в модернизации сети кинотеатров, результатом чего стало стремительное отставание сервисных и технологических условий проката и показа фильмов от мировых норм и, главное, от запросов зрителей (кинотеатры стало выгоднее использовать как торговые салоны, а не демонстрировать в них фильмы);

нарушение структурной целостности системы кинематографии, разделенной видами собственности и административной принадлежностью.

В связи с этим встала задача предотвращения дальнейшего спада производства фильмов и оказания финансовой помощи государственным и частным киноорганизациям на основе положений Указа Президента Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 785 "О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 895 "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии".

При этом предполагалось, что решение насущных проблем отечественного кинематографа будет осуществляться не только посредством прямых бюджетных инвестиций, но и путем введения реальных протекционистских мер в сфере налогов, кредитования производства и проката фильмов. С другой стороны, вопросы развития кинематографии Российской Федерации были обозначены в принятой Правительством Российской Федерации федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)". При этом объем бюджетных инвестиций, определенный в этой Программе, мог бы значительно изменить ситуацию в сфере кинематографии.

Однако в силу ряда причин реальное финансирование мероприятий по разделу "Развитие отечественной кинематографии" указанной Программы было существенно снижено, что не позволяет в полной мере достичь обозначенных в ней целей.

Вместе с тем в основе Концепции не содержится определение "кризис отечественного кино". Наоборот, предлагается при ее реализации отойти от ставших привычными за последние годы упований исключительно на государственную поддержку и опеку.

Позитивных изменений в сфере кинематографии предполагается добиться не за счет расширения государственных дотаций, а за счет изменения экономических и правовых основ поддержки кинематографии, создающих условия для расширения внебюджетных инвестиций и вовлечения в процесс финансирования кинопроизводства зрителей.

Реальность и своевременность основных положений Концепции определяются произошедшими существенными изменениями в структуре российского кинорынка, обнаружившего возрастающую способность сокращения финансового бремени по поддержке кинематографии Российской Федерации.

Способы привлечения в кинематографию внебюджетных инвестиций определены в Федеральном законе "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", исполнение которого позволит в конечном итоге создать условия для становления многоканальной системы ее финансирования.

Целесообразность создания режима благоприятствования в кинематографе диктуется не столько последствиями негативных явлений минувших лет, сколько тенденциями к его возрождению и развитию, которые так или иначе проявились в последнее время:

ряд фильмов последних лет имел несомненный коммерческий успех, убеждая в возможности возврата средств, вложенных в кинопроизводство;

российские телекомпании проявляют повышенную заинтересованность в создании и потреблении отечественной кинопродукции;

борьба с видеопиратством создала новые возможности для проката и показа фильмов;

в кинопроизводстве возросла доля фильмов, создаваемых практически без государственной поддержки, ориентированных на повышенный зрительский интерес;

с появлением первых современных кинозалов в г. Москве стало очевидным желание зрителей вернуться в кинотеатры;

крупные финансовые группы проявляют интерес к реконструкции действующих и строительству новых кинотеатров, что создает условия для последующего акционирования киносети.

Конструктивная поддержка этих тенденций приведет к сокращению дотационной опеки в сфере кинематографии.

III. Основные направления стратегии преобразований

Факторы стратегии преобразований

Стратегия преобразований в сфере кинематографии опирается на следующие факторы:

российский кинематограф на данном этапе обладает энергией позитивного движения и может развиваться самостоятельно при условии сохранения общественного интереса к киноискусству;

введение в действие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", будет способствовать привлечению в кинематографию внебюджетных средств;

разработка дополнительных законодательных и нормативных актов, регулирующих взаимоотношения производителей фильмов с теле-, кино-, и видеокомпаниями;

обеспечение перехода от государственного финансирования организаций кинематографии к многоканальной системе их финансирования на возвратной основе.

Существующие и возможные финансовые потоки, направляемые в сферу кинематографии, складываются из следующих источников.

От потребителя:

продажа кинобилетов;

проданные или взятые напрокат видеокассеты;

абонентная плата за пользование платными телеканалами;

продажа рекламного времени при кинопоказах (расходы на рекламу косвенно финансируются зрителями - потенциальными покупателями товара);

продажа кинолитературы и сопутствующих товаров;

продажа услуг (обслуживание зрителей в кинотеатрах).

От реализации фильмов и услуг:

отечественные телеканалы (государственные и частные);

зарубежные телеканалы;

зарубежные дистрибьюторы и реализаторы;

зарубежные кинопроизводители.

Государственное финансирование:

средства из федерального бюджета, выделяемые через Госкино России;

государственные заказы по линии министерств и ведомств (заказные фильмы, тематические конкурсы и программы, учебные циклы и т.п.);

средства субъектов Российской Федерации, направляемые на содержание киносети, приобретение фильмов и проведение кинематографических мероприятий.

Частные инвестиции:

финансирование кинопроизводства;

финансирование киносети (строительство и переоборудование кинотеатров);

финансирование дистрибьюторской деятельности;

кредиты, направляемые на кинопредпринимательскую деятельность;

спонсорство и меценатство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»