ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 июня 1996 года N 01-54/10565

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 июня 1996 года N 1-10393

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июня 1996 года N ВВ-1503

ПИСЬМО


О мерах по обеспечению сохранности
объектов интеллектуальной собственности

Проведенный российскими и зарубежными экспертами анализ показывает, что недооценка и отсутствие прогноза последствий отказа государства от контроля за сферой интеллектуальной собственности в период перехода к частному предпринимательству привели к неконтролируемой ситуации в этой сфере. Пиратство, а проще обворовывание государства, творческих работников и производителей объектов интеллектуальной собственности, в среднем составляет 70% (производство и распространение программ ЭВМ и книжной продукции, музыкальный, кино- и видеобизнес). Государственный бюджет теряет значительную прибыль вследствие сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Пиратство препятствует развитию интеллектуального и культурного потенциала России, вредит ее международному авторитету, усиливает криминализацию общества. Мелкие правонарушители и организованные преступные группы за счет нарушения авторских прав и смежных прав получают доход, исчисляемый более чем 5 триллионами рублей в год.

С учетом создавшегося положения и в целях выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности направляем для использования в практической деятельности методические рекомендации и предлагаем:

1. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, РУОП МВД России; начальникам таможенных управлений и таможен ГТК России; начальникам управлений (отделов) по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам ФСНП России; начальникам территориальных управлений ГКАП России

1.1. Возложить в соответствии с компетенцией министерств и ведомств функции по защите объектов интеллектуальной собственности на руководителей служб и конкретных исполнителей для осуществления борьбы с правонарушениями и преступлениями в соответствии с действующим законодательством. Организовать: изучение рекомендаций с личным составом задействованных служб и подразделений; работу в крупных городах, на приграничных и узловых железнодорожных станциях, в аэропортах и таможнях; обмен информацией между заинтересованными подразделениями различных министерств и ведомств; контроль за исполнением запланированных мероприятий. Координацию деятельности служб министерств и ведомств возложить на ГУЭП МВД России.

1.2. Практиковать создание рабочих групп из сотрудников МВД, ГТК, ФСНП и ГКАП для проведения согласованных действий в борьбе с пиратством. Не реже одного раза в квартал проводить совместные крупномасштабные операции профилактического и оперативно-розыскного характера. О результатах деятельности доложить в справках по итогам за 1996 год.

1.3. Распространять положительный опыт, особенно в работе следствия и дознания. Освещать ход борьбы по сохранности объектов интеллектуальной собственности в средствах массовой информации.

2. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, РУОП МВД России основное внимание сосредоточить на разоблачении: нелегальных цехов, фирм, других производителей пиратской продукции и ее составляющих (футляров, буклетов и т.д.); крупных поставщиков и оптовых реализаторов; организованных преступных групп межрегионального, международного характера, занимающихся этим незаконным видом деятельности в виде промысла. Организовать и проводить профилактические мероприятия, направленные на изъятие пиратской продукции.

3. Начальникам таможенных управлений и таможен ГТК России при поддержке органов внутренних дел принять меры к пресечению ввоза на территорию России контрафактной продукции. Особое внимание сосредоточить на западной границе и границе с Китаем, аэропортах, где принимаются самолеты из Болгарии, Чехии, Польши, Китая, Сингапура. Планировать и совместно с заинтересованными сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов проводить мероприятия, направленные на изъятие пиратской продукции и наказание лиц, причастных к незаконному перемещению ее через границу.

4. Начальникам управлений (отделов) по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам ФСНП России совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами осуществлять меры по выявлению организаций, предприятий, изготавливающих и реализующих контрафактную продукцию и скрывающих полученные доходы от налогообложения. Основные усилия в работе должны быть направлены на выявление скрываемых объектов налогообложения фирмами, занимающимися поставкой продукции из-за рубежа, особенно из Болгарии и Китая, крупными изготовителями и реализаторами чистых и с записью аудио- и видеокассет.

5. Начальникам территориальных управлений ГКАП России совместно с милицией и налоговой полицией пресекать случаи недобросовестной конкуренции посредством реализации товаров, изготовленных с нарушением авторских прав и смежных прав, чаще применять предписания и наложения штрафов за их невыполнение.

6. Ответственными по выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности назначить:

от МВД - начальника ГУЭП - Дементьева А.С.,

начальника ГУООП - Голубева И.Н.,

начальника ГУВДТ - Ромахова А.В.,

от ФСНП - начальника оперативного Управления Громова Л.Г.

от ГТК - начальника Управления по борьбе с таможенными правонарушениями Ванина М.В.

от ГКАП - начальника Управления по контролю за недобросовестной конкуренцией Коковихина Ю.В.

Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской  Федерации                                    П.В.Голубец

Первый заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации                          В.Ф.Кругликов

Первый заместитель Директора
Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации                                  В.И.Волковский

Заместитель Председателя
Государственного комитета по
антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур
Российской Федерации                                    Н.Е.Фонарева


СОГЛАСОВАНО
Заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации
                   М.Б.Катышев

Некоторые аспекты  обстановки
с обеспечением охраны
объектов интеллектуальной
собственности в России
(авторское право и смежные права)

Проблема обеспечения охраны интеллектуальной собственности является для России важной, актуальной и комплексной. От ее решения во многом зависит сохранение и приумножение интеллектуального потенциала, культурного наследия, международного авторитета и снижение криминальной напряженности в стране.

Учитывая это, Правительство Российской Федерации неоднократно рассматривало на своих заседаниях меры в указанном направлении. Им создана правительственная Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности. Готовится Указ Президента России, разработаны и находятся в стадии рассмотрения иные законодательные и ведомственные нормативные акты.

Различные международные организации, включая Европейский Союз, ЮНЕСКО, Всемирную организацию интеллектуальной собственности и другие правительственные и неправительственные организации, заинтересованы в снижении уровня пиратства* в России и способствуют этому.

---------------

* Пиратство - использование объектов интеллектуальной собственности без согласия правообладателей с целью извлечения коммерческой выгоды.


В 1994 году с целью содействия в становлении цивилизованного музыкального бизнеса в Российской Федерации открыто представительство Международной федерации производителей фонограмм.

Такое внимание к данной проблеме вызвано тем, что обстановка с обеспечением охраны объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации вызывает тревогу и характеризуется следующими данными российских и зарубежных экспертов.

В области программ для ЭВМ и баз данных работает около 6 тысяч фирм, занято более 200 тысяч человек. Отрасль обеспечивает рабочими местами высококвалифицированные кадры из НИИ и ВПК. Однако развитию информационной и коммуникационной структур в России существенно препятствует заполнение рынка незаконными копиями и незаконная инсталляция (запись программ в память компьютера) программного продукта. В настоящее время наибольшую опасность представляет пиратский CD-ROM - носитель, способный воспринять и сохранить несколько десятков компьютерных программ. Они в массовом порядке незаконно стали поступать из Китая.

Пиратство в этой области составляет 70-75% (по оценкам США 94%). Общие потери оцениваются в 190 млн. долларов США, в т.ч. 85 млн. долларов недополучает бюджет за счет налогов.

Если положение с пиратством не будет изменено, то, по мнению специалистов, может наступить стагнация в этой развитой и престижной для России отрасли.

В области музыкального бизнеса с учетом распространенности различных типов магнитофонов, проигрывателей, большой потребности в аудиокассетах и компакт-дисках и в результате этого его доходности сложилась крайне тяжелая обстановка. Здесь уровень пиратства оценивается 80% (экспертами США - 95%). Общие потери составляет 260 миллионов долларов (по оценкам США - 300 млн. долларов). Бюджет теряет около 130 млн. долларов.

Российские фирмы (около 150) не могут конкурировать с дешевой пиратской продукцией, не получают развития и находятся на грани банкротства. По этой же причине для них практически потерян рынок в своей стране. Так, в Китае действуют более 30 заводов по выпуску компакт-дисков, производительностью около 100 млн. штук такой продукции в год (в 1996 году планируется удвоение производства). Рынок Китая может освоить только 5-10 млн. штук. Остальная продукция незаконно ввозится в основном в Российскую Федерацию, страны СНГ и открыто реализуется торговыми предприятиями. В Болгарии эта отрасль представлена 3 заводами, один из которых нацелен исключительно на рынок России. В нашей стране имеются всего 2 завода по производству компакт-дисков. По вышеперечисленным причинам их мощности загружены меньше чем на половину. Кроме того, необходимо учесть, что в последнее время развивается технология изготовления видеозаписи на компакт-дисках и их воспроизведения на компьютерах и телевизорах. В ближайшем будущем это изделие будет ходовым пиратским продуктом.

Не лучшим образом развивается кино- и видеорынок. Продажа, прокат видеокассет, деятельность видеосалонов и кабельного телевидения почти на 100% пиратская. Общие потери в этой отрасли составляют более 500 млн. долларов (по оценкам США - 145), потери бюджета - около 300 млн. долларов. В результате распространенности пиратства фирмы-производители не могут покрыть даже четверти расходов на создание фильмов, что ведет к упадку отечественной кинопромышленности.

Пиратство книжной продукции характеризуется ее незаконным производством и продажей. За последние годы уровень пиратства возрос почти до 50%, а законный общий тираж, например в 1994 году, сократился на 37%. Общие потери оцениваются в 40 млн. долларов, потери бюджета - 20 млн. долларов.

В целом ущерб от всех видов пиратства в год составляет около миллиарда долларов, половина от этой суммы должна была бы поступить в бюджет страны.

В связи с доходностью пиратского бизнеса, отсутствием четкой законодательной базы и действенных государственных мер вокруг этой незаконной деятельности сформировались устойчивые преступные группы, поделившие сферы влияния. Указанный бизнес не существует в чистом виде, он сопровождается другими тяжкими преступлениями. Именно поэтому наиболее организованную часть пиратства Экономический и Социальный совет ООН относит к одному из видов организованной преступности.

По указанным причинам большинство зарубежных экспертов считают уровень пиратства в Российской Федерации высоким и ставят ее по этой проблеме на второе место в мире после Китая.

Разрастание пиратства в России может привести к серьезным международным последствиям и повлиять:

на взаимоотношения с США. В эту страну из Российской Федерации на выгодных условиях ежегодно ввозится товаров более чем на 350 млн. долларов США. В связи с пиратством в отношении американских производителей правительство США уже поместило Россию в наблюдательный список в области интеллектуальной собственности. В 1996 году не исключено применение экономических санкций, что также влечет необходимость принятия мер к устранению причин пиратства в России с тем, чтобы избежать ситуации, подобной известному инциденту между США и Китаем в 1994-1995 годах;

на взаимоотношения с Европейским Союзом. Россия и Европейский Союз имеют специальную статью в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве по соблюдению требований в области интеллектуальной собственности. Основная проблема заключается в том, что по отдельным направлениям развитие законодательства России и особенно правоприменительная практика отстают от стандартов европейских стран;

на вступление России во Всемирную торговую организацию. Присоединение России к ВТО требует выполнения норм ТРИПСа Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, предусматривающего четкие международные стандарты в этой области и требующего наличия эффективных мер по борьбе с пиратством.

За последние два года учеными и практиками России предприняты меры по созданию и изменению законодательной базы в этой области. В 1993 году был принят новый Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", соответствующий основным международным стандартам в этой области. Это позволило Российской Федерации в 1994 году присоединиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Конвенции (Женевской) об охране прав производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Однако предстоит еще много законодательной работы. Нет соответствующих реалиям сегодняшнего дня норм Уголовного кодекса. Не действуют статьи Кодекса об административных правонарушениях.

Большая работа предстоит в области защиты научно-технических разработок, особенно оборонного значения. Трудно оценить ущерб, наносимый незаконной передачей другим странам этого интеллектуального продукта.

Изложенное свидетельствует о проблемах, которые необходимо незамедлительно решать в области защиты интеллектуальной собственности в России.

Первостепенное значение, безусловно, имеет нормативная база. В то же время и в действующих Уголовном, Административном, Таможенном кодексах, Законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" имеется ряд статей, реальное применение которых могло бы существенно ограничить пиратство в стране. Деятельность в этом направлении потребует четкой координации работы правоохранительных и контролирующих органов, особенно МВД, ГТК, ФСНП, ГКАП и других ведомств.

Основные понятия Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах"
*
---------------

* Вступил в силу 3 августа 1993 года (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст.1242; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 год, N 30, ст.2866).

I. Авторское право - регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Авторское право на произведения науки, литературы, искусства возникает по факту его создания и не требует соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель авторских прав вправе поместить на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права, состоящий из 3 элементов:

- латинской буквы "С" в окружности: С;

- имени обладателя исключительных авторских прав;

- года первого опубликования произведения.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Авторы имеют два вида прав - неимущественные и имущественные.

Неимущественные права не имеют экономического содержания. Они защищают произведения от плагиата, присвоения авторства и действуют бессрочно.

Имущественные права - заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения, включая права осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведения;

- распространять произведение любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.;

- импортировать экземпляры произведения;

- публично показывать произведение;

- публично исполнять произведение;

- сообщать произведение в эфир и по кабелю для всеобщего сведения;

- переводить произведение;

- переделывать, аранжировать и другим образом перерабатывать его.

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключенных организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»