МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 1995 года N 7/1


О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад заместителя министра А.Г.Асмолова, коллегия отмечает, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования в Российской Федерации.

Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования - к вариативному образованию и от педагогики "знаний, умений и навыков" - к педагогике развития; переориентации сознания учителя от школоцентризма - к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; экспертизе и проектированию развивающей среды.

Осуществляемая в том числе и благодаря практической психологии гуманизация образования нашла свое выражение в следующих документах:

типовых положениях об общеобразовательном учреждении, о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении дополнительного образования детей, о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утвержденных Правительством Российской Федерации в 1994-1995 годах);

проектах типовых положений о дошкольном образовательном учреждении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об общеобразовательной школе-интернате (одобренных коллегией Министерства образования Российской Федерации в 1993-1994 годах);

примерных положениях о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье, утвержденных приказом Минобразования России от 27 июня 1994 года N 225.

Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии как сферы человековедения.

Стратегия экстенсивного развития службы практической психологии, разработанная в документах Гособразования СССР в 1988-1991 годах, привела к созданию в России системы экстренной переподготовки психологов на базе высшего педагогического образования в форме спецфакультетов при университетах и педагогических институтах, появлению центров профориентации и психологической поддержки, введению должности психолога ("педагога-психолога") в образовательных учреждениях. В настоящее время в России профессия практического психолога образования стала не только реальностью, но и начался процесс объединения практических психологов в профессиональное сообщество. Об этом свидетельствовал состоявшийся в июне 1994 года I съезд практических психологов образования России, организованный по инициативе Министерства образования Российской Федерации, Российской академии образования, Общества психологов при Российской Академии наук и поддержанный практическими психологами всех регионов России.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Наиболее успешно работа службы практической психологии образования осуществляется в республиках Карелия и Кабардино-Балкария, в Брянской, Курской, Челябинской, Пермской, Тульской и Ярославской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Разветвленная служба практической психологии сложилась в гг.Москве и Санкт-Петербурге.

Во многих регионах России обозначился переход к созданию службы практической психологии как системы в образовательном пространстве региона. Примером такой системы может служить региональная инновационная модель службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г.Москвы.

Важным шагом на пути перехода к интенсивной стратегии подготовки практических психологов стало создание Международного образовательного и психологического колледжа при психологическом институте Российской академии образования.

Резко изменилась ситуация с обеспечением научно-методической литературой службы практической психологии. Запрос на периодическую литературу привел к появлению наряду с традиционным журналом "Вопросы психологии" таких психолого-педагогических и медико-психологических периодических изданий, как журналы "Детский практический психолог" (г.Москва), "Детский психолог" (г.Ростов-на-Дону), "Магистр", "Альтер Эго", "Психология сегодня", "Вестник психосоциальной и реабилитационной работы", "Школа здоровья" и др. Назрела необходимость создать банк данных о появляющейся в разных регионах психолого-педагогической периодике, а также различных "библиотечках практического психолога", "библиотечках развивающего обучения" и т.п.

Следует отметить, что этап экстенсивного строительства службы практической психологии образования в России в основном завершен. Можно констатировать, что развитие практической психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образования, обусловило переход от традиционной парадигмы "знаний, умений и навыков" - к парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века.

В настоящее время значительно возрастает уровень профессиональных требований, предъявляемых психологу, работающему в системе образования.

В регионах все чаще поднимаются вопросы о явной недостаточности экстренной переподготовки психологов на спецфакультетах университетов и педагогических институтов.

Очевидна необходимость более дифференцированной подготовки практических психологов разного профиля для решения многочисленных задач как в сфере управления образованием, так и в области многопрофильных образовательных учреждений.

Вместе с тем в стране все острее ощущается дефицит квалифицированных психологических кадров в связи с ростом потребности детей, родителей, работников сферы образования в психологической поддержке. Возникает опасность дискредитации профессии практического психолога из-за недостаточной в ряде случаев его профессиональной подготовки и вследствие этого недостаточной профессиональной компетенции, с одной стороны, и несоответствии предъявляемых к нему требований как специалисту, с другой стороны.

Существует потребность в совершенствовании системы подготовки психологических кадров. Тревожит чрезмерный акцент при подготовке практических психологов на селективной психодиагностике (диагностике отбора), а не на диагностике развития личности ребенка.

Слабо скоординирована деятельность психолога с работой медиков, а службы практической психологии образования - с деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий.

По-прежнему не находят своего полного решения вопросы социальной и профессиональной защиты практических психологов: учреждения службы практической психологии не включены в номенклатуры базовых образовательных учреждений; отсутствуют критерии и процедура профессиональной аттестации практических психологов; не определен статус практического психолога в различных образовательных учреждениях. До настоящего времени не разработан стандарт образования по практической психологии.

Все указанные выше моменты затрудняют развитие службы практической психологии образования.

Исходя из представленного анализа становления службы практической психологии образования в России коллегия

постановляет:

1. Признать, что в Российской Федерации заложены основы службы практической психологии образования, ставшей необходимым элементом системы образования Российской Федерации и способствующей ее гуманизации.

Считать необходимым осуществление перехода от экстенсивной стратегии к интенсивной стратегии развития службы практической психологии образования и подготовки практических психологов.

2. Одобрить в качестве примерных проекты положения о службе практической психологии образования, о статусе практического психолога (приложения 1, 2) и подготовить проекты приказов об их утверждении.

Рекомендовать инновационную модель комплексной службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г.Москвы и систему подготовки педагогов-психологов в Международном образовательном и психологическом колледже при психологическом институте РАО в качестве примеров перехода к интенсивной стратегии организации региональных служб практической психологии и подготовки практических психологов (приложения 3, 4).

3. Обратиться в президиум Российской академии образования (А.В.Петровский) с просьбой оказать содействие:

3.1. В разработке совместно с Министерством образования Российской Федерации национальной доктрины образования России, отражающей переход от традиционной парадигмы образования "знаний, умений и навыков" - к парадигме развивающего образования.

3.2. В разработке научно-методических принципов применения диагностики развития в системе образования.

3.3. В активизации разработки и внедрения программ общей психологической подготовки педагогических кадров как необходимой предпосылки психологизации образовательного процесса.

4. Рекомендовать органам управления образованием координировать работу служб практической психологии образования с деятельностью многопрофильных служб в системе образования (медицинской, реабилитационной, социальной и др.).

5. Главному управлению развития общего среднего образования (М.Р.Леонтьева) подготовить методическое письмо "О преподавании человекознания в системе общего гуманитарного образования" (май 1995 года).

6. Управлению дошкольного образования (Р.Б.Стеркина) разработать проект Порядка психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (апрель 1995 года).

Опубликовать в печати информационное письмо "О психолого-педагогических программах педагогики развития в дошкольном образовании".

7. Главному управлению педагогического образования (М.Н.Костикова):

7.1. Завершить работу над государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 - "Психология" (квалификация - педагог-психолог) - август 1995 года.

7.2. Разработать образовательный минимум содержания профессиональной образовательной программы для переподготовки по специальности 020400 -"Психология" (квалификация -педагог-психолог) отдельно для лиц, имеющих высшее педагогическое образование, и лиц, окончивших непедагогические вузы (август 1995 года).

7.3. Разработать процедуру аттестации учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой педагогов-психологов (практических психологов образования) и организовать работу по ее проведению (ноябрь 1995 года).

7.4. Разработать вариативные программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических образовательных учреждений, реализующих программы подготовки и переподготовки педагогов-психологов (ноябрь 1995 года).

7.5. Разработать предложения по сертификации разноуровневых программ повышения квалификации педагогов-психологов (практических психологов) службы практической психологии образования.

8. Главному управлению реабилитационной службы и специального образования (Д.С.Шилов) совместно с Обществом психологов при Российской Академии наук:

8.1. Подготовить предложения по организации при Минобразовании России Научно-методического совета по практической психологии образования (май 1995 года).

8.2. Осуществлять координацию деятельности служб практической психологии образования в регионах России, а также разработку и внедрение в практику нормативно-методических материалов службы практической психологии образования.

8.3. Совместно с Главным планово-экономическим управлением (З.И.Филимонова) подготовить предложения в Министерство труда и Министерство финансов Российской Федерации об изменении квалификационных характеристик и нормативов труда педагога-психолога.

8.4. Совместно с Главным управлением педагогического образования и Главным планово-экономическим управлением подготовить проект Положения об аттестации психологических кадров (декабрь 1995 года).

8.5. Систематически информировать органы управления образованием о психологических и психолого-педагогических периодических изданиях.

9. Управлению информации, прессы и связей с общественными организациями (А.П.Кузякин) опубликовать материалы коллегии в средствах массовой информации.

10. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителей министра образования М.Н.Лазутову и А.Г.Асмолова.

Председатель коллегии
                                       Е.В.Ткаченко

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о службе практической психологии образования в Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Служба практической психологии образования (далее служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений.

2. Структурные звенья службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями службы являются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы службы практической психологии образования.

Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Российской Федерации.

3. Работа службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим Положением, положениями и уставами соответствующих звеньев службы.

4. Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ

1. Задачами службы практической психологии образования являются:

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

- научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

- прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;

- практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.

Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.

2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической службы образования.

2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.

2.3. Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.

2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»