Недействующий

О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Основные направления и механизмы реализации Программы

Основными направлениями и механизмами реализации Программы являются следующие.

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области миграции, определяющего основные взаимные права и обязанности мигранта и государства.

Действующая в Российской Федерации законодательная база не дает в полной мере правового обеспечения регулирования миграционных процессов, защиты прав мигрантов. Вследствие этого будет продолжена разработка федеральных законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов, определяющих правовое положение различных категорий мигрантов.

2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права.

Для осуществления мер защиты прав мигрантов необходимо повысить ответственность органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений и организаций по обеспечению прав мигрантов в новых экономических условиях.

Необходимо продолжить заключение межгосударственных соглашений с государствами - бывшими республиками СССР по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов, социальной защитой мигрантов, включая вопросы пенсионного обеспечения, добиваться соблюдения прав человека и экономических интересов мигрантов, предупреждения незаконной миграции, увязывать вопросы осуществления экономической, кредитно-финансовой и внешней политики в отношении государств - бывших республик СССР с защитой прав и интересов соотечественников, проживающих в этих государствах.

Эффективную защиту прав и законных интересов российских граждан, проживающих за рубежом, предполагается осуществлять в рамках соответствующих программ при участии диаспор, этнически связанных с Россией.

3. Совершенствование системы иммиграционного контроля.

Организация распределения иммиграционных потоков и обеспечение соответствующего контроля предполагают дальнейшее развитие системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, что будет способствовать пресечению случаев незаконной миграции, а также создание центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, где будет проводиться определение правового статуса иностранцев, ищущих убежища. В связи с увеличением числа иностранцев, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, предусматриваются меры по депортации (выдворения) незаконных иммигрантов. Механизмы работы с незаконными иммигрантами и лицами, ищущими убежища, будут соответствовать требованиям федеральных законов о государственной границе Российской Федерации и о беженцах.

4. Регулирование миграционных потоков.

Регулирование потоков внутренней миграции должно осуществляться при контролирующей роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что позволит своевременно определять очаги социальной напряженности. Предполагается разрабатывать и вводить в действие механизмы дифференцированного экономического стимулирования расселения вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

5. Прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом постоянном месте жительства.

Реализация задач по приему, размещению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться в тесном взаимодействии территориальных органов миграционной службы с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с выделением земельных участков, жилищным обустройством, созданием центров временного размещения, компактных поселений, новых рабочих мест и выполнением адаптационных программ. При этом нецелесообразно размещение пунктов первичного приема, центров временного размещения вынужденных переселенцев, центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, компактных поселений вынужденных переселенцев в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и в пограничной зоне.

В связи со значительными различиями между категориями мигрантов предполагается совершенствовать механизмы оказания государственной поддержки и развивать новые подходы к решению вопросов их обустройства на новом месте жительства.

Развитие сети центров временного размещения позволит ослабить социальную напряженность и экономические трудности в наиболее сложный первоначальный период пребывания вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации, что будет способствовать нормализации социальной, криминогенной и эпидемиологической обстановки.

Требуется организация межведомственного взаимодействия для решения проблем оказания помощи пострадавшим гражданам, предоставления компенсаций за утраченное жилье и имущество.

В условиях обострения межнациональных отношений в ряде стран ближнего зарубежья, возникновения очагов этнических конфликтов на территории Российской Федерации и вследствие этого увеличения массовых перемещений населения требуется выработка согласованного подхода к формированию внешней и внутренней политики России при решении вопросов миграции.

6. Прогнозирование миграционных процессов и формирование миграционной политики с учетом изменения политической и экономической ситуации и реализации национальной политики.

Для предотвращения возникновения кризисных ситуаций, вызывающих вынужденную миграцию, необходимо проведение прогнозных оценок изменений в политической и миграционной обстановке и своевременное информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти о предлагаемых мерах по гармонизации внутренней и внешней политики России.

Стереотип возникновения конфликтных ситуаций позволяет с достаточной степенью вероятности разрабатывать ситуационные модели поведения мигрантов в экстремальных условиях.

В связи с возрастанием притока мигрантов в Россию разрабатывается методика подготовки долговременных и текущих прогнозов миграционных потоков.

Разработка методик и проведение ежегодных расчетов возможных объемов различных видов миграционных потоков позволяют своевременно вырабатывать решения для предотвращения негативных последствий миграции населения, а также нежелательных миграционных потоков.

7. Разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения.

Необходимость единого подхода к реализации миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов, потребность в территориальном перераспределении миграционных потоков требуют разработки межрегиональных и региональных программ на основе рационального расселения мигрантов на территории Российской Федерации, что снизит нагрузку на региональные рынки жилья, труда и потребления. Региональные программы должны сочетать в себе интересы всех слоев и групп населения и отвечать интересам социально-экономического развития регионов.

8. Распределение средств, выделяемых на решение проблем миграции, и контроль за их использованием.

Определение источников финансирования программ, разработка методики расчетов текущих затрат и объемов инвестирования с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы регионов позволят осуществлять перераспределение финансовых средств исходя из приоритетов и сроков выполнения программ, а также усилить контроль за их использованием.

В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета и ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на реализацию программ, их распределения по направлениям деятельности и регионам необходимо регулярное проведение анализа производимых затрат и полученных результатов.

Одновременно предусматриваются стимулирование привлечения средств международных и российских банков, содействие в создании системы кредитования процессов обустройства мигрантов и страхования их имущества.

9. Разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.