Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 1973 года N 758


Об утверждении Положения о порядке предъявления
и рассмотрения претензий предприятиями,
организациями и учреждениями и урегулирования
разногласий по хозяйственным договорам

(с изменениями на 26 сентября 1990 года)

____________________________________________________________
Фактически утратило силу.

См. постановление Верховного Совета Российской Федерации  
от 24 июня 1992 года N 3116-1
_________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1990 года N 971.
____________________________________________________________________


Совет Министров постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам и ввести его в действие с 1 января 1974 года.

Поручить Государственному арбитражу при Совете Министров СССР давать министерствам и ведомствам разъяснения по применению указанного Положения.

2. Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа "О внесении изменений в статьи 6 и 42 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик".

3. Признать утратившим силу пункт 8 постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1959 года N 824 "Об улучшении работы государственного арбитража" (СП СССР 1959 год N 15, ст.105).

Зам.Председателя
Совета Министров СССР
            К.Мазуров

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
                                    М.Смиртюков

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 17 октября 1973 года N 758

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предъявления и рассмотрения претензий
предприятиями, организациями и учреждениями и
урегулирования разногласий по хозяйственным
договорам

(с изменениями на 26 сентября 1990 года)



I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок предъявления и рассмотрения предприятиями, организациями и учреждениями претензий, возникающих при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также порядок урегулирования разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров.

Положение является обязательным для государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.

2. Действие настоящего Положения не распространяется:

на претензии к предприятиям и организациям транспорта и связи, вытекающие из перевозки грузов и операций по оказанию услуг связи;

на претензии заказчиков (внешнеторговых объединений и других организаций) и поставщиков товаров для экспорта, заказчиков и грузополучателей импортных товаров и внешнеторговых объединений, выполняющих заказы на импорт товаров, а также на претензии, вытекающие из отношений по перевозкам в заграничном сообщении и по иностранному страхованию;

на требования, вытекающие из отношений колхозов и межколхозных организаций между собой и с участием государственных, кооперативных и иных общественных организаций;

на претензии организаций Сельхозтехники, связанные с возмещением затрат на произведенный ими ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин, приобретенных колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями и вышедших из строя по вине заводов-изготовителей до истечения гарантийного срока.

3. Настоящее Положение имеет целью:

обеспечить быстрейшее восстановление нарушенных прав предприятий, организаций и учреждений, а также урегулирование возникающих между ними разногласий по хозяйственным договорам на основе строгого соблюдения социалистической законности, государственной плановой и договорной дисциплины в хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений;

способствовать выявлению и устранению причин и условий, порождающих факты невыполнения плановых заданий и договорных обязательств, бесхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины, укреплению хозяйственного расчета, возмещению в установленном порядке за счет виновных лиц ущерба, причиненного предприятиям, организациям и учреждениям, улучшению работы по заключению и исполнению хозяйственных договоров.

4. Предприятия, организации и учреждения, нарушившие имущественные права и законные интересы других предприятий, организаций и учреждений, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления претензии.

5. Руководители предприятий, организаций и учреждений несут личную ответственность за состояние претензионной работы на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Несоблюдение установленного настоящим Положением порядка предъявления и рассмотрения претензий является нарушением государственной дисциплины и влечет за собой ответственность виновных в этом должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.

6. Министерства и ведомства осуществляют руководство претензионной работой на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях, издают методические указания о порядке проведения ими работы по предъявлению и рассмотрению претензий, систематически контролируют соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями настоящего Положения и принимают меры к устранению выявленных недостатков и нарушений.

II. Порядок и сроки предъявления претензий

7. Предприятия, организации и учреждения, имущественные права и законные интересы которых нарушены, обязаны предъявить претензию к предприятиям, организациям и учреждениям, нарушившим эти права и интересы.

Вышестоящие организации могут предъявлять претензии в интересах подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

В случаях, предусмотренных транспортными уставами (кодексами), претензии предъявляются транспортными предприятиями и организациями, которые указаны в этих актах.

8. Претензия предъявляется в письменной форме.

В претензии указываются:

а) наименование предприятий, организаций и учреждений, предъявивших претензию, и предприятий, организаций и учреждений, к которым предъявляется претензия; дата предъявления и номер претензии;

б) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии; доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты;

в) требования заявителя;

г) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке, платежные и почтовые реквизиты заявителя претензии;

д) перечень прилагаемых к претензии документов, а также других доказательств.

Претензия подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия, организации или учреждения, если иное не предусмотрено установленными правилами.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку.

К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежаще заверенные копии этих документов.

К претензии могут не прилагаться документы, которые имеются у другой стороны, с указанием об этом в претензии.

9. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции (товаров), а также претензии, вытекающие из поставки продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), предъявляются в течение 1 месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, - в течение 2 месяцев.

Для предъявления претензий, вытекающих из отношений по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также претензий предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются следующие сроки:

2 месяца - для претензий, связанных с возмещением стоимости недостающей продукции (товаров), а также с поставкой продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров);

3 месяца - для претензий, возникающих по другим основаниям.

Предъявление претензий, связанных с недостачей, ненадлежащим качеством или некомлектностью продукции, поставляемой в соответствии с основными условиями поставки продукции для военных организаций, производится в сроки, установленные этими основными условиями.

Срок на предъявление претензии исчисляется со дня, когда предприятие, организация или учреждение узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Если установленными правилами предусмотрено составление акта о нарушении задания или обязательства, то срок на предъявление претензии исчисляется со дня составления акта, а если акт составлен несвоевременно, то со дня, когда он должен был быть составлен.

Срок на предъявление претензии о возврате штрафа и иных денежных сумм, взысканных в безакцептном (бесспорном) порядке, исчисляется со дня получения предприятием, организацией или учреждением соответствующего платежного документа или извещения банка о таком взыскании.

Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть установлен иной порядок исчисления сроков на предъявление претензий.

10. Пункт утратил силу - постановление Совета Министров СССР от 26 сентября 1990 года N 971.

     

11. Предъявление иска в арбитраж или иной орган, которому подведомствен спор, без обращения с претензией к другой стороне не допускается. Иск, предъявленный с нарушением этого требования, возвращается без рассмотрения.

12. В случае нарушения сроков предъявления претензий, установленных в пункте 9 настоящего Положения, арбитраж или третейский суд при рассмотрении хозяйственного спора вправе взыскать в доход бюджета с предприятия, организации или учреждения, допустившего нарушение, 2 процента суммы иска, но не менее 10 рублей и не свыше 1000 рублей.

III. Порядок и сроки рассмотрения претензий

13. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции (товаров), а также претензии, вытекающие из поставки продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), рассматриваются в течение 1 месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, в течение 2 месяцев.

В тех случаях, когда обязательными для сторон правилами предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем, претензии по качеству и комплектности поставленной продукции (товаров), в том числе об уплате штрафа за поставку продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, рассматриваются в течение 2 месяцев.

Для рассмотрения претензий, вытекающих из отношений по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также для рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются следующие сроки:

2 месяца - для претензий, связанных с возмещением стоимости недостающей продукции (товаров), а также с поставкой продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров);

3 месяца - для претензий, возникающих по другим основаниям.

14. В случае нарушения сроков рассмотрения претензии, установленных в пункте 13 настоящего Положения, или оставления ее без ответа арбитраж или третейский суд при рассмотрении хозяйственного спора вправе взыскать в доход бюджета с предприятия, организации или учреждения, допустившего нарушение, 2 процента суммы иска, но не менее 10 рублей и не свыше 1000 рублей.

15. При рассмотрении претензии предприятия, организации и учреждения должны проверить законность предъявленного требования и обоснованность его (наличие необходимых доказательств, правильность расчета взыскиваемой суммы и т.п.).

Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя с указанием срока представления их, который не может быть менее 5 дней, не считая времени нахождения почтового отправления в пути. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается по имеющимся документам.

В необходимых случаях при рассмотрении претензии предприятия, организации и учреждения должны производить выверку расчетов, экспертизу и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в претензионном порядке.

16. Предприятия, организации и учреждения, получившие претензию, обязаны удовлетворить обоснованные требования заявителя и в письменной форме уведомить его о результатах рассмотрения претензии.

В ответе на претензию должны быть указаны:

а) наименование предприятий, организаций и учреждений, дающих ответ, и предприятий, организаций и учреждений, которым направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ;

б) при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

в) при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие его;

г) перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, а также других доказательств.

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.

Ответ на претензию подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия, организации или учреждения, если иное не предусмотрено установленными правилами.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку.

17. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы, заявитель претензии вправе по истечении 20 дней после получения ответа предъявить в банк распоряжение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных действующим законодательством, пени за просрочку платежа. К распоряжению прилагается ответ должника. В случаях, предусматриваемых инструкциями Госбанка СССР, вместо приложения ответа в распоряжении указываются его дата и номер.

За неосновательное списание в бесспорном порядке средств со счета виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 5 процентов суммы, неосновательно списанной в бесспорном порядке.

18. Предприятия, организации и учреждения обязаны незамедлительно принимать меры к устранению выявленных при рассмотрении претензий недостатков в их деятельности, а о фактах хищения государственного и общественного имущества и злоупотребления служебным положением сообщать органам расследования.

19. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа заявитель вправе предъявить иск в арбитраж или в иной орган, которому подведомствен спор.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»