МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 27 мая 1997 года N 6/1
О стратегии воспитания
и психологической поддержки личности
в системе общего и профессионального
образования
Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Управления гуманитарного образования и развития личности В.И.Байденко, коллегия отмечает, что проблема воспитания и психологической поддержки личности приобрела в современных условиях особую актуальность и требует комплексного решения в рамках всей системы образования.
Трудность осуществления этой задачи состоит в том, что в обществе переходного типа на личность оказывают сильное воздействие не только позитивные, но и негативные его реалии.
В образовании складывается структура психологической поддержки обучающихся. Имеются многочисленные примеры создания в коллективах учебных заведений оригинальных вариативных систем воспитания, в том числе авторских.
Однако перестройка учебно-воспитательного процесса на ценностных основаниях, заявленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах об образовании, затягивается.
В общественном и педагогическом сознании утверждается понимание того, что воспитание и обучение должны строиться на началах непрерывности и преемственности, что насущной потребностью современного общества и образовательной системы является создание нового типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности.
В целях повышения роли воспитания и психологической поддержки личности в системе непрерывного образования
коллегия решила:
1. Управлению гуманитарного образования и развития личности (Серикову В.В.):
1.1. Обеспечить совместно с Российской академией образования и Российской академией наук в 1997 году разработку концепции воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования.
1.2. Подготовить совместно с Отделом дополнительного образования (Брудновым А.К.) в 1997 году предложения об обеспечении эффективной координации деятельности физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ, студенческих спортивных клубов и образовательных учреждений в системе общего и профессионального образования.
1.3. Совместно с Управлением книгоиздания, библиотек и информационно-методического обеспечения (Голосовым А.И.) и другими заинтересованными подразделениями:
1.3.1. Подготовить и издать в 1998-1999 годах серию научных работ и учебно-методических пособий по проблемам воспитания и психологической поддержки личности.
1.3.2. Повысить требования к рецензированию учебной и учебно-методической литературы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам при присвоении грифа Минобразования России с целью обеспечения воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, гражданственности, патриотизма.
1.4. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Шестаковым Г.К.) подготовить в 1997 году проект Положения о службе практической психологии в образовании.
1.5. Организовать проведение в 1997 году межрегиональных совещаний по проблемам воспитания и психологической поддержки личности.
2. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) организовать в 1997 году работу по совершенствованию государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования, включая стандарты педагогического образования, в части усиления их воспитательного воздействия на образовательный процесс.
3. Управлению по обеспечению Федеральной программы "Развитие образования в России" и региональной политики (Зуеву В.М.) совместно с Управлением гуманитарного образования и развития личности (Сериковым В.В.), Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением начального профессионального образования (Бутко Е.Я.), Управлением общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.), Управлением реабилитационной работы и специального образования (Шиловым Д.С.), Отделом дошкольного образования (Стеркиной Р.Б.), Отделом дополнительного образования (Брудновым А.К.) внести во II полугодии 1997 года соответствующие изменения и дополнения в Федеральную программу "Развитие образования в России".
4. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России (Быстрову В.В.) после соответствующего уточнения государственных образовательных стандартов профессионального образования дополнить программы государственной аттестации и самообследования учебных заведений соответствующими критериями, характеризующими состояние культурно-воспитательной среды образовательного учреждения.
5. Управлению по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями (Волоховой Е.Д.) совместно с Управлением гуманитарного образования и развития личности (Сериковым В.В.) разработать в 1997 году рекомендации по дополнению уставов учебных заведений и типовых положений, обеспечивающие в полной мере реализацию воспитательных задач и функций образовательных учреждений.
6. Рекомендовать заинтересованным министерствам, ведомствам, органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием:
6.1. Учитывать при проведении аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений реализацию ими принципа единства и целостности учебно-воспитательного процесса.
6.2. Содействовать развитию самоуправления в учебных заведениях, деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений.
6.3. Способствовать формированию социального партнерства нового типа в деле совершенствования и развития воспитательной роли учебных заведений.
7. Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов (Селезневой Н.А.), Научно-исследовательскому институту национальных проблем Минобразования России (Кузьмину М.Н.) разработать в 1997 году предложения по формированию системы информационно-методического обеспечения воспитания и психологической поддержки личности.
8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра А.Г.Асмолова.
Председатель коллегии В.Г.Кинелев
Приложение
О стратегии воспитания и психологической
поддержки личности в системе общего
и профессионального образования России
Информация Министерства общего и профессионального образования РФ, подготовленная к заседанию коллегии.
Социально-экономические и политические преобразования в России, подготовка нового поколения, способного успешно осуществлять эти преобразования в интересах личности, общества и государства, преодоление многочисленных проявлений бездуховности в детской и молодежной среде требуют усиления роли воспитания как социального института, прежде всего в учебных заведениях общего и профессионального образования.
Во все более широких кругах педагогической общественности нарастает понимание необходимости комплексного решения проблем воспитания в рамках всей системы образования, проведения систематических научных исследований в области воспитания и психологической поддержки личности, создания соответствующей информационной базы.
Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию проведена значительная работа по формированию необходимой нормативно-правовой основы для развития воспитания и психологической поддержки личности на принципах свободы, демократии и гуманизма, для придания воспитанию обучающихся нравственного вектора, для самореализации и саморазвития личности как свободного и ответственного субъекта, сочетающего профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, способность жить и работать в проблемных ситуациях сложного современного мира, внутреннюю устойчивость и цельность с развитым нравственным сознанием.
В системе общего и профессионального образования осуществляется сложный, противоречивый и неравномерный переход на новые ценности и смыслы развития, воспитания и психологической поддержки личности, понимаемые в органическом единстве, где развитие направлено на присущие индивиду качества, воспитание - на освоение индивидами норм общественной морали, а психологическая поддержка - на культивирование внутренней свободы и творчества субъектов образовательного процесса, педагога и обучающегося.
Этот переход происходит в условиях уникальной исторической ситуации, характеризующейся поиском стратегии социально-экономического развития страны, формированием правового государства и гражданского общества отсутствием принятых большинством граждан морального идеала человека и ценностных ориентиров, идеологическим и мировоззренческим многообразием, в том числе и в средствах массовой информации, ускоренным социальным расслоением, рассогласованием декларируемых моральных принципов и реальных тенденций к ослаблению нравственных устоев общества, проявлением отчуждения в отношениях между поколениями.
Накопленный опыт отечественных воспитателей, практических психологов, мастеров производственного обучения, учителей, преподавателей, ученых-педагогов дал возможность начать процесс переориентации воспитания и развития личности на новые концептуальные основания, организационные формы и технологии с удержанием позитивных традиций.
Этот опыт на основных уровнях системы российского образования в концентрированном виде проявляется в следующем.
Дошкольное образование
Разработаны теоретические основы преобразования педагогического процесса, гуманизации дошкольного образования, признания самоценности дошкольного детства.
Утвержден государственный стандарт дошкольного образования как система требований к психологическим условиям воспитания и обучения детей, в котором структура содержания построена на началах комплексности, целостности развития личности ребенка.
В практику внедряются 18 вариативных программ по дошкольному образованию ("Развитие", "Одаренный ребенок", "Радуга", "Золотой ключик", "Гармония" и др.).
Общее образование
В 1993-1994 годах Министерством образования Российской Федерации подготовлен ряд документов, развивающих и конкретизирующих взаимосвязь воспитания и обучения, принципы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся, например, решения коллегии министерства о развитии исторического и литературного образования, художественно-эстетического воспитания, о поддержке неполитизированных детских объединений и организаций, о социально-педагогической работе.
Разработаны авторские концепции воспитания, в том числе "Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе" (коллектив авторов под руководством З.А.Мальковой и Л.И.Новиковой), "Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы" (коллектив авторов под руководством О.С.Газмана). Проведены концептуальные исследования Е.В.Бондаревской "Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности" и др. Созданы авторские модели школ (Ш.Амонашвили, В.Караковский, Т.Ковалева), ориентированные на самоопределение, самореализацию и самовоспитание личности.
Дополнительное образование
Разработаны авторские концепции воспитания, нормативно-правовые документы в области дополнительного образования, проведен ряд коллегий.
Дополнительное образование обладает значительным потенциалом как звено складывающейся системы воспитания и как способ организации досуговой деятельности детей.
Реабилитационная работа и специальное образование
Разрабатывается и осваивается в образовательных учреждениях новый подход к организации воспитания, при котором вся совокупность воспитательных средств, форм, способов и методов направлена на выработку у каждого воспитанника своего собственного варианта жизни, на его самоопределение.
Организуются образовательные учреждения для детей-сирот, в основу деятельности которых закладываются принципы творческого начала в организации и проведении воспитательных мероприятий коррекционно-развивающей и социально-практической направленности.
Изменения в работе специальных образовательных учреждений позволили за последние годы снизить рецидивные проявления среди выпускников на 5-8%.
Начальное профессиональное образование
Создаются службы профессионального развития, социально-педагогические и медико-психологические службы, оказывается психологическая поддержка учащимся в их профессиональном становлении. Складывается новый тип взаимодействия с внешней средой, позволяющий реализовать идею социального партнерства.
Среднее профессиональное образование
Сохранены институт классного руководства (кураторства), должности заместителя директора по воспитательной (учебно-воспитательной, социальной) работе, заведующих отделениями.
Скоординированными усилиями Госкомвуза России, ведомственных федеральных органов управления средним профессиональным образованием, советов директоров образовательных учреждений, профильных ассоциаций и педагогических коллективов учебных заведений удалось в 1993-1996 годах предотвратить распад социальной инфраструктуры системы.
Разработаны и введены в действие Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, примерные программы и вариативные учебники и учебно-методические пособия по этим дисциплинам.
Высшее профессиональное образование
Введены в учебно-воспитательный процесс Государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Осуществляемая гуманитаризация содержания образования, высокая степень академических свобод и автономности вузов создают почву для освоения новых подходов к развитию и воспитанию личности. Современное воспитание студентов все в большей мере строится на базе фундаментальных целей, ценностей и смыслов, играющих непреходящую роль в развитии личности и общества. Воспитание утрачивает свой идеологически - и политически ангажированный характер.
Подготовлены на конкурсной основе, изданы и разосланы в вузы учебные пособия по социально-гуманитарным дисциплинам около 200 наименований.
Осознавая большую актуальность работы в области ценностных ориентаций студенчества, Российский союз ректоров своим решением от 06.02.97 рекомендовал ректорам высших учебных заведений организовать разъяснение новых задач воспитания и развития личности среди профессорско-преподавательского состава.
В этих же целях высшая школа инициировала проведение межрегиональных научно-практических и теоретических конференций, симпозиумов, семинаров. В 1997 году, например, такие мероприятия были организованы по проблемам гуманизации, гуманитаризации образования, новых целей, смыслов воспитания в Перми (Пермский государственный технический университет), Екатеринбурге (Уральский государственный педагогический университет), Барнауле (Алтайский государственный университет), Москве (Институт молодежи) и др.
К важнейшим направлениям работы в области новых концептуальных подходов и ценностных ориентаций в воспитании следует отнести реформирование гуманитарного образования, обеспечивающее формирование на основе изучения достижений различных научных школ и направлений целостного видения философской, научной, политико-правовой и нравственно-этической картин мира.
Изменяются к лучшему состояние и перспективы развития службы практической психологии в образовании России. Здесь можно отметить три обстоятельства.
Первое: профессия психолога переходит из разряда редких в разряд массовых для сферы образования. Второе: во многих регионах России происходит объединение психологов образования в профессиональные сообщества (Брянская, Ивановская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская и др. области). Третье: решен вопрос о едином государственном стандарте на подготовку практического психолога и о введении специализации по типу и виду того образовательного учреждения, в котором проходит его деятельность.
На территории Российской Федерации в системе образования насчитывается 317 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.
Создание единого федерального государственного органа управления общим и профессиональным образованием позволяет во многом по-новому подойти к решению проблем воспитания, развития личности и ее психологической поддержки.
В структуре центрального аппарата Минобразования России сформированы подразделения, в чью компетенцию входит координация действий всех управлений (отделов) министерства в области гуманитарного образования, развития личности и психологической поддержки.
Таким образом, в российской системе образования начинает складываться новая культура воспитания, открывающая выход воспитания и психологической поддержки на гуманистическую модель, освоение демократических способов организации жизни в образовательных учреждениях всех типов, видов и категорий.
С одной стороны, наблюдается отход от традиционной интерпретации воспитания и прежней системы внеклассной (внеаудиторной) воспитательной работы, изменение механизмов и технологий воспитания. Многими этот процесс воспринимается как кризис воспитания в образовательной системе.
С другой стороны, реформирование общего и профессионального образования по преимуществу затронуло содержание обучения. При всей важности этого направления образовательной реформы нельзя не видеть уже возникшую асимметрию, когда воспитание еще не стало областью общесистемного подхода при разработке его концептуальных и ценностных оснований, в освоении всеми образовательными учреждениями нового содержания, организационных форм и технологий воспитания, преодолевающих абсолютизацию государственных и коллективных целей, педагогических требований отдельных дисциплин.
Среди проблем этого плана необходимо выделить следующие. В достаточной ли мере обеспечивается такое образование, которое имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности, духовный, моральный, социальный, культурный и экономический прогресс общества, воспитание глубокого уважения к правам и свободам личности, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны, к цивилизациям, отличным от его собственной (раздел 3, п.3 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 05.10.66 и ст.29 Конвенции ООН о правах ребенка от 05.12.89). Все ли сделано в сфере образования, чтобы противодействовать негативным воздействиям на личность внешней среды, находящейся в переходном состоянии? Не слишком ли поспешно многие учебные заведения отказались от практических усилий по реализации провозглашенного в Декларации ООН о правах ребенка (1959 год) принципа полного и гармоничного развития личности и таких общих требований к образованию, как содействие общему культурному росту, развитию способности к личному суждению, осознанию моральной и социальной ответственности стать полезным обществу? И, наконец, не обернется ли фактическим безучастием и свободой от ответственности педагога и учебного заведения торопливое, без должной психологической и педагогической подготовленности кадров и создания других необходимых условий тиражирование педагогики самоопределения и самореализации, памятуя, что главная забота учителя - растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей (принцип 10 Декларации ООН о правах ребенка).