Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 10 августа 1992 года N 36/13


Об усилении прокурорского надзора за исполнением
законодательства, направленного на защиту
конституционных органов власти
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Утратило силу на основании
приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации
от 14 октября 1998 года N 67
____________________________________________________________________

За последнее время в ряде регионов России участились случаи, когда отдельные партии и общественные движения, печатные издания и группы граждан, злоупотребляя предоставленным правом на свободу слова, беспрепятственное выражение своего мнения и убеждений, проведение митингов, уличных шествий и демонстраций, нарушают конституционную законность, используют права и свободы вопреки интересам других граждан, для призывов к насильственному изменению государственного строя, разжигания национальной, классовой и религиозной ненависти.

Предпринимаются попытки создания незаконных военных и полувоенных вооруженных формирований, отмечаются действия, препятствующие нормальной деятельности законно избранных органов государственной власти, экстремистские и националистические проявления. Нередко такие проявления сопровождаются срывами работы предприятий, учреждений и организаций, совершением правонарушений и преступлений. В некоторых изданиях ведется пропаганда национальной вражды и розни.

Между тем прокуроры не всегда дают антиконституционным действиям правовую оценку, занимают порой выжидательную позицию, не реагируют на бездеятельность органов безопасности и внутренних дел, не используют предоставленные законом полномочия для предотвращения и пресечения правонарушений.

В связи с изложенным

предлагаю:

1. Руководствуясь постановлением VI Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21 апреля 1992 года "О защите конституционных органов власти", обеспечить надзор за тем, чтобы исполнительными органами, органами безопасности и внутренних дел выполнялись возложенные законом обязанности по пресечению действий должностных лиц, организаций и граждан, направленных на воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, их дискредитацию, разжигание в любой форме национальной розни, а к правонарушителям применялись меры административного, уголовного или гражданско-правового воздействия.

2. С учетом данных о нарушениях в деятельности партий, движений, общественных объединений и средств массовой информации проверять законность их регистрации в органах Министерства юстиции и Министерства печати и информации Российской Федерации, в каждом случае разбираться, почему ими не были приняты к виновным предусмотренные законом меры.

В соответствии с предоставленными полномочиями требовать от этих органов проведения проверок зарегистрированных субъектов, ставить вопросы о прекращении деятельности правонарушителей.

В случаях нарушения законов партиями, движениями, общественными объединениями и средствами массовой информации, зарегистрированными непосредственно российскими министерствами, необходимые материалы незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.

3. Установить надзор за исполнением органами внутренних дел законодательства, предусматривающего ответственность за незаконное изготовление или распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, объявления выходных данных и т.п.

4. До принятия соответствующего закона надзор за соблюдением порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций осуществлять, руководствуясь положениями Конституции, Декларации прав и свобод человека и гражданина, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования", другими законодательными актами.

При необоснованном запрещении органами власти демонстраций, митингов и уличных шествий принимать меры к отмене ограничений и запретов. В то же время не оставлять без последствий факты уклонения работников милиции от фиксации и оформления материалов (ст.161_1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) на нарушителей таких акций, проверять законность и полноту принимаемых милицией мер.

В случаях, когда митинги, демонстрации и пикеты перерастают в грубые нарушения общественного порядка, сопротивление законным требованиям властей, срывы нормальной деятельности предприятий, организаций, учреждений, блокирование транспортных магистралей, безотлагательно возбуждать уголовные дела (ст.ст.190_3 УК РСФСР и другие) (статья 190_3 исключена из УК РСФСР Законом РФ от 29 апреля 1993 года - ред.), поручать расследование или принимать их к производству прокуратуры.

5. Обеспечить своевременную проверку законности разрешения органами безопасности и внутренних дел материалов о публичных, в том числе в средствах массовой информации, призывах к насильственному свержению или изменению государственного строя, совершению преступлений против государства, нарушению национального равноправия, разжиганию вражды и розни.

Средствами прокурорского надзора пресекать нарушения ими процессуального порядка рассмотрения таких материалов и расследования уголовных дел.

6. О массовых беспорядках на почве межнациональной и межрелигиозной розни, грубого нарушения прав и свобод граждан в любое время суток по телефону или другими видами срочной связи ставить в известность Генеральную прокуратуру Российской Федерации с последующей высылкой письменного донесения.

В возникшей обстановке действовать в соответствии с направленной ранее (16 сентября 1991 года) "Примерной схемой действий органов прокуратуры в экстремальных ситуациях".

7. Управлению Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях разработать четкую систему получения данных о положении дел на местах, проблемах прокурорского надзора, оказывать прокурорам на местах необходимую помощь.

Совместно с управлением организационного обеспечения, статистики и контроля в месячный срок подготовить изменения в статистической отчетности, в том числе в разделе о следственной работе, с тем, чтобы новые показатели полно отражали объем надзорной работы и позволяли оценивать ее эффективность.

8. Прокурорам республик, краев, областей, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, военным и транспортным прокурорам (на правах областных) работу по надзору за исполнением законов, направленных на защиту конституционных органов власти, отражать в годовых докладах.

Текст документа сверен по:
"Вопросы расследов. преступлений",
Справ. пособ., М.: СПАРК, 1996 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»