ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 29 октября 1996 года N 87
Об организации выполнения Постановления Правительства
Российской Федерации от 13.08.96 N 996
"Об утверждении Временного положения об авиации
общего назначения Российской Федерации"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 996 утверждено "Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации" (прилагается). Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.95 N 747 "Об упорядочении использования авиации общего назначения" и реализации вышеуказанного Постановления Правительства
приказываю:
1. Заместителям директора, начальникам Управлений ФАС России, начальникам Региональных управлений ФАС России:
1.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 996 принять к руководству и исполнению;
1.2. Организовать изучение и разъяснение работникам аппарата задач и функций, возложенных Положением на ФАС России;
1.3. Временное Положение об авиации общего назначения Российской Федерации довести до организаций ГА, находящихся в сфере ведения ФАС России;
1.4. Требования Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации положить в основу своей практической работы, в том числе при разработке соответствующих нормативных актов, утверждении их в установленном порядке и реализации;
1.5. Работу по выполнению Постановления Правительства РФ от 13.08.96 N 996 проводить в тесном взаимодействии с Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО), Объединенной федерацией сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России), Федерацией любителей авиации РФ (ФЛА РФ), Федерацией воздухоплавания (ФВ) и их территориальными органами.
2. Заместителю директора Горлову В.В. совместно с Госкомоборонпромом России рассмотреть представленные субъектами АОН документы по оценке технического состояния и летной годности ранее не эксплуатировавшихся в гражданской авиации воздушных судов АОН, разработанные и утвержденные органами промышленности и другими организациями при их создании и допуске к эксплуатации, внести в указанные документы необходимые изменения и дополнения и своим решением ввести их в действие.
3. Начальнику Главной инспекции по безопасности полетов ФАС России Кореневскому Ю.И. привести в соответствие с Постановлением Правительства от 13.08.96 N 996 "Положение о государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения", введенное в действие приказом ДВ-44 от 10.04.96, предусмотрев в нем определение порядка присвоения государственных и регистрационных опознавательных знаков и необходимых процедур ведения реестра ВС АОН, а также привести в соответствие другие нормативно-правовые акты в части проведения расследования и предупреждения авиационных происшествий.
4. Начальнику Управления сертификации эксплуатантов и авиации общего назначения Лобачеву Е.Н.:
4.1. До издания новых нормативных актов совместно с РОСТО проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и деятельности авиации общего назначения и представить перечень нормативно-правовых актов, действие которых подлежит пролонгации, на утверждение директору ФАС России.
4.2. До 15.02.97 приступить к сертификации субъектов авиации общего назначения, для чего подготовить необходимые изменения в Положение о Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации с учетом требований Постановления Правительства РФ от 13.08.96 N 996 и организовать работу по созданию центров по сертификации на базе РОСТО, организаций, находящихся в сфере ведения Миноборонпрома и ФАС России.
5. До издания новых нормативных актов подтвердить действие нормативно-правовых актов, изданных ранее Министерством обороны СССР, Министерством гражданской авиации СССР, Министерством авиационной промышленности СССР, ЦК ДОСААФ СССР, определяющих порядок организации, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов авиации РОСТО, ОФ СЛА и ФЛА (как правопреемников ДОСААФ), а также определяющих порядок эксплуатации сверхлегких и самодельных воздушных судов и допуск к полетам пилотов-любителей.
6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора ФАС России Валова И.И.
Директор Г.Н.Зайцев
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об авиации общего назначения Российской Федерации
1. Гражданская авиация, используемая не за плату, а также авиация, выполняющая мобилизационно-оборонные задачи, относится к авиации общего назначения Российской Федерации (далее именуется авиация общего назначения).
2. Авиация общего назначения эксплуатируется субъектами авиации, под которыми понимаются юридические и физические лица, использующие воздушные суда в некоммерческих целях, а также обслуживающие и обеспечивающие полеты воздушных судов авиации общего назначения и подготовку авиационного персонала (далее именуются субъекты авиации общего назначения).
3. Авиация общего назначения состоит из деловой авиации и любительской авиации.
К деловой авиации относится часть авиации общего назначения, используемая субъектами авиации общего назначения с целью перевозки грузов и пассажиров, а также выполнения некоторых видов авиационных работ.
К любительской авиации относится часть авиации общего назначения, используемая субъектами авиации общего назначения в спортивных и учебных целях, для авиатуризма, выполнения рекламных, демонстрационных и других полетов.
4. Использование авиации общего назначения в Российской Федерации предусматривает:
для деловой авиации - обязательную сертификацию субъектов авиации общего назначения в порядке, предусмотренном для коммерческих эксплуатантов воздушного транспорта, с соответствующими особенностями в процедуре сертификации;
для любительской авиации - обязательную регистрацию субъектов авиации общего назначения, которая проводится при наличии сертификатов, выданных указанным субъектам авиации общего назначения.
Федеральная авиационная служба России обеспечивает:
аттестацию авиационного персонала с выдачей свидетельств, в которых указываются квалификационные отметки;
регистрацию воздушных судов авиации общего назначения;
регистрацию аэродромов и площадок авиации общего назначения;
контроль за порядком использования воздушного пространства;
аккредитацию и сертификацию субъектов авиации общего назначения;
инспектирование субъектов авиации общего назначения и организацию расследования авиационных происшествий.
5. Добровольные организации и объединения субъектов авиации общего назначения, имеющие соответствующие сертификаты и аккредитованные государственным полномочным органом сертификации, реализуют единую государственную политику в следующих областях:
подготовка, переподготовка и поддержание знаний и навыков авиационного персонала;
продление срока действия свидетельств и квалификационных отметок;
медицинское освидетельствование летного состава;
управление воздушным движением в пределах выделенных зон и районов;
летно-техническое освидетельствование воздушного судна;
техническое обслуживание воздушного судна;
контроль за поддержанием летной годности воздушного судна;
оценка технического состояния аэродромов;
контроль за обеспечением безопасности полетов.
6. Государственные требования к субъектам авиации общего назначения и порядок их сертификации определяются руководством по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора за эксплуатацией гражданских воздушных судов, утверждаемым Федеральной авиационной службой России.
7. Обязательной сертификации подлежат:
субъекты авиации общего назначения, отнесенные к категории деловой авиации;
субъекты авиации общего назначения, выполняющие отдельные виды авиационных работ, а также полеты по международным авиационным линиям;
авиационные учебные центры авиации общего назначения;
организации по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов авиации общего назначения;
аэродромы авиации общего назначения;
авиационный персонал;
воздушные суда авиации общего назначения.
8. Главной задачей системы государственного регулирования деятельности авиации общего назначения является обеспечение проведения единой политики в соответствующей области государственными полномочными органами.
9. Основными целями системы государственного регулирования деятельности субъектов авиации общего назначения являются:
создание условий для эффективной деятельности и развития авиации общего назначения в Российской Федерации;
обеспечение безопасности полетов;
защита интересов государства и граждан Российской Федерации от незаконной деятельности или нарушений правил использования авиационной техники;
подтверждение соответствия субъектов авиации общего назначения государственным требованиям в области гражданской авиации;
содействие субъектам авиации общего назначения в научно-техническом и международном сотрудничестве;
гармонизация правил в области деятельности авиации общего назначения, действующих в Российской Федерации, с аналогичными правилами других государств и стандартами, предусмотренными Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации.
10. Государственным полномочным органом, осуществляющим регулирование деятельности субъектов авиации общего назначения, является Федеральная авиационная служба России и ее региональные управления.
11. Федеральная авиационная служба России решает задачу государственного регулирования деятельности субъектов авиации общего назначения через обязательную сертификацию и регистрацию субъектов авиации общего назначения.
12. Соответствующие структурные подразделения Федеральной авиационной службы России являются руководящими органами в системе сертификации субъектов авиации общего назначения.
13. Структура системы государственного регулирования включает в себя кроме структурных подразделений Федеральной авиационной службы России и ее региональных управлений также аккредитованные центры сертификации и аттестованных экспертов.
14. Основными функциями Федеральной авиационной службы России в части государственного регулирования деятельности авиации общего назначения являются:
организация, проведение и координация работ по сертификации субъектов авиации общего назначения;
установление правил и процедур сертификации субъектов авиации общего назначения;
разработка требований к сертифицируемым объектам;
рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий центров сертификации и аттестованных экспертов;
контроль за деятельностью центров сертификации и аттестованных экспертов;
осуществление инспекторского контроля за деятельностью сертифицированных субъектов авиации общего назначения;
утверждение нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов авиации общего назначения;
ведение реестров воздушных судов, аэродромов и площадок авиации общего назначения, сертифицированных и зарегистрированных субъектов авиации общего назначения, центров сертификации, аттестованных экспертов;
формирование банков данных по всем аспектам деятельности авиации общего назначения;
информационное обеспечение деятельности субъектов авиации общего назначения.
15. Функции, права, обязанности и ответственность центров сертификации и аттестованных экспертов устанавливаются в положениях, утверждаемых Федеральной авиационной службой России при их аккредитации.
16. В целях реализации настоящего Положения создаются центры сертификации, осуществляющие:
продление срока действия выданных авиационному персоналу свидетельств с указанием квалификационных отметок;
летно-техническую экспертизу воздушных судов;
контроль за поддержанием летной годности воздушных судов;
оценку технического состояния аэродромов.
17. Для контроля за обеспечением безопасности полетов воздушных судов и расследования авиационных происшествий могут быть использованы аттестованные эксперты.
18. Ответственность за организацию деятельности центров сертификации, а также за поддержание их на уровне сертификационных требований несут руководители указанных центров.
19. При выявлении нарушений в деятельности центров сертификации действие выданных им лицензий и сертификатов может быть приостановлено или аннулировано, а также применены иные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.