МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 4 марта 1997 года N 3/2

О ходе работы по обновлению государственного
образовательного стандарта высшего
профессионального образования

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления образовательных стандартов и программ Шестакова Г.К., коллегия отмечает, что Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, вузовскими коллективами, активом системы высшего профессионального образования, научно-исследовательскими организациями определена стратегия обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Коллегия решила:

1. Принять к сведению представленный документ "Задачи и принципы обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" (прилагается), разработанный на основе проекта Концепции обновления ГОС ВПО.

2. Согласиться с предложением Управления образовательных стандартов и программ о продлении сроков действия Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров до 1 сентября 1998 года с целью учета при их переработке общей концепции сопряженности стандартов всех уровней образования.

3. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) до 1 июля 1997 года представить:

проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего согласованность и последовательность основных образовательных программ высшего профессионального образования, определенных Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", порядок установления перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, а также требования к другим объектам стандартизации в высшем профессиональном образовании;

макет Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшего профессионального образования, предусматривающий преемственность с общим (полным) средним образованием и другими уровнями профессионального образования;

основные принципы обновления Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом преемственности с перечнем специальностей среднего профессионального образования.

4. Считать целесообразным:

создание координационных советов, реализующих положения непрерывного образования и обеспечивающих взаимодействие научной и педагогической общественности по совершенствованию преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и согласованности их программ на всех уровнях образования;

организацию рабочей группы, осуществляющей взаимодействие с Министерством образования Республики Беларусь в области разработки стандартов на всех уровнях образования.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Асмолова А.Г.

Председатель коллегии
В.Г.Кинелев

Приложение
к решению коллегии
от 04.03.97 N 3/2

Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации

Управление образовательных стандартов и программ

Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов

Координационный совет учебно-методических
объединений и научно-методических советов

Задачи и принципы обновления
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования

Настоящий документ разработан на основе проекта Концепции обновления ГОС ВПО, опубликованного в печати для широкого обсуждения в академической среде. Основанием для переработки послужили поступившие от высших учебных заведений, научных учреждений, региональных органов управления образованием предложения и замечания к опубликованному проекту, а также результаты его обсуждения на специально созванном пленуме Координационного совета УМО и НМС. Всего в обсуждении проекта Концепции обновления ГОС ВПО приняли участие более двух тысяч профессоров и преподавателей высшей школы, работников научных учреждений федерального и региональных органов управления образованием.

1. Необходимость и цели обновления ГОС ВПО

Принятый в августе 1996 года Федеральный закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в ряде своих статей определил структуру высшего профессионального образования, сроки реализации различных образовательных программ высшей школы, типы дипломов, присваиваемых лицам, освоившим эти программы, а также установил ряд других норм, связанных с функционированием системы высшего профессионального образования, которые ранее определялись ГОС ВПО.

Это обязывает осуществить корректировку и переутверждение (обновление) этого важнейшего нормативного документа высшей школы. Кроме того, предпосылками к его обновлению являются:

- истечение в 1997 году срока действующих ГОС ВПО в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров;

- необходимость учета накопленного опыта и выявленных недостатков при реализации действующего ГОС ВПО.

Обновление ГОС ВПО преследует цели: дальнейшего повышения качества высшего образования; совершенствования условий развития личности обучаемого; формирования более эффективных средств управления образовательным процессом; увеличения степени соотнесенности ГОС ВПО Российской Федерации с международными стандартами в сфере образования.

В соответствии с проектом Концепции обновления ГОС ВПО документ включает в себя исходные задачи и принципы разработки действующего стандарта и обеспечивает преемственность действующих и обновленных стандартов. Он содержит новационные элементы содержания и структуры нового стандарта, описание отличий от ныне действующих.

2. Основные задачи обновления ГОС ВПО

Процесс обновления ГОС ВПО должен:

2.1. Создать систему ГОС ВПО как совокупность согласованных норм и требований к качеству высшего образования со стороны личности, государства, общества в целом, профессиональных и академических сообществ. В отличие от общепринятого понятия стандартов, придающих единообразный характер серийно производимым изделиям, ГОС ВПО как стандарт в социальной сфере должен предоставлять субъектам образовательной системы широкое правовое поле для формирования индивидуальных образовательных траекторий, свободы преподавания и обучения.

2.2. Аккумулировать накопленный практический опыт вузов в реализации разных по назначению и срокам освоения образовательных профессиональных программ, построения на их основе гибкой системы подготовки специалистов; закрепить права вузов на свободу выбора образовательных программ, наиболее полно отвечающих их возможностям и традициям.

2.3. Дать более четкие отличительные особенности государственных образовательных стандартов, определяющих основные образовательные программы различных ступеней высшего профессионального образования, обеспечив их социально значимое разнообразие по назначению и базовому содержанию.

2.4. Усилить направленность образовательных программ на всестороннее раскрытие созидательного потенциала личности, развитие способности выпускника к поиску творческих подходов в решении профессиональных задач, умения принимать решения в нестандартных условиях и ситуациях.

2.5. Закрепить тенденцию гармоничного сочетания естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин в общей части образовательных программ.

2.6. Обеспечить условия для повышения технологичности организации учебного процесса путем расширения прав вуза в определении содержания основных образовательных программ и создания возможности подготовки специалистов по родственным и смежным специальностям в рамках общей федеральной компоненты государственного образовательного стандарта, что позволит более рационально использовать кадровые и материально-технические ресурсы вуза.

2.7. Обеспечить согласованность, а в необходимых случаях и преемственность содержания ГОС ВПО с ГОС других уровней образования.

3. Принципы разработки обновленного государственного
образовательного стандарта ВПО

Государственные образовательные стандарты ВПО, которые отвечали бы поставленным задачам и учитывали бы новые социально-политические условия развития России, могут быть разработаны при реализации следующих основных принципов:

3.1. Соответствия целей образовательных программ, выраженных в ГОС, институциональным целям системы образования, согласование их по замыслу, преемственности и соподчиненности.

3.2. Гуманизации образования через содержание образовательной программы, ориентированное на гармоничное развитие личности.

3.3. Фундаментализации образования посредством ориентации содержания образования на сущностные основы и связи между многообразными процессами мира Природы и мира Человека.

3.4. Сочетания содержания общего (универсального) и профессионального образования, позволяющего на основе современной картины мира решать профессиональные задачи.

3.5. Системного единства проектирования ГОС ВПО в контексте непрерывного образования.

3.6. Федерализма, сочетающего сохранение единства образовательного пространства на территории России с реализацией региональных особенностей содержания образования и академических свобод субъектов образовательного процесса.

3.7. Развития образовательной системы за счет создания условий стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения.

3.8. Исторической преемственности со сложившимися в отечественной высшей школе академическими традициями формирования структуры и содержания высшего образования.

3.9. Соотнесенности с передовым зарубежным опытом нормирования и социального проектирования в сфере высшего образования.

3.10. Контролируемости сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников.

4. Определение сущности и структуры обновленного
ГОС ВПО

ГОС ВПО в настоящем документе понимается как комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов системы образования: личности, общества в целом, государства, профессиональных и академических сообществ и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также учитывая рекомендации и опыт построения стандартов качества Международной организации ИСО, принципы децентрализации в управлении образованием, представляется целесообразным изложить содержание ГОС ВПО в следующей иерархической структуре.

4.1. ГОС ВПО "Общие требования к основным образовательным программам" (общий ГОС ВПО)

Содержание:

- определение базовых понятий в сфере ГОС ВПО;

- общие требования к составу основных образовательных программ различных ступеней (уровней) высшего образования;

- общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем;

- требования к реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования;

- академические свободы вуза и его ответственность за содержание и результаты обучения;

- порядок разработки и утверждения ГОС ВПО "Требования к содержанию основных образовательных программ и уровню подготовки выпускников";

- порядок установления систематизированного Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

4.2. ГОС ВПО "Требования к содержанию основной образовательной программы и уровню подготовки выпускников" (разрабатываются для каждой образовательной программы на всех ступенях высшего образования).

4.2.1. Федеральный компонент (утверждается Минобразованием России).

Содержание:

- общая характеристика основной образовательной программы;

- условия реализации основной образовательной программы, включая требования к претенденту на ее освоение;

- требования к уровню подготовки выпускников;

- содержание федерального компонента основной образовательной программы, включая учебную и производственную практики;

- состав и содержание итоговой аттестации выпускника.

4.2.2. Национально-региональный (вузовский) компонент (утверждается вузом в установленном законодательством порядке).

Содержание:

- требования к уровню подготовки выпускников, связанные с введением вузовского компонента;

- содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы.

4.2.3. ГОС ВПО "Систематизированный перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования" (утверждается Минобразованием России).


Текст документа сверен по:
"Образование в документах",
N 12, 1997 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»