Недействующий

     

Государственный таможенный комитет Российской Федерации
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 1996 года N УБТП-22-05/1022


[О направлении рекомендаций о порядке подготовки и содержании запросов в таможенные службы иностранных государств]

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 7 августа 2009 года N 1428
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ применяется в части, не противоречащей Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях - приказ ГТК России от 17 июля 2002 года N 758.

____________________________________________________________________



Управление по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России направляет в Ваш адрес рекомендации о порядке подготовки и содержании запросов в таможенные службы иностранных государств.

Практика работы с таможенными службами зарубежных стран показала, что с помощью наших зарубежных коллег в рамках нормативных актов Всемирной таможенной организации, двухсторонних и многосторонних соглашений можно решать задачи борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, проводить таможенные расследования. Однако использование имеющихся возможностей предполагает знание основных положений этих документов.

В этой связи предлагаем организовать работу подчиненных Вам таможен в соответствии с прилагаемыми нормативными документами и настоящими рекомендациями. В этих целях полагаем целесообразным размножить эти документы и направить в территориальные таможенные органы.

    

 Начальник Управления
                                  М.В.Ванин

Приложение
к письму ГТК РФ
от 11.04.96 N УБТП-22-05/1022

О порядке подготовки и содержании запросов в таможенные органы иностранных государств

Установление отношений сотрудничества и взаимной помощи между ГТК России и таможенными службами иностранных государств открывает хорошие возможности по решению практических задач территориальных таможенных органов России. В первую очередь это относится к задачам борьбы с таможенными правонарушениями, эффективность которой может быть существенно повышена при оперативной и правильной подготовке запросов.

В настоящее время создана нормативная база, на основе которой территориальные таможенные органы ГТК России могут получать документы и иную информацию от таможенных служб иностранных государств. Российская Федерация заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Великобританией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, странами СНГ. В стадии подготовки находятся аналогичные соглашения с рядом других стран.

Государственный Таможенный комитета Российской Федерации активно развивает сотрудничество в рамках Всемирной Таможенной Организации, Европейской Комиссии. Продолжается работа по углублению сотрудничества государств-участников СНГ. Установлены прямые связи между территориальными таможенными органами России и Республики Беларусь, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Республики Казахстан. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямого обращения региональных таможенных управлений России в территориальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот.

Поддержание связей с таможенными службами иностранных государств в плане решения задач борьбы с таможенными правонарушениями осуществляет отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран Управления по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России (контактный телефон: 201-77-88, факс: 201-44-49). Одной из основных задач отдела является оказание практической помощи территориальным таможенным органам России и зарубежных стран при проведении ими расследований по делам о нарушении таможенного законодательства.

Практика сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран показала его эффективность. Получаемая из-за рубежа документальная и иная информация позволяет успешно завершать дела о нарушениях таможенных правил, выявлять и пресекать таможенные правонарушения. Вместе с тем, эффективность связей, оперативность получения информации из-за рубежа могут быть значительно выше. В определенной мере это зависит от правильной подготовки запросов к нашим коллегам за рубежом.

Анализ поступающих в адрес Управления по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России запросов, а также получаемые нами замечания из-за рубежа позволяют определить основные ошибки, которые допускаются исполнителями. К ним, в частности, относятся следующие.

1. На международные отношения переносится существующая практика в Российской Федерации, совсем не обязательная для иностранных государств. Исполнители просят направить в их адрес учредительные документы фирмы, ее устав, свидетельство о регистрации, справку банка и т.д.

2. Некорректная постановка задач. Ряд таможенных органов в своих запросах ставят большой объем вопросов, для решения которых потребуется бригада следователей за рубежом. Нередко содержание запросов выходит за рамки подписанных соглашений, а также за пределы предмета доказывания по конкретному делу. Иногда направляются следственные поручения, что является неправомочным.

3. Стремление переложить проведение таможенного расследования на зарубежных коллег. Исполнители не прилагают к запросу таможенные и отгрузочные документы (ГТД, ВТТ, ДТС, паспорт сделки, контракт, инвойс, коносамент, CMR и др.), которые могут значительно облегчить и ускорить проведение расследования.

4. Участились случаи, когда протоколы о нарушении таможенных правил, совершенных иностранными лицами и постановления по делам, а также запросы о представлении документов и сведений, необходимых для производства по делу, и вызовы лиц для дачи объяснений пересылаются через ГТК России. Практика свидетельствует, что это, во-первых, приводит к неоправданному увеличению сроков производства по делам и, во-вторых, загружает непроизводительной работой аппарат таможенных органов различных уровней как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

Ссылка в подобных обстоятельствах на статью 305 Таможенного кодекса Российской Федерации неоправдана, поскольку положения статьи регулируют порядок взаимодействия таможенных органов России не с иностранными лицами, а с таможенными службами и иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями. Иностранные же лица, в соответствии со статьей 233, несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими лицами. Поэтому направлять в их адрес документы следует в общем порядке - в соответствии с полномочиями, предоставленными должностным лицам таможенных органов Таможенным кодексом Российской Федерации.

5. Отсутствие информации о существе дела. Не ясно, в связи с чем направляется запрос; дается неполная информация о лицах (юридических и физических), нарушающих таможенные правила, о контрагентах внешнеторговой сделки. Нет почтовых и других реквизитов фирм и физических лиц.

6. Требование направить лицо, нарушавшее таможенные правила, для дачи показаний в таможню назначения или суд. Подобные положения в подписанных соглашениях отсутствуют.

7. Направляется большое количество запросов по делам о нарушении таможенных правил, возможные штрафные санкции по которым исчисляются несколькими сотнями ам. долларов. Подобные запросы нашими зарубежными коллегами, как правило, не рассматриваются.

8. Форма представления запросов. Исполнители пренебрегают требованиями, которые предъявляются к официальному письму в служебной переписке. Форма и стиль письма этим требованиям нередко не соответствуют. В запросах допускаются устная речь и нечеткость, затрудняющие понимание и уяснение смысла запроса.


Качество запросов является тем критерием, который определяет оперативность и ожидаемое нами содержание ответа зарубежных таможенных служб. В этой связи представляется целесообразным при подготовке запросов руководствоваться существующими нормативными документами, а также общепризнанными нормами подготовки современного делового письма.

1. Официальный запрос должен быть предельно кратким, понятным, а его язык - простым. Простота и краткость помогут не только отправителю, но и получателю запроса. Слишком длинное и не очень понятное письмо нередко может быть отложено. На короткий и ясный запрос ответ будет получен раньше.

2. Текст запроса должен быть организован таким образом, чтобы требовалось минимальное время на ознакомление с ним. Структура запроса обычно включает изложение причины, побудившей обратиться с просьбой; изложение просьбы.

Запрос может начинаться с главного - какой таможенный орган или его структурное подразделение обращается с просьбой и по какому вопросу. Далее должна быть кратко и просто изложена фабула дела и существо запроса.

3. При определении содержания запроса целесообразно избегать изложенных выше ошибок, допускаемых исполнителями.

4. К запросу об оказании содействия в проведении таможенного расследования необходимо прилагать официально заверенные копии таможенных и отгрузочных документов, касающихся существа дела, точные и исчерпывающие сведения о юридических и физических лицах, являющихся объектами запроса.

При получении запроса таможенная служба иностранного государства проводит официальное расследование в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить таможенному законодательству России. Результаты расследования передаются установленным порядком в ГТК России, который незамедлительно направляет ответ из-за рубежа в запрашивающий территориальный таможенный орган.

По запросам таможенных органов России таможенные службы иностранных государств предоставляют информацию, касающуюся нарушений таможенных законов и правил в отношении:

- лиц, о которых известно, что они нарушают таможенное законодательство или подозреваются в таких нарушениях;

- товаров, о которых известно, что они являются предметом незаконного перемещения или подозреваемых в таком перемещении;

- средств сухопутного, морского, воздушного и иного транспорта, о которых известно, что они используются при нарушении таможенных законов и правил или подозреваются в таких нарушениях;

- случаев незаконного перемещения наркотиков и психотропных веществ, оружия, валюты с территории одного государства на территорию другого государства.

Такая информация обязательно детализируется, чтобы идентифицировать соответствующих лиц, транспорт, товары, иное имущество, почтовые отправления и иные предметы.

Таможенные службы иностранных государств по запросам ГТК России предоставляют также информацию, касающуюся вопросов законности ввоза товаров и таможенных процедур на территорию запрашиваемой страны, законности вывоза товаров с территории запрашиваемой страны.

Прошу довести данную информацию до подчиненных Вам таможенных органов и контролировать их деятельность в этой области в целях повышения эффективности нашей общей работы.

Кроме того, прошу разъяснить их должностным лицам, что и таможенные органы России должны своевременно, полно и точно выполнять запросы иностранных таможенных служб, дабы избежать возможных претензий и аналогичных действий наших зарубежных коллег.


Приложение: 1. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений;

2. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах государств-участников СНГ;

3. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Настоящие акты см. в БД "Международное право" и БД "Таможенное законодательство".

4. Основные реквизиты таможенных органов СНГ.

     Начальник Управления
                                  М.В.Ванин

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ СНГ

     

     

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Таможенный комитет

Адрес: 370073, г.Баку, пр.Иншаатчылар, 2

     Контактные телефоны: (8 8922) 38 80 80
                                   38 74 97
                                   38 00 19

     Факс:                         98 18 36
                                   93 40 67

Председатель Таможенного комитета - Гейдаров Кямаладдин Фаттах оглы

            

Главное Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК АР

Начальник Главного Управления - Самедов Шохлат Шяриф оглы

     Контактные телефоны:          38 63 24
                                   39 67 85
                                   38 71 51

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

Таможенное Управление

Адрес: 375033, г.Ереван, ул.Г.Кочара, 4

Начальник Управления - Абгарян Ерджаник Аветисович

                            телефон: (8 8852) 22 56 36

Заместитель начальника Управления - Мелкумян Григор Патваканович

                            телефон: (8 8852) 22 65 15

Отдел по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и дознания

Начальник отдела - Аветисян Грант Саакович

                            телефоны: (8 8852) 22 65 57
                                      (8 8852) 22 38 91

РЕСПУБЛИКА БЕЛОРУССИЯ

Государственный таможенный комитет

Адрес: 220029, г.Минск, ул.Коммунистическая, 11

Контактный телефон: (8 0172) 33 40 91

     Факс:                         34 68 93
                                   34 03 73

Председатель ГТК - Кречко Петр Васильевич

Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями

Начальник Управления - Морозов Андрей Иванович

     Телефон/факс:                 34 01 13

     Телефон/модем:                33 44 53

РЕСПУБЛИКА ГРУЗИЯ

Таможенный департамент

Адрес: 380103, г.Тбилиси, ул.Ахвледиани, 24

Председатель Таможенного департамента - Мамулашвили Гурам Иосифович

     Контактные телефоны: (8 8832) 96 96 38
                                   96 96 21

     Факс:                         96 96 21

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»