Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 1997 года N 750


О Федеральной целевой программе развития экономики и бюджетного
потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________

     

   

В целях создания условий для укрепления бюджетного потенциала Чувашской Республики на основе структурной перестройки, развития экономической и социальной инфраструктуры, обеспечения взаимной увязки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики Правительство Российской Федерации

постановляет:     

     

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы (далее именуется - Программа), разработанную Кабинетом Министров Чувашской Республики и согласованную с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________     

     2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы.


Определить государственными заказчиками Программы:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - по вопросам аграрной политики;

Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике - по вопросам инженерной инфраструктуры;

Федеральную дорожную службу России - по вопросам строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог.

3. Министерству экономики Российской Федерации ежегодно, начиная с 1998 года, включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

4. Кабинету Министров Чувашской Республики по мере необходимости представлять в Министерство экономики Российской Федерации предложения по решению возникающих в процессе реализации Программы проблем, связанных с конверсией оборонного комплекса Чувашской Республики.


 Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 1997 года N 750

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________    

ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного
потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы

Наименование Программы


-


Федеральная целевая программа развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы

Основание для разработки Программы




-





поручения Президента Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. (Пр-589),
Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. (АЗ-П11-36804),
от 11 января 1996 г. (АЗ-П11-00689)
и от 13 апреля 1996 г. (ВК-П11-12216)

Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор)

-

Министерство экономики Российской Федерации

Заказчики подпрограмм






-






Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (вопросы агропромышленного комплекса)
Министерство транспорта Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (вопросы инженерной инфраструктуры)

Основной разработчик Программы

-

Кабинет Министров Чувашской Республики

Основная цель Программы




-




создание условий для укрепления бюджетного потенциала Чувашской Республики, повышение роли Республики в общероссийском разделении труда,
увеличение ее вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации

Задачи и важнейшие целевые показатели



















-




















формирование нового структурно-экономического облика Республики, реализация преимуществ ее транспортно-географического положения, осуществление программ конверсии и финансового оздоровления промышленных предприятий;
преодоление депрессивных явлений в экономике Республики за счет развития предпринимательской активности, содействия занятости населения и расширения налогооблагаемой базы;
создание современной социальной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение реализации подпрограмм и проектов в аграрной сфере, повышение устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий;
решение национально-культурных проблем в Республике и чувашской диаспоры, проживающей на территориях других субъектов Российской Федерации;
мобилизация финансовых, кредитных и иных видов ресурсов на решение приоритетных задач

Срок реализации

1997-2000 годы

Основные направления Программы













-













развитие промышленности Чувашской Республики до 2000 года;
стабилизация и развитие агропромышленного комплекса в Чувашской Республике на 1997-2000
годы;
строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог;
развитие и реконструкция систем водоснабжения, теплоснабжения и очистных сооружений; социальная защита населения;
содействие занятости населения;
развитие образования;
сохранение и развитие культуры Чувашской Республики на 1997-2000 годы

Исполнители подпрограмм и основных
мероприятий

-


соответствующие предприятия и организации Чувашской Республики, федеральные и республиканские министерства и ведомства

Объемы и источники

(млрд. рублей, в ценах 1996 г.)

финансирования

-

всего
в том числе:

3869,5

                           

федеральный бюджет

394,1

                           


бюджет Чувашской Республики и местные бюджеты

765,9

                           



инвестиции в быстроокупаемые коммерческие проекты, намечаемые к размещению на конкурсной основе

42,8

                                                      

собственные средства предприятий

229,5

                           

иностранные инвестиции

100

                           

другие внебюджетные источники

2,4

                           


Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

520,1

                           





Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и республиканский дорожный фонд

1814,7

Ожидаемые конечные  результаты
Программы




-





преодоление депрессивного характера экономики и формирование нового структурно-экономического облика Республики в соответствии с запросами российского рынка, выравнивание жизненного уровня населения и приведение его к среднероссийским показателям

Система организации контроля за реализацией  Программы




-





контроль осуществляют государственные заказчики:
Министерство экономики Российской Федерации (координатор), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и
Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике

ВВЕДЕНИЕ

Основанием для разработки Федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы (далее именуется - Программа) служат Указ Президента Российской Федерации от 11 сентября 1992 года N 1071 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Чувашской Республики", поручение Президента Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N Пр-589, поручения Правительства Российской Федерации от 7 мая 1995 года N ОС-П11-13663, от 22 июня 1995 года N НЕ-П11-18555, от 5 июля 1995 года N СШ-П11-19716, от 25 ноября 1995 года N АЗ-П11-36804, от 11 января 1996 года N АЗ-П11-00689 и от 13 апреля 1996 года N ВК-П11-12216.

Программа разработана с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 года N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", взаимоувязана с прогнозом и концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года.

Программа базируется на положениях Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, соглашениях между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о разграничении полномочий в области осуществления структурной перестройки экономики, развития хмелеводства, по уничтожению или конверсии объектов по производству химического оружия в акционерном обществе "Химпром" и ликвидации последствий производства химического оружия на территории Чувашской Республики.

Программа нацелена на повышение роли Республики в общероссийском разделении труда, увеличение ее вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации, укрепление республиканского ресурсно-финансового потенциала и в перспективе - снижение финансовой зависимости Республики от федерального бюджета.

Большинство включенных в Программу проектов направлено на решение тех проблем, которые относятся к предметам ведения Российской Федерации или к предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики.

Одной из важнейших особенностей этих проектов является направленность на решение не только комплекса проблем, связанных с обеспечением материальных и духовных потребностей населения Республики, но и на решение задач межрегионального и общероссийского уровней.

Программа разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594. При формировании Программы учтены замечания и предложения заинтересованных федеральных органов государственной власти, научных и проектных организаций.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В ходе структурной перестройки экономики остро встает вопрос о комплексной адаптации регионов к новым условиям социально-экономической среды. В большей мере это относится к тем регионам, где в силу особенностей исторического развития сложились неблагоприятные с точки зрения бюджетных и макроэкономических показателей условия. Данное положение в полной мере относится к Чувашской Республике, низкий экономический и налоговый потенциал которой по сравнению со среднероссийским уровнем требует реализации комплексных мероприятий со стороны органов государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики.

В целях решения задач региональной экономической политики и формирования необходимых условий по выводу Чувашской Республики из экономического кризиса был принят Указ Президента Российской Федерации от 11 сентября 1992 года N 1071 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Чувашской Республики", реализация которого положительно отразилась на состоянии экономики Республики.

Вместе с тем продолжается падение производства, особенно в промышленности, являющейся основным источником формирования доходной части бюджета. Значительная доля конверсионных производств, высокая ресурсоемкость производства, зависимость от внешних поставок сырья и утяжеленная структура производства в условиях перехода к рыночной экономике и структурного кризиса стали причиной более высоких темпов спада производства по сравнению с общероссийскими. Объем промышленного производства в Республике в 1994 году по сравнению с 1993 годом снизился на 40 процентов, в целом по Российской Федерации - на 24 процента, а в 1995 году (по сравнению с 1994 годом) соответственно - 17 процентов и 3 процента и за 9 месяцев 1996 года - 19 процентов и 5 процентов. Растет число предприятий, на которых имеют место длительные остановки производства. В 1995 году ежемесячные остановки работы были на 110 предприятиях (в 1993 году - на 46).

Одной из важнейших проблем Республики, требующих решения методами структурной перестройки, является конверсия производства, и прежде всего техническое перевооружение и реконструкция производственных мощностей с целью производства продукции гражданского назначения и товаров народного потребления.

Используя собственный научно-технический потенциал и передовые технологии, 11 крупных промышленных предприятий и 1 специализированное проектно-конструкторское бюро приступили к осуществлению программ конверсии в условиях минимальной государственной поддержки.

В ходе реализации программ конверсии 8 предприятиям из 12 выделены в 1992-1994 годах льготные кредиты в размере 3,52 млрд.рублей, в том числе в 1992 году - 45,6 процента требуемых средств, в 1993 году - 44,3 процента, в 1994 году - 4,97 процента, в 1995 и 1996 годах средства не выделялись.

В настоящее время финансовое положение конверсионных предприятий остается тяжелым, платежеспособность предприятий ухудшается, производство продукции военно-технического назначения сокращается. Снижение производства обусловило дальнейшее сокращение численности занятых. Одной из причин оттока кадров остается низкий уровень оплаты труда. Сокращение льготного кредитования из федерального бюджета, а также отсутствие собственной прибыли предприятий в результате спада производства, необходимость содержания мобилизационных мощностей не позволяют им финансировать в достаточной мере мероприятия по модернизации, техническому перевооружению и перепрофилированию производства. Однако конверсионные предприятия Республики разработали ряд проектов по освоению выпуска продукции двойного назначения, импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, а также диверсификации производства в 1997-2000 годах. В ходе реализации этих программ дополнительно может быть создано более 5000 рабочих мест.

Очевидно, что задачи, связанные с государственной поддержкой конверсионных предприятий Республики, остаются актуальными и требуют скорейшего решения в соответствии с Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".

Социально-экономическая обстановка в Республике во многом зависит от состояния дел в агропромышленном комплексе. В ходе проведения аграрной реформы создан ряд существенных предпосылок для развития рыночных отношений в этой сфере. Вместе с тем эти преобразования еще не трансформировались в факторы поступательного движения агропромышленного комплекса. Положение в сельском хозяйстве остается сложным. Сужается материальная база агропромышленного производства. Вследствие усиления диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, сокращения инвестиций резко снизились закупки техники, минеральных удобрений. Сохраняется разрыв в уровне заработной платы и доходов городского и сельского населения. Сложное положение сельского хозяйства объясняется также спадом производства, разрывом хозяйственных связей, снижением платежеспособного спроса населения, отсутствием финансово-кредитного механизма, создающего условия для расширенного воспроизводства, малоземельем и относительной перенаселенностью сельской местности.

Серьезную тревогу вызывает ухудшение качества земли из-за снижения в почве гумуса и элементов питания, развитие эрозии. Для решения указанных проблем, увеличения производства экологически чистых продуктов питания, повышения доходности сельскохозяйственного производства намечается разработка ряда республиканских программ.

Важное государственное значение транспортных магистралей Чувашской Республики в условиях рыночной экономики требует решения на федеральном уровне ряда проблем, связанных с поддержанием существующей сети автомобильных дорог на должном техническом уровне, дальнейшим ее развитием за счет своевременного и качественного ремонта и модернизации.

В Республике сложилось напряженное положение с сохранением и функционированием систем жизнеобеспечения городов. Если раньше значительная часть объектов городского коммунального хозяйства содержалась за счет средств предприятий, то процессы приватизации и общеэкономический кризис значительно сократили участие предприятий в содержании и развитии систем жизнеобеспечения городов.

Строящиеся объекты теплоснабжения, водопровода, канализации, инженерной защиты селитебных территорий остались без реальных хозяев и без средств на завершение строительства и эксплуатацию. Резко возросло количество крупных аварий на системах жизнеобеспечения населенных пунктов, некоторые из них из-за перегрузок и ветхости находятся на грани прекращения функционирования. Износ основных средств составил: по водопроводу - 61 процент, канализации - 57 процентов, электроснабжению - 60 процентов, теплоэнергетическому хозяйству - 32 процента. Одной из первоочередных проблем, требующих скорейшего разрешения, является проблема развития и функционирования системы жизнеобеспечения столицы Республики города Чебоксары и других городов Республики, пострадавших в результате строительства Чебоксарской гидроэлектростанции. Удельный вес загрязненных вод в общем объеме сброшенных сточных вод по Чувашской Республике к 1995 году достиг 76,7 процента, что создало большую напряженность в экологической обстановке.

Уровень газификации сельской местности составляет 8 процентов (в среднем по Российской Федерации - более 12 процентов).

Реализация проектов по функционированию и развитию систем жизнеобеспечения городов Республики только за счет средств бюджета Чувашской Республики не представляется возможным, в связи с чем требуются финансирование из федерального бюджета и привлечение внебюджетных источников. Специальной миссией Всемирного банка совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике принято решение об участии Республики в конкурсе на льготное кредитование по проекту "Водоснабжение и канализация". Финансовая поддержка проекта по Чувашской Республике предварительно оценивается в 25,5 млн. долларов США.

Чувашская Республика относится к числу регионов России, где в силу ряда факторов показатели уровня жизни значительно ниже среднероссийских. По уровню заработной платы в течение 1996 года Чувашская Республика занимала 70-75 места среди субъектов Российской Федерации, отставая от среднероссийского показателя на 45-48 процентов. Структурный кризис, сопровождающийся спадом производства, ростом числа убыточных предприятий и увеличением задолженности по выплате заработной платы, оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда, которая характеризуется продолжающимся сокращением численности населения, занятого всеми видами экономической деятельности, и сохранением в значительных размерах неполной занятости, являющейся фактором для увеличения безработицы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»