ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 13 июня 1997 года

            

Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики
на 1997 год


Введение

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики призваны обеспечить выполнение главной функции Центрального банка Российской Федерации, связанной с защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы - российского рубля, что определено Конституцией Российской Федерации (статья 75, п.2) и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (статья 4). Эта задача предполагает разработку мер, направленных на достижение стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Информирование широкой общественности о целях Банка России в области денежно-кредитной политики и путях их достижения является важнейшим политическим условием формирования низких инфляционных ожиданий, оздоровления инвестиционного климата и улучшения социальной обстановки в стране в предстоящем году.

Банк России считает необходимым в 1997 году сохранить основные принципы денежно-кредитной политики, направленные на закрепление достигнутых результатов финансовой стабилизации и дальнейшее снижение инфляции, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, снижения номинальных и реальных процентных ставок в экономике, восстановления уже в 1997 году неинфляционного экономического роста.

В качестве конечных целевых ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год приняты количественные параметры макроэкономического прогноза, разработанного Министерством экономики Российской Федерации, предусматривающего, в частности, снижение уровня инфляции до 11,8% за год и прекращение экономического спада. Реальность достижения таких ориентиров подтверждается складывающимися тенденциями экономического развития России.

В 1996 году Центральный банк Российской Федерации осуществлял свою деятельность на основе Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", других законодательных актов и в соответствии с положениями, определенными Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1996 год и Заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике на 1996 год.

Осуществление Банком России разработанной во взаимодействии с Правительством Российской Федерации денежно-кредитной политики было нацелено на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов, преодоления кризисных явлений в реальном секторе экономики и решения социальных проблем, в том числе замедления темпов роста безработицы.

Развитие и поддержание стабильности платежной системы является необходимой основой для более эффективного денежно-кредитного регулирования. Решение этой задачи осуществляется в ходе реализации разработанной Банком России стратегии развития платежной системы России (см.Приложение).

Начало 1996 года характеризовалось относительно высоким уровнем инфляции, продолжавшимся с осени 1995 года нарастанием спада в производственной сфере, обострением социальных проблем, связанных с выплатами заработной платы и ростом безработицы, а также усилением политической неопределенности.

В сложной экономической и социально-политической обстановке Банк России неуклонно придерживался основных ориентиров денежной и валютной политики, не допуская чрезмерной денежной эмиссии, способствуя укреплению курса рубля по отношению к иностранным валютам. В результате уже в весенние месяцы окончательно укрепилась тенденция снижения инфляции. Темпы роста потребительских цен снизились с 4,1% в январе до 0,3% в сентябре. При сохранении этой тенденции уровень инфляции в 1996 году составит не более 24% против 131% в 1995 году.

Вместе с тем еще не сформировались действенные механизмы разрешения существующих противоречий, не снижаются интенсивность многих негативных процессов и давление накопленных за последние годы проблем. Поэтому некоторые из поставленных целей носят стратегический характер и могут быть реализованы только в среднесрочной перспективе.

В условиях отсутствия позитивных структурных сдвигов в производственной сфере остаются высокими темпы общеэкономического спада. По данным за девять месяцев текущего года, снижение объема произведенного страной валового внутреннего продукта составило 6%. С учетом традиционного для второго полугодия сезонного оживления хозяйственной активности можно ожидать, что в целом за год объем произведенного ВВП составит около 95-96% от уровня 1995 года.

Темпы роста общей численности безработных, составлявшие в январе 17% к соответствующему периоду 1995 года, замедлились в январе-сентябре 1996 года до 12%.

Общеэкономический спад, дефицит новых рабочих мест в совокупности с ростом неплатежей по оплате труда стали основными факторами, препятствующими повышению уровня жизни населения. Однако замедление темпов инфляции способствовало стабилизации реальных доходов населения примерно на уровне прошлого года.

Судя по результатам трех кварталов, задачи, стоящие перед Банком России в 1996 году, будут выполнены. Отличительной чертой года станет первое в послереформенный период снижение инфляции при росте реальной денежной массы и замедлении скорости обращения денег, что обусловлено увеличением спроса на национальную валюту, уменьшением инфляционных ожиданий.

Однако формирование качественных характеристик денежной сферы испытывает сильное влияние со стороны ситуации, складывающейся в осуществлении бюджетной политики. Высокая стоимость обслуживания государственного долга определяет завышенный уровень процентных ставок в экономике, что препятствует началу процесса перетока денежно-кредитных ресурсов из финансового сектора в реальный. В этой связи важным условием достижения цели макроэкономической стабилизации являются меры по нормализации положения в бюджетной сфере, снижению дефицита бюджета.

I. Цели и результаты денежно-кредитной
политики в 1996 году


Экономическая динамика и структурные
сдвиги в 1996 году

В рамках реализации единой государственной экономической политики одним из важнейших направлений деятельности Банка России является формирование условий для повышения эффективности использования финансовых ресурсов, усиления роли финансового посредничества в процессе трансформации сбережений в инвестиции. При этом установление контроля над инфляцией и валютным курсом для предотвращения их непредсказуемой динамики было определено в качестве важнейшей из конечных целей.

Как предусматривалось основными ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики на 1996 год, результатом макроэкономической стабилизации должно было стать прекращение спада ВВП на основе роста инвестиционной активности. Ключевая роль в реализации этой задачи отводилась мерам правительственной политики стимулирования инвестиций.

Однако из-за продолжающегося сокращения совокупного спроса и отсутствия необходимых сдвигов в его структуре ожидаемое снижение реального ВВП в 1996 году по сравнению с 1995 годом может составить 4-5%.

В целом структура совокупного спроса меняется в направлении повышения в ней доли потребления. Это связано прежде всего с ростом потребительских расходов населения и увеличением расходов на конечное потребление государственных учреждений.

По прогнозным оценкам, расходы домашних хозяйств на конечное потребление в реальном выражении в 1996 году снизятся примерно на 1%, однако к концу года доля расходов сектора домашних хозяйств на покупку потребительских товаров и оплату услуг в структуре конечного использования ВВП возрастет до 49% против 48% в 1995 году.

Доля расходов на конечное потребление государственных учреждений, обслуживающих коллективные потребности, увеличится соответственно до 10% против 9%. Удельный вес расходов некоммерческих организаций и госучреждений, обслуживающих домашние хозяйства, сохранится на уровне 1995 года.

В целом доля конечного потребления в общем объеме ВВП составит около 72%.

В отличие от динамики расходов на конечное потребление темпы снижения реальных объемов валового накопления ожидаются в более значительном масштабе - от 8% до 12% к уровню 1995 года, в основном из-за снижения инвестиционной активности в производственной сфере. Так, если в 1994 году инвестиции в основной капитал составляли 18% от ВВП, в 1995 году - 16%, то в 1996 году они могут составить 15%.

Основными причинами снижения инвестиционной активности являются продолжающийся спад производства, ухудшение финансового состояния предприятий, снижение получаемой ими прибыли, остающиеся предпочтения в получении доходов на финансовых рынках, слабость законодательства и медленный темп институциональных реформ. Одной из причин инвестиционного спада является сокращение инвестиционных расходов бюджета. За девять месяцев 1996 года удельный вес бюджетного финансирования во всех источниках финансирования капитальных вложений сократился на 4,7 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это происходило в условиях, когда компенсирующий рост финансирования инвестиций из внебюджетных источников (собственные и привлеченные средства предприятий и организаций, средства индивидуальных застройщиков) не представлялся возможным.

Недостаточный инвестиционный спрос обусловит снижение в структуре ВВП доли накопления основного капитала до 19% против 21% в 1995 году.

Оценка динамики запасов материальных оборотных средств свидетельствует о возможности некоторого их сокращения к концу 1996 года при сохранении их доли в ВВП на уровне прошлого года. При этом следует отметить, что доля запасов в структуре оборотных средств предприятий нефинансового сектора составит около 30% и в дальнейшем будет иметь тенденцию к сокращению за счет роста удельного веса других форм нематериальных активов.

Учитывая динамику основных компонентов внешнеторгового оборота (экспорта и импорта), к концу 1996 года можно ожидать сохранения положительного сальдо торгового баланса страны. При этом роль чистого экспорта в формировании конечного спроса, по прогнозам, останется неизменной.

На процесс формирования совокупного спроса определяющее влияние оказывают изменения, происходящие в сфере образования и распределения доходов всех экономических агентов.

В структуре распределения ВВП снижается доля валовой прибыли. Сохранение спросовых ограничений в 1996 году ухудшило условия продвижения товаров на рынках (как внутренних, так и внешних) и в целом привело к значительному снижению доходности большинства видов производственной деятельности. Это проявилось в сокращении размеров получаемой предприятиями прибыли, усилении оттока свободных финансовых ресурсов в более доходные и менее рискованные операции на рынке государственных ценных бумаг.

С другой стороны, в структуре распределения созданного в стране ВВП увеличивается удельный вес фонда оплаты труда наемных работников.

Следует отметить усиление влияния на внутренний совокупный спрос чистых факторных доходов и текущих трансфертов, которые воздействуют на величину валового располагаемого национального дохода. По оценкам, в 1996 году, так же как и в 1995 году, факторные доходы, выплаченные остальному миру, превысят полученные от него. Объем чистых текущих трансфертов уменьшится по отношению к уровню 1995 года.

В условиях растущего конечного потребления произошло уменьшение непотребляемой части валового национального располагаемого дохода, которая представляет собой валовые национальные сбережения.

В 1996 году по сравнению с 1995 годом происходят существенные изменения в структуре их распределения по секторам экономики. В общей структуре валовых национальных сбережений удельный вес домашних хозяйств остается достаточно высоким. По предварительным оценкам, доля сбережений домашних хозяйств возрастет в 1996 году до 59% против 46% в 1995 году.

Наряду с ростом удельного веса сбережений домашних хозяйств значительно сокращается (примерно на 6 процентных пунктов) удельный вес сбережений сектора нефинансовых предприятий. Уменьшение сбережений в этом секторе экономики происходит под воздействием их сложного финансового состояния, результатом которого является сокращение прибыли в основных отраслях народного хозяйства.

В секторе государственного управления в текущем году, так же как в прошлом, сбережения остаются отрицательными. Это проявляется в форме бюджетного дефицита. Причем в 1996 году ситуация с превышением расходов над доходами ухудшается. Если в 1995 году сбережения этого сектора оценивались приблизительно в минус 10% общих валовых национальных сбережений, то в текущем году эта величина может составить минус 14%.

В 1996 году Россия по-прежнему выступает в роли нетто-кредитора по отношению к остальному миру. В основе этого лежит значительный объем чистого экспорта, который отражается на счете текущих операций платежного баланса. Однако снижение актива текущего баланса в 1996 году по сравнению с прошлым годом приводит к сокращению величины чистого кредитования остального мира.

В 1996 году нефинансовые предприятия, сектор государственного управления и остальной мир по-прежнему являются чистыми дебиторами. Роль основного нетто-кредитора принадлежит сектору домашних хозяйств.

Продолжающийся спад производства, низкая его эффективность вызывают ухудшение финансового состояния предприятий, что является одной из причин уменьшения денежных средств этого сектора.

Привлеченные банковской системой и остальным миром средства в меньшей степени, чем в предшествующие периоды, используются для выдачи ссуд. Банковские ссуды нефинансовым предприятиям продолжают сокращаться в реальном выражении. Объемы банковского кредитования домашних хозяйств остаются традиционно малыми. В этих условиях основным получателем внутренних и внешних займов является бюджетный сектор.

Выдача ссуд утрачивает значение источника пополнения счетов предприятий. Следствием снижения банковского кредитования предприятий стал прирост их чистой кредиторской задолженности другим секторам экономики.

На снижение банковского кредитования экономики наряду с высокими рисками невозврата ссуд повлиял высокий уровень процентных ставок, который определялся доходностями на финансовых рынках.

Домашние хозяйства

Формирование доходов населения в январе-сентябре 1996 года происходило в условиях замедления темпов инфляции, увеличения задолженности по оплате труда, роста скрытой безработицы, изменения структуры занятости населения в сторону повышения занятости в отраслях непроизводственной сферы, от государственного к частному сектору хозяйства.

Основные тенденции в сфере доходов населения определялись сохранением реальных доходов населения на уровне 1995 года и усилением их дифференциации, ростом реальной заработной платы, увеличением доли оплаты труда в денежных доходах населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

При сохранении наметившихся в январе-сентябре тенденций до конца года реальные доходы населения в 1996 году могут сохраниться на уровне предыдущего года.

В текущем году по-прежнему наблюдалась тенденция дифференциации доходов населения. На этот процесс значительное влияние оказывают различия в уровне оплаты труда в регионах России, отраслевые диспропорции заработной платы. Задержки по выплате заработной платы, прежде всего в индустриальных регионах страны, вызывают рост социальной напряженности.

Условия формирования доходов населения оказали влияние на их использование. В структуре использования денежных доходов за девять месяцев 1996 года по сравнению с соответствующим периодом 1995 года доля сбережений сократилась с 23,6 до 22,9%, при этом доля расходов на потребление несколько увеличилась.

В торговле и сфере платных услуг обеспечена стабильность в удовлетворении платежеспособного спроса населения.

В структуре розничного товарооборота за январь-сентябрь удельный вес продовольственных товаров остался на уровне соответствующего периода 1995 года и составил 48%. В общем объеме розничного товарооборота по-прежнему преобладают непродовольственные товары. Доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов составила 53% (в январе-сентябре 1995 года - 54%).

Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения в целом за девять месяцев 1996 года составил 24% против 17% в соответствующем периоде 1995 года. Увеличение удельного веса платных услуг связано с более высокими темпами роста цен на них по сравнению с ценами на товары. Вместе с тем количество предоставляемых услуг сокращается. Более половины всего объема оказываемых платных услуг составляют коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, жилищного хозяйства, связи.

На рынке бытовых услуг растет спрос на услуги по ремонту и строительству жилья, по ремонту автотранспортных средств, основными потребителями которых являются высокодоходные группы населения. В 1996 году наблюдается тенденция роста активности населения в инвестиционной сфере. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса средств индивидуальных застройщиков в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Меняется структура сбережений населения. Так, в январе-сентябре 1996 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля сбережений во вкладах и ценных бумагах несколько сократилась - с 20,8 до 20,3%, а доля сбережений в иностранной валюте возросла с 61,6 до 74,7%.

Таким образом, в структуре сбережений населения в 1996 году по-прежнему преобладает покупка валюты.

Государственные финансы

Эффективность единой стабилизационной политики, направленной на подавление инфляции и улучшение инвестиционного климата, в значительной мере зависит от согласованности мероприятий денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

В этом отношении основной составляющей программы финансовой стабилизации является снижение уровня дефицита бюджета.

Консолидированный бюджет по итогам девяти месяцев 1996 года исполнен с дефицитом в 4,7% ВВП, около 79% которого составил дефицит федерального бюджета (3,7% ВВП). Уровни дефицита консолидированного и федерального бюджета, определенные по международной методологии, составили соответственно 7,7% ВВП и 7,3% ВВП.

Нарастание напряженности в бюджетной сфере было обусловлено недопоступлением налогов, сборов и платежей по сравнению с запланированными объемами.

Если за 1995 год налоговые доходы федерального бюджета занимали в общей сумме его доходов 75,5%, а в ВВП - 10,7%, то за январь-сентябрь 1996 года - соответственно 75,9 и 8,4%. Недоимка по платежам в федеральный бюджет, включая отсроченные платежи, составила за январь-сентябрь 72,0 трлн.рублей.

При этом основными причинами недоимок являются отсутствие средств на расчетных счетах налогоплательщиков, отвлечение средств в дебиторскую задолженность, осуществление расчетов между поставщиками и покупателями путем бартерных сделок, использование выручки от реализации продукции на нужды предприятий, рост числа убыточных предприятий.

В целях осуществления контроля за своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджеты органами федерального казначейства и налоговой службы России совместно с учреждениями Банка России на постоянной основе организованы ежемесячные проверки кредитных организаций по вопросам своевременности исполнения поручений налогоплательщика на перечисление платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Банком России разработана примерная программа проведения проверок в расчетно-кассовых центрах Банка России и коммерческих банках с просьбой оказывать содействие органам федерального казначейства, налоговым, финансовым органам и отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации в проведении проверок перечисления и зачисления налогов и других обязательных платежей на счета по учету доходов бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов.

В целях своевременного и полного зачисления средств на счета по учету доходов федерального бюджета, а также бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов Банк России установил правила, в соответствии с которыми кредитные организации и их филиалы, имеющие корреспондентские и субкорреспондентские счета в учреждениях Банка России, начиная с 15 мая 1996 года производят переводы по налоговым и другим обязательным платежам клиентов и собственным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды только через вышеуказанные корреспондентские счета в учреждениях Банка России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»