КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 1995 года N 13-1


КОНЦЕПЦИЯ
развития документальной электросвязи


ВВЕДЕНИЕ

До начала 90-х годов телеграфная связь являлась практически единственным видом документальной электросвязи, который был доступен широкому кругу потребителей в нашей стране. В настоящее время в телеграфии имеют место кризисные явления, которые проявляются в постоянном снижении спроса на телеграфные услуги, начавшемся в 1992 году.

Так в 1994 году исходящий платный телеграфный обмен составил 102 млн. телеграмм (48 процентов от 1991 года), количество абонентов сети АТ-50 составило 50,5 тыс. (75 процентов от 1991 года). До 1994 году количество абонентов сети Телекс увеличивалось, однако темпы роста с каждым годом снижались, и уже в 1994 году число абонентов снизилось до 7,2 тыс. (на 6 процентов меньше, чем в 1993 году).

Основная причина кризиса, кроме экономической ситуации в стране, заключается в отставании возможностей телеграфной связи от уровня современных требований к услугам документальной электросвязи. Это обстоятельство усугубляется наличием на телеграфных сетях морально устаревшего и исчерпавшего срок службы оборудования, а также серьезной конкуренцией со стороны интенсивно развивающихся в нашей стране современных и более привлекательных для потребителей таких видов документальной связи, как передача данных, электронная почта, факсимильная связь.

Снижение спроса на услуги телеграфной связи и рост потребностей на современные услуги документальной электросвязи является общемировой тенденцией, которая будет иметь место в нашей стране и в дальнейшем. Тем не менее потребность в услугах телеграфной связи в нашей стране, хотя и в меньших размерах, сохранится в обозримом будущем. Можно ожидать, что к 2000 году исходящий телеграфный обмен составит порядка 50 млн. телеграмм в год, а количество абонентов сети АТ/Телекс будет составлять порядка 30000. Кроме того, и в дальнейшем должна быть обеспечена возможность передачи высших категорий и внекатегорийных телеграмм.

Постоянное снижение спроса на услуги телеграфной связи является общемировой тенденцией и будет иметь место в нашей стране и в дальнейшем. Тем не менее потребность в них в нашей стране, хотя и в меньших размерах, сохранится еще длительное время. Предприятиями электросвязи и в дальнейшем должна быть обеспечена возможность передачи высших категорий и внекатегорийных телеграмм.

Пользующиеся возрастающим спросом виды документальной электросвязи по существу являются естественным продолжением и развитием телеграфной связи на основе использования современных технологий микроэлектроники и вычислительной техники, эффективных методов коммутации и передачи, позволивших значительно расширить номенклатуру и повысить качественные показатели предоставляемых услуг. Однако технические характеристики телеграфных средств (коммутационное оборудование телеграфной сети общего пользования и сетей абонентского телеграфирования, телеграфные каналы, телеграфные аппараты) в принципе не рассчитаны на организацию новых услуг документальной электросвязи. Таким образом любые мероприятия, ограниченные только вопросами телеграфной связи и не предусматривающие расширение номенклатуры предлагаемых услуг, неэффективны, так как не могут устранить основную причину кризиса существенное падение спроса на телеграфные услуги. В то же время предприятия электросвязи, являющиеся операторами телеграфной связи, имеют значительные потенциальные возможности по развитию служб документальной электросвязи и существенные преимущества перед другими предприятиями-операторами, действующими в этой области, в том числе:

- деятельность во всех регионах, что позволяет быстро развернуть и обеспечить функционирование новых служб по всей территории страны;

- разветвленная сеть отделений связи и действующая система доставки, представляющие собой готовую базу для развития новых клиентских служб;

- развитая инфраструктура обеспечения функционирования сетевых средств (технологические помещения, каналы связи, квалифицированный персонал) позволяет практически без серьезных затрат организовать размещение и эксплуатацию технических средств новых служб;

- около 60000 абонентов сетей АТ и Телекс образуют значительный и уже находящийся в сфере обслуживания предприятий электросвязи рынок для предложения новых услуг;

- большинство предприятий одновременно являются операторами зоновых и местных телефонных сетей, что позволяет эффективно решать вопросы доступа абонентов к услугам новых служб.

Таким образом решение проблемы кризиса телеграфной связи и обеспечение функционирования телеграфных служб должно рассматриваться в более широком плане, а именно как составная часть общего процесса развития документальной электросвязи всеми предприятиями, являющимися в настоящее время операторами телеграфной связи.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Главными направлениями технического развития документальной электросвязи, включая телеграфную связь, являются:

- поддержание функционирования существующих телеграфных сетей и служб на уровне, необходимом для удовлетворения спроса на телеграфные услуги;

- создание и развитие новых общероссийских служб документальной электросвязи, обеспечивающих существенное расширение номенклатуры и объемов предоставляемых услуг и распространение этих услуг по всей территории страны, аналогично существующим телеграфным службам;

- интеграция услуг документальной электросвязи.

Основным организационным принципом является сохранение единства предприятий электросвязи, в том числе сохранение и развитие принципов совместной и скоординированной деятельности в области документальной электросвязи, обеспечение функционального и технологического единства каждой из служб, как традиционных телеграфных, так и новых.

2. ПОДДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ
ТЕЛЕГРАФНЫХ СЕТЕЙ

2.1. Основными целями поддержания функционирования существующих телеграфных сетей и служб являются сохранение традиционных телеграфных служб, спрос на услуги которых хотя и будет уменьшаться, но сохранится в обозримом будущем. В этом направлении должны решаться следующие основные задачи:

- оптимизация структуры сети транзитных центров коммутации сообщений;

- объединение сетей абонентского телеграфирования АТ-50 и Телекс;

- использование сетей передачи данных в качестве транспортной среды в телеграфных сетях;

- частичная модернизация и замена коммутационного оборудования телеграфных сетей.

2.2. Оптимизация структуры сети транзитных центров коммутации сообщений.

В результате существенного уменьшения телеграфного обмена значительная часть производительности транзитных центров коммутации сообщений телеграфной сети общего пользования становится неиспользуемой, что влечет возрастание удельных затрат на транзит каждой телеграммы. Для сокращения этих затрат необходимо по мере снижения телеграфного трафика пересматривать структуру сети центров коммутации сообщений в целях ее оптимизации путем уменьшения количества центров и сокращения общего числа каналов между ними. При этом очередность исключения транзитных центров из сети должна определяться с учетом степени износа оборудования существующих транзитных центров и возможности сохранения обходных направлений, в том числе за счет использования на магистральных направлениях сетей передачи данных.

2.3. Объединение сетей абонентского телеграфирования АТ-50 и Телекс.

Процесс объединения сетей АТ-50 и Телекс уже осуществляется и должен быть завершен в 1996 году. Объединение этих сетей позволит организовать, как и в других странах, одну сеть и для внутренней, и для международной абонентской телеграфной связи. Объединение сетей АТ-50 и Телекс позволит за счет использования уже существующих сетевых и абонентских средств сети АТ-50 без существенных затрат развить службу Телекс, наиболее рентабельную из основных телеграфных служб.

2.4. Использование сетей передачи данных.

Использование сетей передачи данных с коммутацией пакетов в качестве транспортной среды позволит, в первую очередь на магистральных направлениях, получить определенную экономию за счет снижения потребностей в арендуемых каналах, а также позволит в перспективе осуществлять телеграфный обмен без транзитных ЦКС. Кроме того, переход на транспортную среду в виде сети передачи данных позволяет обеспечить сопряжение телеграфных служб с новыми службами документальной электросвязи, для которых передача данных с пакетной коммутацией также является базовой транспортной системой.

Обязательным условием использования сетей передачи данных в качестве транспортной среды является сохранение телеграфных служб, в том числе сохранение условий предоставления телеграфных услуг и требований со стороны служб к телеграфному терминальному оборудованию. Для перевода телеграфной нагрузки на сети передачи данных необходимо модернизировать существующие ЦКС (не запланированные для исключения из сети), дооборудовать их соответствующими устройствами сопряжения по стыку Х.25 (шлюзами, телеграфными сборщиками-разборщиками пакетов).

2.5. Частичная модернизация и замена коммутационного оборудования телеграфных сетей.

Часть коммутационного оборудования существующих телеграфных сетей еще не исчерпала своего срока службы и может выполнять свои функции в течение ряда лет. В связи с этим замена оборудования на более современное, обеспечивающее аналогичные функции, но не расширяющее потребительские возможности служб, не будет носить глобальный характер и целесообразна только в обоснованных случаях. Решения по замене оборудования должны быть в каждом конкретном случае увязаны с планами оптимизации структуры телеграфных сетей. В качестве оборудования для замены может использоваться ряд новых коммутационных средств, сертифицированных для применения на телеграфных сетях России.

Замена изношенного и устаревшего оборудования позволит решить задачу поддержания функциональной готовности сетей и одновременно даст некоторое сокращение эксплуатационных затрат за счет экономии электроэнергии, высвобождения площадей и уменьшения количества эксплуатационного персонала.

Более перспективным является обновление парка коммутационного оборудования, обеспечивающее не только замену технических средств на аналогичные по функциям, но позволяющее реализовать новые возможности, в частности возможность сопряжения с сетями передачи данных.

3. РАЗВИТИЕ НОВЫХ СЛУЖБ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

3.1. Общие принципы

В технологическом плане расширение номенклатуры предоставляемых услуг должно осуществляться в первую очередь за счет современных и пользующихся всевозрастающим спросом услуг телематических служб: факсимильная связь, электронная почта, доступ к информационным ресурсам, а также услуг такой телематической службы, как передача голосовых сообщений (голосовая почта).

По принципам предоставления услуг организация новых служб должна осуществляться по двум традиционным для телеграфной подотрасли направлениям: клиентские службы - аналогично телеграфной службе "Телеграмма" и абонентские службы аналогично телеграфным службам абонентского телеграфирования.

Новые клиентские службы должны обеспечивать преемственность по отношению к службе "Телеграмма" в части обеспечения передачи сообщений различных категорий срочности и приоритетов, в том числе внекатегорийных и правительственных сообщений.

3.2. Службы факсимильной связи

3.2.1. В последние годы массовое применение и спрос среди широких кругов потребителей имеет передача сообщений факсимильными методами. Факсимильная связь очень удобная для потребителей, поскольку позволяет передавать сообщения, подготовленные традиционными методами (печать, рисунок, рукопись и т.п.), и получать практически точную их графическую копию.

3.2.2. Клиентская служба "Бюрофакс" по принципам предоставления услуг потребителям очень близка к службе "Телеграмма". Она предназначается в первую очередь для предоставления услуг факсимильной связи потребителям, не имеющим собственных факсимильных средств. Служба "Бюрофакс" обеспечивает передачу, прием и доставку сообщений с помощью факсимильного терминального оборудования, располагаемого в так называемых "бюро общего пользования". Базой для создания предприятиями телеграфной подотрасли службы "Бюрофакс" является существующая служба доставки телеграмм и разветвленная сеть отделений связи, в которых предоставляются телеграфные услуги и которые могут быть использованы для развертывания факсимильных "бюро общего пользования".

Служба "Бюрофакс" будет предоставлять для потребителей следующие услуги:

- подачу документа для отправки через операционное окно передающего отделения связи;

- подачу документа с факсимильной установки отправителя;

- доставку факсимильного сообщения адресату (получателю) доставщиком:

- доставку факсимильного сообщения средствами электросвязи на факсимильную установку получателя;

- доставку факсимильного сообщения средствами почты;

- выдачу факсимильного сообщения получателю без предварительного уведомления (до востребования);

- выдачу факсимильного сообщения получателю по предварительному уведомлению, переданному средствами почты или электросвязи (по телефону на абонентскую установку АТ/Телекс);

- различные категории срочности передачи и доставки сообщений.

Способ доставки сообщения получателю определяется отправителем.

3.2.3. Быстрый рост в стране числа абонентских факсимильных устройств и заинтересованность их владельцев в надежной, быстрой, качественной и относительно недорогой факсимильной связи, что зачастую не может быть обеспечено на телефонной сети общего пользования, особенно при междугородной связи, создают предпосылки для высокого спроса на услуги абонентской факсимильной службы, позволяющей исключить многие недостатки телефонной сети.

В этих условиях весьма привлекательной для многих абонентов станет служба "Комфакс", абонентская факсимильная служба с промежуточным хранением, обеспечивающая абонентам широкий набор дополнительных сервисных услуг, в том числе:

- передачу сообщений в заранее назначенное время;

- многоадресную и циркулярную передачу;

- автоматический сброс сообщений на терминал получателя;

- получение сообщений в заранее определенный интервал времени;

- организацию абонентских факсимильных почтовых ящиков;

- уведомление о приеме для обработки и о доставке сообщения адресату;

- повторную передачу.

Наличие в службе "Комфакс" промежуточных накопителей открывает дополнительно возможность передачи факсимильных сообщений без обязательного одновременного присутствия на связи оборудования отправителя и получателя сообщения. Это обстоятельство является важным фактором привлечения потребителей и имеет особое значение для организации общероссийской службы, охватывающей абонентов различных часовых поясов.

3.3. Служба электронной почты

Служба электронной почты представляет собой абонентскую службу, предназначенную для обмена корреспонденцией между ПЭВМ абонентов с использованием средств электросвязи. Служба находит применение для ведения электронной переписки между предприятиями, учреждениями, организациями, а также между частными лицами. С учетом интенсивного распространения ПЭВМ этот вид услуг имеет и в дальнейшем будет иметь не меньшее распространение, чем абонентская факсимильная связь.

Служба электронной почты осуществляет передачу сообщений с промежуточным хранением и обеспечивает широкий набор услуг, в том числе:

- подготовку, редактирование и обработку документов;

- возможность автоматизации делопроизводства, связанного с отправляемой и получаемой корреспонденцией;

- передачу и прием как текстовых, так и графических документов;

- многоадресную и циркулярную передачу;

- организацию абонентских электронных почтовых ящиков;

- уведомление о приеме для обработки и о доставке сообщения адресату.

3.4. Служба доступа к информационным ресурсам

Значительный потребительский интерес может иметь услуга, с помощью которой абонентам предоставляется возможность доступа к различным базам данных. Используя собственные ПЭВМ, абоненты смогут оперативно знакомиться с новостями, коммерческой, справочной информацией, в том числе с необходимой для пользования службами документальной электросвязи. Кроме того, служба должна обеспечивать абонентам возможность распространения своей информации среди других абонентов (всех или заданной группы) посредством услуги "доска объявлений". Служба доступа к информационным ресурсам может базироваться на технических средствах и транспортной системе службы электронной почты. Служба обеспечивается не только средствами электросвязи, но также информационными системами. В связи с этим ее создание должно осуществляться предприятиями подотрасли совместно с различными предприятиями-поставщиками информации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»