ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕСС-РЕЛИЗ

от 20 марта 1997 года

В связи с рядом высказываний Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Д.В.Васильева на пресс-конференции 5 марта 1997 года Банк России официально разъясняет свою позицию по вопросам современного состояния российского рынка ценных бумаг.

1. Банк России всегда относился с глубоким уважением к существующему законодательству, считая, что только неукоснительное следование закону может создать надежный фундамент экономической системы в обществе. Принятие в апреле 1996 года Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ознаменовало достижение согласия между различными сторонами, принимающими участие в регулировании множества отношений, возникающих в ходе функционирования рынка ценных бумаг. Банк России считал и считает, что данный закон достаточно четко определяет все базовые конструкции системы регулирования и контроля рынка ценных бумаг, закладывает надежную основу для развития одного из ключевых элементов инфраструктуры российской экономики. Однако любому объективному наблюдателю сегодня очевидно, что российский рынок ценных бумаг, его инфраструктура (за исключением рынка ГКО-ОФЗ) все еще находятся в зачаточном состоянии и за год, прошедший после принятия Федерального закона "О рынке ценных бумаг", никаких видимых изменений не произошло. В этой связи Банк России считает, что ФКЦБ в нынешнем составе либо не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на нее законом обязанности, либо делает все возможное, чтобы затормозить развитие российского финансового рынка и российской экономики в целом.

2. Банк России считает, что ФКЦБ имитирует бурную деятельность, громко отчитываясь о минимальных или несуществующих достижениях, провозглашая высокие цели и заявляя о своей якобы "принципиальной позиции", пропагандируя сомнительные проекты типа "бездокументарных векселей". Реальные успехи ФКЦБ в деле развития рынка ценных бумаг более чем скромные. Рынок корпоративных ценных бумаг далеко отстает в своем развитии от рынка государственных ценных бумаг, несмотря на то, что они начинали создаваться в одно и то же время. Из-за отсутствия цивилизованных торговых площадок, где должен применяться принцип "поставка против платежа", которые должны сотрудничать с расчетными организациями, фактически рынок корпоративных бумаг существует в "виртуальной реальности". Основными участниками рынка являются нерезиденты, выпуск обращающихся за границей депозитарных расписок превращается в основную форму привлечения портфельных инвестиций вместо расширения прямого участия иностранных инвесторов в российском фондовом рынке. Расчеты на рынке корпоративных ценных бумаг даже между российскими участниками осуществляются большей частью в "оффшорных" зонах, права владельцев акций слабо защищены от произвола эмитентов и их регистраторов, с которым ФКЦБ безуспешно "борется" уже три года. Все это не позволяет назвать этот рынок организованным и цивилизованным.

3. Банк России с сожалением констатирует, что ФКЦБ всячески противодействует попыткам Банка России оказать поддержку в деле создания инфраструктуры общероссийского рынка ценных бумаг, отвергает "с порога" все предложения Банка России в этой сфере.

В ноябре 1996 года Банк России откликнулся на предложение ФКЦБ приступить к созданию центрального российского депозитария. Был подготовлен и представлен в ФКЦБ общий план по созданию опорной депозитарной сети и в конечном итоге - центрального российского депозитария. Банк России в качестве своего взноса в этот важный для России проект предложил наработки в области документооборота и бухгалтерского учета, мощную компьютерную систему, сильный кадровый потенциал, свое доброе имя и безупречную репутацию на рынке ценных бумаг. Банк России предлагал указанные ресурсы "в пакете" при условии "серьезного участия" в управлении создаваемой структурой. ФКЦБ без обсуждения отвергла эти предложения. Тем не менее Банк России по-прежнему намерен реализовать указанный проект, первым шагом на пути которого было создание в начале 1997 года совместно с ММВБ Национального депозитарного центра.

4. ФКЦБ последовательно проводит политику разделения российского фондового рынка на несвязанные секторы - отдельно для государственных и отдельно - для негосударственных ценных бумаг. При этом ФКЦБ прилагает все усилия для ограничения участия кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

Такой подход ФКЦБ закреплен в ряде ее документов: Временном положении о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, Временном положении о депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации и порядке ее лицензирования, Временном положении о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, письме Д.В.Васильева от 26 декабря 1996 года в Правительство России, а также в тексте "генеральной лицензии", выписанной в адрес Банка России.

Банк России считает, что предлагаемое и фактически насаждаемое ФКЦБ дробление единого рынка ценных бумаг на различные сегменты с разным кругом участников, разными правилами функционирования и лицензирования мешает созданию в России единого финансового пространства, началу реального инвестиционного процесса, переливу капиталов с рынка государственных ценных бумаг на рынок ценных бумаг, выпускаемых субъектами хозяйственной деятельности, существенно повышает издержки всех участников рынка, а следовательно, снижает эффективность его функционирования.

5. Банк России считает, что "Временное положение о депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации и порядке ее лицензирования", принятое ФКЦБ, не соответствует Гражданскому кодексу России и Федеральному закону "О рынке ценных бумаг". Само базовое определение депозитарной деятельности, содержащееся в указанном документе, не имеет ничего общего с тем определением, которое установлено законом. Таким образом, ФКЦБ пытается ввести в хозяйственную практику и отрегулировать совершенно иные правоотношения, чем те, которые возникают в связи с осуществлением депозитарной деятельности, определенной федеральным законом. Банк России изложил свои подробные замечания к указанному временному положению в специальном письме в ФКЦБ, однако до настоящего времени не получил никакого содержательного отклика от ФКЦБ.

6. ФКЦБ заявляет, что "не может согласиться с бухгалтерской основой защиты прав клиентов", якобы предлагаемой Банком России. Такое изложение позиции Банка России совершенно не соответствует действительности и показывает лишь непонимание со стороны ФКЦБ как основ депозитарной деятельности, так и основ бухгалтерского учета. Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и нормативными документами Банка России предусматривается заключение депозитарных договоров между депонентами и депозитариями, а также между депозитариями, устанавливающими между собой корреспондентские отношения. Эти договоры надежно охраняют права владельцев ценных бумаг - в отличие от отношений между инвесторами и регистраторами, которые в соответствии с идеологией ФКЦБ не скрепляются никакими договорными связями и, следовательно, должным образом не защищены.

Правила достоверного бухгалтерского учета и отчетности, на введении которых Банк России концентрирует особое внимание, призваны обеспечить надежность и эффективность учета прав собственности владельцев ценных бумаг в депозитариях. Эти правила полностью соответствуют международной практике, основаны на стандартах ISO и SWIFT, внедрены на рынке ГКО-ОФЗ. Объем вложений в рынок ГКО-ОФЗ, который превышает на сегодня 270 трлн. рублей, отсутствие каких-либо конфликтов, связанных с подтверждением прав собственности, свидетельствуют о полном понимании инвесторами принципов депозитарного учета государственных бумаг и доверии к ним. Суммарные вложения иностранных инвесторов в этот рынок превысили 8 млрд. долларов и свидетельствуют о признании надлежащей защиты прав собственности на российские государственные ценные бумаги. На фоне этого вызывают глубокое недоумение слова Д.В.Васильева о том, что "иностранный инвестор деньги в такой депозитарий, который работает по системе бухучета, не понесет", сказанные им на своей пресс-конференции.

Банк России считает, что подобные высказывания Председателя ФКЦБ осознанно или неосознанно направлены на подрыв доверия иностранных инвесторов к российскому рынку государственных ценных бумаг, на дестабилизацию федерального бюджета и российского финансового рынка.

7. 19 ноября 1996 года в полном соответствии с Положением ФКЦБ "О генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг" и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" Банк России обратился в ФКЦБ с заявлением на получение права лицензировать кредитные организации по следующим видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерской, дилерской, депозитарной, клиринговой деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами.

В соответствии с указанным положением ФКЦБ была должна либо удовлетворить заявление Банка России, либо в определенный срок дать мотивированный отказ. Однако ФКЦБ не сделала ни первого, ни второго. Вместо этого в нарушение своего собственного положения ФКЦБ выписала "Генеральную лицензию" N 06213 от 27 декабря 1996 года, которая содержала разрешение на лицензирование кредитных организаций по следующим видам деятельности: "дилерская деятельность по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, брокерская деятельность по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, депозитарная деятельность по операциям с государственными ценными бумагами (включая расчетно-клиринговую деятельность)".

В этой "генеральной лицензии" по сравнению с заявкой Банка России оказались "пропущены" клиринговая деятельность и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. Остальные виды деятельности оказались ограничены по видам ценных бумаг, а кроме того, предоставлено право на лицензирование не установленной законом и не запрошенной Банком России "расчетно-клиринговой деятельности". Более того, данная "генеральная лицензия" подписана "Исполнительным директором исполнительной дирекции, заместителем председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации", то есть не существующим чиновником несуществующей организации, что делает указанную лицензию юридически бессмысленной.

14 января 1997 года на совещании у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.О.Потанина с участием представителей ФКЦБ, Минфина и Банка России было принято решение оставить эту лицензию в ФКЦБ для ее перередактирования после окончательного решения следующих принципиальных вопросов, касающихся будущего российского рынка ценных бумаг: насколько целесообразно деление единого фондового рынка на два сектора по видам ценных бумаг, насколько целесообразно запрещать кредитным организациям осуществлять профессиональную деятельность с ценными бумагами, какой государственный орган будет нести обязанности по лицензированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг? Одновременно было достигнуто согласие, что ни Банк России, ни ФКЦБ не будут давать свои комментарии по поводу данного "документа". Однако руководитель ФКЦБ в очередной раз показал, что он полный "хозяин" своего слова и в любой удобный момент готов взять его назад.

8. На этом же совещании было признано необходимым в оперативном порядке до 26 января 1997 года по согласованию с Банком России принять документы ФКЦБ, позволяющие нормально функционировать рынку ценных бумаг в целом и рынку ГКО-ОФЗ в частности, позволяющие кредитным организациям продолжать свою деятельность на этом рынке. В течение последних недель Д.В. Васильев неоднократно заявлял о том, что решения, решающие указанную проблему, якобы приняты. Однако никаких документов ФКЦБ России до настоящего момента не было опубликовано, а их проекты, направленные в Банк России, вызвали категорическое неприятие со стороны Банка России и Минфина России.

В связи с изложенным Банк России считает, что руководство ФКЦБ намеренно проводит политику, направленную на сдерживание развития российского фондового рынка, ориентированную на вытеснение с него тех участников, которые могли бы обеспечить для него необходимую надежность, ликвидность и стабильность, наносящую прямой вред интересам российской экономики.

Банк России считает неприемлемой и не подлежащей комментариям вызывающую и разнузданную манеру, с которой Председатель ФКЦБ Д.В.Васильев позволяет себе выражаться о Банке России и его руководителях. Такое поведение недостойно ответственного государственного чиновника и характеризует Д.В.Васильева не только как не вполне компетентного в вопросах рынка ценных бумаг специалиста, но и как человека, личное общение с которым максимально затруднено его собственными манерами.

Пресс-центр Банка России располагает следующими документами, подтверждающими позицию Банка России:

1) письмо Банка России в ФКЦБ от 19 ноября 1996 N 01-34/940 с заявлением Банка России на получение у ФКЦБ Генеральной лицензии на лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг кредитных организаций;

2) письмо ФКЦБ в Банк России от 10 января 1997 года N ДВ-131 с ответом на заявление Банка России по поводу Генеральной лицензии с приложением копии этой Генеральной лицензии;

3) письмо Банка России в ФКЦБ от 2 декабря 1996 года N 34-05/2167 с приложением подробной критики временного положения ФКЦБ о депозитарной деятельности;

4) письмо Банка России в ФКЦБ от 12 ноября 1996 года N 01-04/919 с предложениями Банка России по созданию центрального депозитария;

5) письмо Банка России в Правительство РФ от 23 декабря 1996 года N 01/1051 с критикой политики ФКЦБ по введению ограничений на кредитные организации и валютные биржи;

6) письмо ФКЦБ в Правительство РФ от 26 декабря 1996 года N ДВ-7836 с обоснованием необходимости устранения кредитных организаций с рынка ценных бумаг;

7) письмо Банка России в Правительство РФ от 10 января 1997 года N О3А-1 с критикой вышеуказанного письма ФКЦБ от 26 декабря 1996 года N ДВ-7836;

8) протокол совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.О. Потанина от 14 января 1997 года N ВП-П13-1пр.

Эти документы могут быть предоставлены средствам массовой информации по их запросам.

Пресс-центр Банка России



Текст документа сверен по:
"Вестник Банка России",
N 17, 20 марта 1997 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»