МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 1996 года N 158
Об утверждении заключения экспертной комиссии
по проекту федерального закона "Об обращении с
радиоактивными отходами"
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (ст.18)
Приказываю:
утвердить заключение экспертной комиссии, образованной во исполнение приказа Минприроды России от 11.04.96 N 146, по проекту федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами".
Министр В.И.Данилов-Данильян
Приложение к приказу
Министерства Охраны
Окружающей среды
от 18.04.96 N 158
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Утверждено
приказом Министра
от 18.04.96 N 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии по проекту Федерального Закона
"Об обращении с радиоактивными отходами"
г.Москва 12 апреля 1996 г.
Экспертная комиссия, утвержденная приказом Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11.04.96 г. N 146, в составе председателя - Г.М.Аветисова (доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздравмедпрома России), ответственного секретаря - А.И.Рыжова (главный специалист Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России), членов комиссии - А.С.Белицкого (доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научного центра Российской Федерации "Институт биофизики"), А.И.Рыбальченко (кандидат геолого-минералогических наук, начальник лаборатории Всероссийского научно-исследовательского и проектно-изыскательского института промышленной технологии Минатома России), И.Ю.Бортник (кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук), рассмотрела проект Федерального Закона "Об обращении с радиоактивными отходами", разработанный Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1995 г.
На Экспертизу поступил проект Федерального Закона "Об обращении с радиоактивными отходами" (редакция от 08.02.96 г.), регламентирующий:
1. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами (РАО).
2. Разграничение полномочий и ответственности в области использования атомной энергии и в области обращения с РАО.
3. Создание федерального органа по обращению с РАО.
4. Предотвращение в течение всего времени хранения и захоронения РАО загрязнения окружающей природной среды, недопущение облучения населения.
5. Запрещение удаления в естественные и искусственные водные системы РАО в любом виде, в том числе загрязненных радиоактивными веществами установок, оборудования, материалов.
6. Запрещение захоронения высокоактивных отходов в жидком виде, в том числе в глубоких геологических формациях.
7. Требования безопасности при проектировании строительстве хранилищ РАО, выборе технологии обращения с РАО.
8. Требования к захоронению высокоактивных отходов в глубоких геологических формациях при обязательном переводе их в твердую, взрыво-, пожаро-, ядерно-безопасную, труднорастворимую форму с использованием естественных и искусственных барьеров, предотвращающих поступление радиоактивных веществ в окружающую природную среду.
9. Ориентацию атомной промышленности на переработку собственных РАО, накопленных в процессе предшествующей деятельности объектов атомной энергетики и промышленности путем регламентации Федеральной программой и международными соглашениями количества отработанного ядерного топлива, направляемого на радиохимическую переработку.
10. Предоставление общественным объединениям и гражданам Российской Федерации права участвовать в решении вопросов, связанных с обращением с РАО.
11. Порядок финансирования деятельности по обращению с РАО.
12. Обеспечение гражданам Российской Федерации гарантий социальной защиты и компенсации в случае нанесения ущерба их здоровью и имуществу при деятельности по обращению с РАО и в случаях радиационных аварий.
Отмечая положительные стороны законопроекта комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее:
1. В законопроекте имеется несоответствие, терминологическое и в ряде случаев смысловое, отдельных его положений действующим законам - "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе" и др.
2. В законопроекте следует четко определить, что радиоактивные отходы могут образовываться не только в атомной промышленности, энергетике и в горно-рудной промышленности, но и в цветной металлургии, угольной промышленности, в местах добычи нефти, при производстве минеральных удобрений, снятия с вооружения ядерного оружия, в коммунальном хозяйстве, в медицине и других отраслях народного хозяйства, где возможно концентрирование естественных и искусственных радионуклидов.
3. В законопроекте следует:
- более четко отразить функциональные обязанности специализированной организации, прежде всего в части ведения кадастра (регистра) радиоактивных отходов, а также указать ее подчиненность и подотчетность;
- уточнить взаимоотношения этой специализированной организации с федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
- более четко регламентировать разграничение полномочий между органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области обращения с радиоактивными отходами, и органами местного самоуправления;
- уточнить условия захоронения радиоактивных отходов, содержащих трансурановые и другие долгоживущие радионуклиды;
- уточнить условия хранения и сроки переработки отработавших тепловыделяющих элементов.
4. Из законопроекта неясно распределение функциональных обязанностей между надзорными органами различных инстанций.
5. Целесообразно, в связи с выходом большого количества Законов и иных нормативно правовых актов Российской Федерации, в Главу XII "Заключительные положения" ввести статью регламентирующую разработку комментариев к будущему Федеральному Закону "Об обращении с радиоактивными отходами".
Кроме того, по представленному тексту проекта Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами" имеются постатейные замечания:
1. В статье 7 "Полномочия субъектов Российской Федерации" (лист.9, третий абзац снизу) и в статье 8 "Полномочия органов местного самоуправления" (лист.10, четвертый абзац снизу) записано, соответственно: "... и проведение мероприятий по защите ..." - в одном случае, а в другом - "осуществление совместно с ... мероприятий по защите ...". Целесообразно использовать одно из выделенных слов.
2. В статьях 10 и 16 использовать один из терминов кадастр или регистр.
3. Статью 11 главы 3 дополнить текстом, предусматривающим регулирующую деятельность Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами.
4. В п.3 статьи 32 главы V предусмотреть мероприятия по предотвращению возможных аварийных ситуаций при обращении с радиоактивными отходами и ликвидации их последствий.
5. Глава VI, статья 44, п.4. Текст целесообразно изложить в следующей редакции: "Высокоактивные радиоактивные отходы, за исключением отработавшего ядерного топлива, не подлежащего дальнейшему использованию, захораниваются в подземных хранилищах после перевода отходов в твердую, труднорастворимую, во взрыво-, в пожаро-, ядернобезопасную невоспламеняющуюся форму. Количество трансурановых радионуклидов в захораниваемых отходах и иные требования к формам захораниваемых радиоактивных отходов регламентируются федеральными нормами и правилами в области обращения с радиоактивными отходами.
6. Глава VII. В ст.51 п.2.1) - закончить словами "На всех этапах обращения с радиоактивными отходами", исключив остальные слова.
Далее продолжить: "... дозовые нагрузки на население от хранилищ при их нормативной проектной эксплуатации за пределами санитарно-защитной зоны не должны превышать уровни естественного фона для данной местности".
ВЫВОД
По результатам рассмотрения проекта Федерального Закона "Об обращении с радиоактивными отходами", принятым Государственной Думой и одобренным Федеральным собранием Российской Федерации в ноябре 1995 года, экспертная комиссия отмечает своевременность его разработки. Принятие и обнародование Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами" в новой редакции позволит в полной мере реализовать практические мероприятия в области обращения с радиоактивными отходами, направленными на предотвращение вредного воздействия радиоактивных отходов на человека и окружающую природную среду.
Председатель экспертной комиссии Аветисов Г.М.
Ответственный секретарь комиссии Рыжов А.И.
Члены комиссии: Белицкий А.С.
Рыбальченко А.И.
Бортник И.Ю.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка