Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 декабря 1996 года N 01-15/23306


О некоторых вопросах исчисления сумм штрафов
и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных
средств, а также оценки изъятых товаров, транспортных
средств и иных предметов

____________________________________________________________________
Не действует с 1 июля 2002 года на основании  
приказа ГТК России от 17 июля 2002 года N 758
____________________________________________________________________


1

Анализ правоприменительной практики таможенных органов, рассмотрение постановлений таможенных органов в связи с жалобами привлеченных к ответственности лиц, протестами прокуроров, а также в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при производстве по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении свидетельствует о нарушении в ряде случаев требований Таможенного кодекса Российской Федерации в части исчисления при наложении взысканий сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств, а также оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов.

В связи с изложенным разъясняю, что в каждом случае должна производиться обязательная оценка товаров, транспортных средств и иных предметов.

При этом необходимо исходить из следующего.

а) Частью 2 ст.243 и ст.245 ТК РФ предусматривается, что при наложении взысканий в виде:

- штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств,

- взыскания стоимости товаров и транспортных средств

под стоимостью этих предметов понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

Данное требование закона нарушается при наложении вышеназванных взысканий в случаях, когда имеет место оценка товаров таможенными органами на основании указанной в таможенной декларации фактурной стоимости.

Наиболее часто это требование закона не соблюдается при применении мер взыскания по ст.271 ТК РФ, когда с момента таможенного оформления товаров с указанием в ГТД их фактурной стоимости и совершением (обнаружением) правонарушения прошел определенный период времени и стоимость товаров могла измениться под влиянием таких предусмотренных ст.68 ТК РФ факторов, как естественный износ, убыль при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Определение стоимости товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения таможенных правил в таких случаях должно производиться, как правило, на основании заключения экспертов.

Проведение экспертизы допускается и при отсутствии реальной возможности предъявления товаров эксперту для их оценки. Определение экспертом стоимости товаров в случае их отсутствия производится по документам на основании анализа условий контракта, нормативов по амортизации и естественной убыли и т.п.

Применение при исчислении вышеназванного штрафа и взыскания стоимости данных о фактурной стоимости товара допустимо лишь в ситуациях, связанных, например, с выдачей товаров перевозчиком без разрешения таможенного органа (ч.1 ст.254 ТК РФ), когда с момента совершения правонарушения и до его обнаружения прошел период времени, не дающий основания предполагать о существенном изменении за данный временной промежуток стоимостных характеристик товара.

В противном случае стоимостные характеристики товара на день обнаружения с учетом объективных факторов (к примеру, процесса инфляции) могут существенно отличаться от данных о фактурной стоимости товара.

б) Проведение оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов регламентируется ст.339 ТК РФ.

При этом представляется, что, исходя из контекста статьи, под свободными (рыночными) ценами следует понимать таковыми цены внутреннего российского рынка.

                                 

2

Дополнительно к изложенному выше обращаем внимание на следующие аспекты, связанные с применением мер взыскания за нарушения таможенных правил.

а) Обстоятельством, предполагающим безусловную отмену постановления по делу о нарушении таможенных правил, является неправильное определение непосредственного объекта нарушения таможенных правил, влекущее за собой применение не предусмотренной статьей санкции.

Так, привлекая к ответственности по ст.273 ТК РФ российских экспортеров товаров за несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров, некоторыми таможенными органами применяется взыскание в виде штрафа, исчисляемого от суммы непоступившей валютной выручки.

Между тем, как это разъяснялось в письме ГТК России от 24 ноября 1995 года N 01-13/16645 "О применении ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил", "непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются товары и транспортные средства, помещенные под таможенный режим экспорта с условием исполнения экспортером требования этого режима об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от их экспорта в установленные сроки".

б) При вынесении постановлений по делам о нарушении таможенных правил начисление сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств следует указывать в валюте Российской Федерации.

Прямое указание на данный счет в Таможенном кодексе не содержится.

Однако это следует из раздела I "Порядка бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации" (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 1996 года N 801).

Настоящее письмо направляется для руководства и исполнения.

Заместитель
 Председателя ГТК России
 В.А.Максимцев




Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»