Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

     от 5 марта 1994 года N ВГ-6-14/72


Об отдельных вопросах применения мер ответственности
за нарушения налогового законодательства

(с изменениями на 11 июля 1995 года)

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
 установлены главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации,
 главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных
 правонарушениях

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ГНС России от 11 июля 1995 года N ВГ-6-01/378.

____________________________________________________________________



В целях оказания методической и консультационной помощи налоговым органам в применении законодательства Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

Указанные Разъяснения, основанные на законодательных и иных нормативных актах, действовавших по состоянию на 1 октября 1993 года (кроме абзацев 2 и 3 пункта 1 и пункта 33), не являются ведомственным нормативным актом, а носят методологический характер.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
 В.В.Гусев

     

Приложение
к письму Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 5 марта 1994 года N ВГ-6-14/72

РАЗЪЯСНЕНИЯ
по отдельным вопросам, связанным с применением
мер ответственности за нарушения налогового
законодательства

Настоящие Разъяснения разработаны с учетом запросов, поступивших от налоговых органов и заданных на семинарах-совещаниях.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1. Дано ли право руководителям налоговых органов отменять или снижать размер взысканных санкций за нарушения налогового законодательства?

Руководителям налоговых органов не предоставлено право отменять или снижать размер штрафных санкций, примененных в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно пункту 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней" органам Государственной налоговой службы Российской Федерации предоставлено право отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты штрафов установлен приказом Госналогслужбы России от 10.02.94 N ВГ-3-14/10.

2. Применяются ли финансовые санкции по результатам проведения вышестоящим налоговым органом комплексных проверок городских (районных) инспекций за нарушения налогового законодательства, не выявленные ими ранее?

В случаях, когда вышестоящей налоговой инспекцией при проведении комплексной проверки работы городской (районной) госналогинспекции и налогоплательщиков, проверенных ранее данной налоговой инспекцией за тот же ревизуемый период, устанавливаются нарушения налогового законодательства, которые не были выявлены ранее, санкции к налогоплательщику применяются в том же порядке, что и по результатам проверок (районной) городской налоговой инспекцией.

При этом право принимать решение в рамках действующего законодательства по результатам проверки в отношении как налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство, так и в отношении должностных лиц налоговой инспекции, не принявших мер по своевременному выявлению нарушений, предоставлено руководителю вышестоящей налоговой инспекции.

3. В каком порядке и какие санкции могут быть применены к предприятию по результатам камеральной проверки его отчетов?

По результатам проведения камеральных проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков в случае установления фактов нарушения налогового законодательства налоговые органы имеют право применять штрафные санкции, предусмотренные ст.13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также частью пятой ст.9, частями третьей и пятой ст.21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

Проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков, проводимые в налоговых органах, осуществляются по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями. По результатам таких проверок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (например, 10-процентная санкция за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени за несвоевременное перечисление налогов). По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решения на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов.

Другие санкции, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно статье 19 Положения "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 1991 года N 340, применяются руководителями налоговых органов по актам проверок предприятий, учреждений и организаций.

4. Могут ли быть применены финансовые санкции к предприятию, если у него по лицевому счету имеется переплата по налогу?

Наличие переплаты по лицевому счету плательщика, нарушившего налоговое законодательство, не является основанием для неприменения к нему предусмотренных законом финансовых санкций.

5. При документальных проверках предприятий в 1993 году установлены нарушения по налогу на прибыль за 1992 год. В каком порядке применяются санкции - по законодательству., действовавшему на момент проверки, или на момент нарушения?

Штрафные санкции за сокрытие (занижение) дохода (прибыли) следует применять по закону, действовавшему во время совершения правонарушения.

6. Какие штрафные санкции могут применяться к предприятиям и их должностным лицам, нарушившим порядок удержания или перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц?

При установлении фактов нарушения порядка перечисления подоходного налога в бюджет, установленного ст.9 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", к нарушителям применяются меры ответственности, предусмотренные частью пятой этой статьи.

В соответствии со статьей 21 указанного Закона с предприятий, учреждений и организаций, своевременно не удержавших, удержавших не полностью или не перечисливших в бюджет суммы налогов, в бесспорном порядке взыскиваются указанные суммы, а также штраф в размере 10 процентов этих сумм. Кроме того, за несвоевременное перечисление налога с предприятий взыскивается пеня в размере 0,3 процента за каждый день просрочки.

Согласно статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" руководители предприятия за неправильное удержание подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

7. Имеет ли право предприятие, не согласное с решением госналогинспекции и действиями ее должностных лиц, обратиться непосредственно с иском в арбитражный суд, не обжаловав предварительно решения и действия этих лиц в вышестоящий налоговый орган?

Предприятие по своему выбору может:

В соответствии со статьей 14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" обжаловать решение госналогинспекции в порядке подчиненности в вышестоящие налоговые органы;

либо в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (в редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 N 3119-1) и статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявить иск в арбитражный суд о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке по решению налоговой инспекции.

8. Налагаются ли по результатам документальной проверки штрафные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", если причиной нарушения налогового законодательства послужила небрежность, неопытность или счетная ошибка работника?

Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства не ставится в зависимость от того, имелся ли в действиях соответствующих работников организации-налогоплательщика умысел или нарушение допущено вследствие их небрежности, недостаточной квалификации и т.п.

9. Можно ли применять санкции, установленные налоговым законодательством, к организациям, являющимся сборщиками налогов?

Предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками налогов. Сборщики налогов не могут быть привлечены к ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям, перечисленным в статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако сборщики налогов несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет конкретных видов налогов в случаях, предусмотренных соответствующими налоговыми законами.

В частности, статьей 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что предприятия, учреждения и организации, виновные в несвоевременном или неполном удержании суммы налогов с физических лиц или в неперечислении их в бюджет, несут ответственность в соответствии с указанной статьей.

10. Каким образом налоговые органы должны привлекать к ответственности предприятия за осуществление торговли без временного патента или торговли винно-водочными изделиями и пивом без лицензии?

Вы соответствии с подпунктом "е" пункта 1 и пунктом 4 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", размер сбора за право торговли и сбора за право торговли винно-водочными изделиями и пивом определяется районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти. Исполняя решения об ответственности предпринимателя за осуществление торговли без временного патента или торговли винно-водочными изделиями и пивом без лицензии, налоговые органы должны руководствоваться статьей 49 ГК РСФСР на основании материалов, представленных местными органами контроля за торговлей, образованными в соответствии с пунктом 6 статьи 62 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

11. Пункт не действует - письмо ГНС России от 11  июля 1995 года N ВГ-6-01/378. - См. предыдущую редакцию.

____________________________________________________________________

При решении вопроса о правопреемственности государственных предприятий, преобразованных в акционерные  общества, следует руководствоваться пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с  одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской  Федерации от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений, государственных предприятий в акционерные общества" - письмо ГНС России от 11 июля 1995 года N ВГ-6-01/378.     

____________________________________________________________________     

СОКРЫТИЕ ИЛИ ЗАНИЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

12. По результатам документальной проверки, проведенной на предприятии впервые, выявлено занижение прибыли за 1992 год и 1 квартал 1993 года. Можно ли занижение прибыли за 1 квартал 1993 г. считать повторным нарушением и применять соответствующие санкции?

Нарушение (сокрытие или занижение прибыли) считается повторным, если налогоплательщик в течение года с момента применения санкции вновь допустил аналогичное нарушение. В данном примере по первому случаю (за 1992 г.) санкции ранее применены не были, следовательно, нарушение в 1 квартале 1993 г. не считается повторным.

13. По отчету за год, представленному предприятием в налоговую инспекцию, показан убыток 1000 тыс.руб. Документальной проверкой установлено неправильное отнесение затрат на себестоимость в сумме 1900 тыс. руб.; соответственно прибыль за отчетный год должна составить 900 тыс.руб. В каком размере взыскивается санкция за занижение прибыли?

В виде санкции взыскивается сумма заниженной прибыли 900 тыс.руб. и штраф в этом же размере.

14. Можно ли считать неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль как сокрытие (занижение) прибыли и применять финансовые санкции?

Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль не рассматривается как сокрытие (занижение) прибыли, в связи с этим финансовые санкции за неправильное исчисление льгот не применяются. В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога (письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331 и N 04-01-09).

В случае, когда налогоплательщик освобожден от уплаты определенного вида налога на конкретный срок, а затем он утратил право на такую льготу в проверяемом периоде и не уплачивает налог с момента утраты льготы, к нему применяются предусмотренные законом санкции в общеустановленном порядке (за период с момента прекращения льготы).

15. Предприятие вследствие допущенных ошибок в расчете завысило сумму налога на имущество и соответственно занизило прибыль. Взыскиваются ли в данной ситуации штрафные санкции за занижение прибыли?

Санкции за занижение прибыли в этом случае не применяются, а сумму завышения начисленного налога на имущество необходимо отнести на увеличение прибыли путем внесения исправительных записей в учете и отчетности.

16. Если по отчету предприятия показан убыток 200 тыс.руб., а по результатам документальной проверки подлежат уменьшению затраты на 200 тыс.руб., как исчисляется размер санкции за занижение прибыли?

Финансовый результат в данном случае равен нулю, в связи с этим санкции за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) с налогоплательщика не взыскиваются.

17. В результате проверки предприятия обнаружено занижение балансовой прибыли, в связи с этим к нему были применены в соответствии с действующим законодательством финансовые санкции.

Должно ли предприятие одновременно перечислять в бюджет сумму налога с заниженной балансовой прибыли?

В связи с установлением факта занижения балансовой прибыли с налогоплательщика взыскивается сумма заниженной прибыли и штраф в размере той же суммы.

На сумму занижения балансовой прибыли в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 35 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 10.03.92 N 10, должны быть внесены изменения в бухгалтерский учет и отчетность.

При этом изменения, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после утверждения отчетности), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

18. С 01.01.93 в состав налогооблагаемой прибыли не входит превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. Применяются ли финансовые санкции в случае искажения этого превышения?

Превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной с 01.01.93 стало самостоятельным объектом налогообложения и в случае его занижения с 1993 года наступает ответственность налогоплательщика как за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, т.е. взыскивается сумма налога и штраф в той же сумме.

19. Какие санкции могут быть применены к налогоплательщику, получившему выручку в результате прямого обмена или реализации товаров по цене ниже себестоимости, но не обсчитавшему выручку для целей налогообложения исходя из рыночных цен аналогичной продукции?

При установлении фактов занижения выручки для целей налогообложения в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости взыскивается сумма налога и штраф в размере той же суммы.

20. За нарушение порядка зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке предприятие было подвергнуто штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте. Указанная выручка не была отражена в бухгалтерском учете. Может ли налоговая инспекция в этом случае одновременно применить к налогоплательщику также санкции за занижение прибыли?

Взыскание с предприятия штрафа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части выручки и взимания экспортных пошлин" за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации не освобождает его от санкций, предусмотренных налоговым законодательством за занижение прибыли.

21. При проведении документальной проверки многопрофильного предприятия, уплачивающего в бюджет налог на прибыль по различным ставкам (32 % и 45 %), установлено занижение прибыли по одному виду деятельности и завышение суммы прибыли по другому виду. Учитываются ли при наложении санкции за занижение прибыли результаты деятельности в целом по предприятию?

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»