Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

ПРИКАЗ

от 15 ноября 1991 года N 186

О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению РСФСР

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 года N 893
____________________________________________________________________

В последние годы в Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья женщин, выражающиеся прежде всего в показателях материнской заболеваемости и смертности. В 1990 году по выборочным данным гинекологическая заболеваемость составила 300 - 350%, на высоком уровне сохраняется онкогинекологическая заболеваемость - 43,2 на 100 тыс. женского населения, заболеваемость женщин с временной утратой трудоспособности увеличилась в днях на 18% (по сравнению с 1986 годом). Не снижается материнская смертность - 55,72 на 100 тыс. живорожденных.

Ухудшение в республике социально-экономической обстановки, состояния окружающей среды негативно сказывается на демографической ситуации. Сократилась доля женщин фертильного возраста. Число родившихся в 1990 году по сравнению с 1986 годом уменьшилось на 0,5 млн. человек, или на 20%. В 53 административных территориях уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.

На фоне снижения рождаемости, ухудшения репродуктивного здоровья женщин остается высоким в РСФСР показатель распространенности абортов на 1000 женщин фертильного возраста 108,6 (1986 год - 118,6). Значительное влияние на формирование нарушений репродуктивного здоровья женщин оказывает неудовлетворительное решение социальных проблем, связанных с охраной труда женщин.

В целях улучшения медицинской помощи гинекологическим больным в республике осуществлялись мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы и оснащения лечебно-профилактических учреждений, расширение сети консультаций "Брак и семья", гинекологических стационаров. Проводилась работа по укомплектованию учреждений врачами и повышению их квалификации.

Внедряются перспективные организационные формы, такие как дневные стационары, элементы хозрасчета в гинекологической практике, платные услуги; современные методы диагностики и лечения гинекологических заболеваний: ультразвуковое сканирование, гистерои лапароскопия, крио-хирургия, лазеротерапия, микрохирургические методы лечения, искусственная инсеминация, вакуум-аспирация и др.

Вместе с тем, уровень организации и качество гинекологической помощи не отвечают возросшим потребностям населения, социальной значимости проблемы охраны репродуктивного здоровья женщин в республике.

Обусловлено это тем, что существующая структура гинекологической помощи в современных условиях не обеспечивает эффективного лечебно-диагностического процесса и системы реабилитационных мероприятий.

Переход к новым экономическим отношениям в здравоохранении диктует необходимость развития амбулаторных видов помощи женщинам, которая значительно отстает. Врачи акушеры - гинекологи не работают целенаправленно с контингентами женского населения по выявлению и предупреждению нарушений в здоровье женщин, слабо занимаются вопросами социальной профилактики. Снижается уровень и объем профилактической работы женских консультаций; серьезные упущения отмечаются в диспансеризации гинекологических больных. Несмотря на внедрение отдельных элементов восстановительного лечения, не обеспечивается комплексная реабилитационная терапия. Одним из факторов, сдерживающих развитие специализированной гинекологической помощи больным, является слабая материально - техническая база большинства женских консультаций и отсутствие условий для полноценного лабораторно-диагностического обследования. Недостаточно используются в этом направлении специализированные центры общей лечебной сети, консультативно - диагностические центры.

Не удовлетворяет население работа консультаций "Брак и семья" (на 01.01.91 в РСФСР насчитывалось 90 консультаций). Структура их чрезвычайно разнообразна и не всегда оправдывает себя, в них не получило развитие основное направление - работа по планированию семьи, предупреждению нежелательной беременности. Не произошло существенных сдвигов в использовании контрацептивных средств. Охват женщин фертильного возраста внутриматочной контрацепцией составляет лишь 17,2% (1986 год - 3,8%). В отдельных территориях он еще ниже: Московская обл. - 5,7%, г.Москва - 6,6%, г. Санкт-Петербург - 8%, Калужская обл. - 9,6%, Ярославская - 9,3%, Воронежская и Ростовская области - 9,9%. Неудовлетворительные показатели абортов на 1000 женщин фертильного возраста отмечаются в Башкортостане, Марийской, Удмуртской ССР, Иркутской, Кемеровской, Костромской, Орловской областях, Красноярском крае (128 - 138,0)

Недостаточно используются для обеспечения и лечения гинекологических больных дневные стационары, развернутые на базе женских консультаций. Не продумана их организация с учетом условий и возможностей учреждения.

Значительное место в системе оказания медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста занимает охрана здоровья девочек и девушек. При анализе заболеваемости девушек, выявленной при профилактических осмотрах, обращает внимание рост с 4,1 в 1986 году до 7,0 на 1000 осмотренных в 1990 году нарушений менструального цикла. По данным выборочных исследований распространенность гинекологических заболеваний у девочек в возрасте от 0 до 18 лет составляет 100 - 120%. Вместе с тем до настоящего времени в республике нет единых принципов организации гинекологической помощи детям и подросткам.

В совершенстве и упорядочении нуждается стационарная помощь больным. Организация стационарной помощи гинекологическим больным не соответствует характеру гинекологической патологии, нарушений репродуктивного периода женщин. Имеет место нерациональное использование гинекологических стационаров, в т.ч. областных, краевых, республиканских больниц. Анализ деятельности стационаров показывает, что 25% коечного фонда занято по аборты (г. г. Рязань, Свердловск, Хабаровск, Вологда, Курск и т.д.); в отдельных территориях не отработаны вопросы оказания экстренной и плановой специализированной помощи. При значительном удельном весе гнойно-септической инфекции в гинекологической патологии не везде созданы условия для обследования и лечения этих больных, палаты интенсивной терапии не подкреплены соответствующими штатами и оснащением. Медленно развивается стационарная специализированная помощь гинекологическим больным, в т.ч. детям и подросткам. Так, например, существующая система организации специализированной помощи женщинам с бесплодием позволяет оказать квалифицированное лечение не более чем 5 - 10% больных, а обследование пациентов затягивается на 2 - 3 года. Наблюдается тенденция к расширенной госпитализации больных, которые могли бы получать медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Обращает внимание неудовлетворительная материально-техническая база большинства гинекологических стационаров, особенно в областных, краевых, республиканских центрах (переуплотненность, дефицит коек) г.г.Барнаул, Нижний Новгород, Саратов, Новосибирск, Хабаровск, Томск, Чита и др. В связи со слабо развитой сетью специализированных онкогинекологических коек в онкодиспансерах (вдвое меньше потребности) больные этого профиля составляют до 50 - 60% в структуре умерших в гинекологических отделениях.

Проверки на местах выявили недостатки в трактовке нозологических форм гинекологических заболеваний, что приводит к ошибкам в диагностике, снижает качество и эффективность помощи, способствует неправильному формированию клинико-статистических групп, затрудняет оценку сроков и стоимости различных видов лечения.

Гинекологическая служба испытывает значительные трудности в обеспечении необходимым диагностическим оборудованием и аппаратурой (эндоскопическая, криохирургическая и т.д.), медицинским инструментарием для микрохирургических вмешательств. Так, отсутствие надлежащей аппаратуры и лекарственных препаратов сдерживает внедрение метода экстракорпорального оплодотворения в регионах.

В оздоровлении и реабилитации гинекологических больных не используются в необходимом объеме методы восстановительной терапии и санаторно-курортного лечения. Нет системы и этапности в проведении реабилитационных мероприятий гинекологическим больным с различной патологией. В здравницах профсоюзов РСФСР в настоящее время развернуто 7,4 тыс. коек для лечения гинекологических больных, однако и они используются по профилю только на 62,5%. В отдельных регионах этот показатель еще ниже - в Бурятской ССР - 39,4%, Тюменской обл. - 48,3%, Сахалинской обл. - 54,8% и др. Несмотря на разрешение предоставления путевок трудящимся через учреждения здравоохранения (женские консультации), эта возможность используется на местах неудовлетворительно.

Экспертиза случаев смерти женщин в связи с внематочной беременностью и абортом, удельный вес которых составил в структуре материнской смертности в республике 5,1% и 30,2%, выявила серьезные дефекты в оказании медицинской помощи больным, связанные с недостаточной квалификацией врачей (поздняя доставка, несвоевременность проведения реанимационных мероприятий, неполный объем интенсивной терапии и др.). Вместе с тем система подготовки и обучения акушеров - гинекологов и средних медицинских работников требует серьезной коррекции: необходим пересмотр программ и тематики циклов последипломного обучения, организация циклов тематического усовершенствования по многим специализированным направлениям гинекологии, краткосрочных курсов по освоению новых медицинских технологий в диагностике и лечении гинекологических заболеваний (хирургическая лапароскопия и стерилизация, гистероскопия, восстановительная микрохирургия и т.д.).

В тематике научно-исследовательских работ НИИ и медицинских институтов слабо отражены организационные аспекты проблемы профилактики нарушений репродуктивного здоровья женщин, детской и подростковой гинекологии, планирования семьи.

В целях совершенствования гинекологической помощи населению РСФСР, укрепления и сохранения репродуктивного здоровья женщин:

приказываю:

1. Министрам здравоохранения республик, входящих в состав РСФСР, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам главных управлений и управлений здравоохранения, ректорам медицинских институтов, директорам профильных НИИ с учетом перехода к рыночным отношениям, бюджетно-страховой медицине, социальной значимости проблемы охраны репродуктивного здоровья женщин:

1.1. На основе углубленного анализа гинекологической заболеваемости женщин до 01.04.92 составить характеристику состояния репродуктивного здоровья женского населения территории; с учетом экологических, социальных факторов определить стратегические направления в деятельности служб здравоохранения по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья женщин, совершенствованию системы оказания медицинской помощи женщинам с гинекологической патологией.

1.2. С учетом конкретных условий региона принять меры по расширению объемов внебольничной помощи гинекологическим больным. При организации дневных стационаров учитывать лечебно-диагностические возможности лечебного учреждения, наличие условий для проведения реабилитационных мероприятий; в республиканских, областных, краевых центрах осуществлять профилизацию дневных стационаров. Обеспечить их деятельность в соответствии с приложением 10 к настоящему Приказу. Использовать рекомендуемый перечень заболеваний, подлежащих обследованию и лечению в амбулаторных условиях (приложение 4).

1.3. Ввести ежеквартальную информацию женскими консультациями руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий о состоянии здоровья женщин и его связи с условиями труда.

Организовать в женских консультациях кабинеты социальной помощи.

1.4. Учитывая сложную социально-экономическую и демографическую ситуацию, сконцентрировать усилия всех лечебно-профилактических учреждений, а также общественных организаций на проблеме абортов в регионе, профилактике смертности от них.

1.5. Организовать ежеквартальный оперативный контроль за динамикой абортов и использованием контрацептивных средств в разрезе каждого района, города, области для принятия медико-организационных мер по предупреждению непланируемой беременности.

1.6. В течение 1992 года создать на базе консультаций "Брак и семья" областные (республиканские, краевые, городские) Центры планирования семьи и репродукции, организовать их работу в соответствии с положением (приложение 1).

1.7. Обеспечить гинекологическую помощь девочкам и подросткам в соответствии с методическими указаниями по развитию этой службы (приложения 7, 8, 9).

1.8. При оказании платных услуг населению не допускать снижения объемов и качества медицинской помощи населению, оказываемой за счет бюджетных ассигнований.

1.9. Обеспечить этапность в оказании специализированной медицинской помощи гинекологическим больным с учетом рекомендуемых стандартов медицинской помощи при наиболее распространенных формах заболеваний и материально-технических и кадровых ресурсов, типа и уровня лечебного учреждения.

1.10. Организовать работу акушерско-гинекологических учреждений в соответствии с международной классификацией болезней IX пересмотра.

1.11. С целью повышения эффективности лечебно-диагностического процесса и рационального использования коечного фонда пересмотреть структуру гинекологических стационаров в соответствии со структурой и распространенностью заболеваемости женщин, обратив внимание на контингенты репродуктивного возраста и подростков. Обеспечить развитие реанимационной и интенсивной, специализированной помощи.

1.12. В целях снижения материнской смертности от абортов и внематочной беременности ввести оперативную информацию о больных, поступающих в тяжелых состояниях; обеспечить экстренную квалифицированную медицинскую помощь за счет создания выездных реанимационно-консультативных бригад на базе областных учреждений.

1.13. Разработать и осуществить программу восстановительного лечения гинекологических больных, используя реабилитационную базу лечебно-профилактических учреждений региона, санатории местного значения, а также специализированные санатории системы курортов профсоюзов.

1.14. Совместно с профсоюзными органами расширить реализацию путевок, выделяемых на санаторно-курортное лечение гинекологических больных, через лечебно-профилактические учреждения.

2. Директору Российского научно-исследовательского Центра перинатологии, акушерства и гинекологии т.Кулакову В.И.:

2.1. В течение 1991-1992 годов внести коррекцию в схемы диспансеризации гинекологических больных в соответствии с результатами НИР последних лет.

2.2. Разработать скринирующие программы на выявление групп риска по формированию гинекологической патологии.

2.3. В течение I квартала 1992 года провести на базе Центра цикл для главных акушеров - гинекологов территории РСФСР по проблеме планирования семьи.

2.4. Организовать Российский учебный центр по освоению современных технологий в диагностике и лечении гинекологических заболеваний (лапароскопия, хирургическая лапароскопия и стерилизация, гистероскопия, восстановительная микрохирургия).

3. Начальнику Главного управления кадров и образования т. Мутовину Г.Р.:

3.1. В течение 1991 - 1992 учебного года - провести аттестацию кафедр акушерства и гинекологии ФУВов, осуществляющих последипломную подготовку акушеров - гинекологов.

3.2. Пересмотреть тематику и программы циклов усовершенствования врачей, до 01.07.92 разработать унифицированные программы циклов тематического усовершенствования врачей по проблемам планирования семьи, бесплодия, гинекологии детского и подросткового возраста.

3.3. В течение 1991 - 1992 учебного года увеличить подготовку акушерок на базе ФУВов 5 медицинских институтов.

3.4. Совместно с Главным управлением охраны здоровья матери и ребенка (т.Зелинская Д.И.) поручить ЦИУ, Ленинградскому ГИДУВу, Башкирскому медицинскому институту до 01.08.92 разработать компьютерные программы тестового контроля для аттестации врачей акушеров - гинекологов по ведущим разделам акушерства и гинекологии и основным видам патологии (поздний токсикоз, оперативное акушерство, оперативная гинекология, острый живот в гинекологии, аборт и его осложнения, планирование семьи и контрацепция, акушерские кровотечения и т.д.).

4. Директору проблемного научного центра "Материнство и детство" т. Вельтищеву Ю.Е. в течение 1991 - 1992 гг. разработать и подготовить к изданию методические рекомендации:

- Современные принципы диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья женщин (Российский НИ Центр перинатологии, акушерства и гинекологии, Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, Ивановский НИИ материнства и детства, Ростовский НИИ акушерства и педиатрии, Екатеринбургский НИИ охраны материнства и младенчества);

- Система реабилитации женщин, перенесших акушерско-гинекологические осложнения (Российский НИ Центр перинатологии, акушерства и гинекологии, Томский медицинский институт, Томский НИИ курортологии и физиотерапии, Челябинский медицинский институт);

- Профилактика нарушений репродуктивной функции после оперативных вмешательств на органах малого таза и хронических сальпингоофоритов у женщин и девочек - подростков с применением природных и преформированных физических факторов (Томский НИИ курортологии и физиотерапии);

- Диагностика и лечение ювенильных маточных кровотечений (II МОЛГМИ);

- Внебольничный аборт, тактика, лечение, реабилитация (Российский НИ Центр перинатологии, акушерства и гинекологии, Московский областной НИИ акушерства и гинекологии);

- Прерывание беременности поздних сроков (Российский НИ Центр перинатологии, акушерства и гинекологии).

5. Директору проблемного научного центра по курортологии и физиотерапии т. Кривобокову Н.Г. в течение 1992 года разработать методические рекомендации по курортному лечению гинекологических больных, в т.ч. девочек, девушек - подростков и женщин, прибывающих на курорты с территорий, подвергшихся загрязнению в результате аварии на ЧАЭС.

6. Начальнику Главного управления охраны здоровья матери и ребенка т.Зелинской Д.И.:

6.1. До 01.01.92 внести предложения по созданию Российского Центра планирования семьи и репродукции и межрегиональных центров по лечению бесплодия.

6.2. Совместно с Главным планово-экономическим управлением (т. Климкин М.В.) при участии заинтересованных главков и управлений разработать до 15.01.92 необходимые нормативные документы и рекомендации, регламентирующие деятельность Центров планирования семьи и репродукции.

6.3. Совместно с директором Российского НИ Центра перинатологии, акушерства и гинекологии (т.Кулаков В.И.), директором Московского областного НИИ акушерства и гинекологии (т. Краснопольский В.И.) подготовить и провести в течение 1992 - 1993 гг.:

- рабочее совещание главных акушеров - гинекологов территорий России по вопросам функционирования акушерско-гинекологической службы в условиях перехода к рыночным отношениям;

- рабочее совещание главных внештатных детских гинекологов МЗ республик, входящих в состав РСФСР, обл. (край) здравотделов, главных управлений и управлений здравоохранения по проблеме:

"Пути совершенствования гинекологической помощи девочкам и подросткам";

- научно-практическую конференцию по проблеме "Осложненная беременность раннего срока, аборт и его осложнения";

- научно-практическую конференцию совместно с Российским республиканским советом по управлению курортами профсоюзов по вопросам улучшения использования природных и преформированных физических факторов в лечении гинекологических больных.

7. Информацию о выполнении настоящего Приказа представить в министерство к 15.12.92.

8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР т.Ваганова Н.Н.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»