Недействующий

     

СОВЕТ  МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об организации работы в области подготовки кадров
для рыночной экономики

(с изменениями от 7 октября 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года N 1173.

____________________________________________________________________



В целях проведения единой государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики Совет Министров Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики.

2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года N 1173. - См. предыдущую редакцию.

3. Министерству труда Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить Совету Министров - Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок предложения по финансовому обеспечению мероприятий в области подготовки кадров, имеющих приоритетное значение для развития рыночной экономики.

Председатель
Совета Министров -
Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Москва

4 ноября 1993 года

N 11З7

     

ОДОБРЕНЫ
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 4 ноября 1993 года N 1137

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ

подготовки кадров для рыночной экономики

Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к руководителям и специалистам, организации и содержанию их подготовки и переподготовки. Руководящим кадрам в настоящее время недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.

Актуальной задачей для нашего общества является формирование многомиллионного предпринимательского корпуса с учетом российских традиций и мирового опыта.

Сложившаяся практика работы с кадрами, нормативно-правовая база этой работы, научно-педагогический состав и уровень технической оснащенности многих учебных заведений повышения квалификаций кадров не обеспечивают необходимого развития управленческого потенциала общества. Не оказывают существенного влияния на сложившееся положение дел и созданные в последние годы школы менеджеров, бизнеса, коммерции и т. д.

Остро недостает полноценных учебных курсов по рыночной экономике и управлению, методик и учебных технологий, компьютерных и аудиовизуальных программ, а самое главное - высококвалифицированных преподавателей. Как следствие, немалые средства, вкладываемые предприятиями, организациями и учреждениями в обучение специалистов, не приносят ожидаемого эффекта. Крайне слабо используется зарубежный опыт. Подготовка специалистов за границей недостаточно увязана с решением приоритетных проблем вывода экономики страны из кризиса, формирования управленческой и предпринимательской культуры, с реальными потребностями республик и регионов России в преподавательских кадрах, информационных и обучающих технологиях.

По существу вне государственного регулирования оказалась система подготовки и повышения квалификации кадров на производстве, которая охватывает широкий спектр линейных руководителей и специалистов. В условиях ухудшения конъюнктуры и перепрофилирования производства нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение этой системы пришло в противоречие с требованиями времени.

В последнее время имеет место реальная угроза разрушения сложившейся системы повышения квалификации руководителей и специалистов, в том числе ее материальной базы. Это может негативно отразиться на формировании кадрового корпуса Российской Федерации.

Дальнейшее его отставание от потребностей экономических и политических преобразований общества стало одним из существенных факторов социальной дестабилизации. Если в кратчайшие сроки не переломить эту тенденцию, не обеспечить опережающей подготовки руководителей и специалистов органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений, то переход к рынку будет существенно осложнен со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Целью Правительства Российской Федерации и других органов государственного управления является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества.

1. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО  ПОТЕНЦИАЛА

Одним из основных элементов в кадровой работе должна стать всесторонне обоснованная оценка конкретного работника как необходимое условие предотвращения ошибок в отборе и рациональном использовании персонала.

Предстоит широко внедрить в практику методики, предусматривающие оценку качеств и возможностей человека, его личного вклада в результаты деятельности коллектива. С учетом мирового опыта в этой области необходимо создать сеть специализированных центров оценки персонала.

Следует отработать эффективные механизмы замещения управленческих должностей, соответствующие специфике конкретного вида деятельности и новым условиям хозяйствования (назначение, выборность, конкурс, контрактная форма найма, подбор управленческих команд и другие), формировать республиканские, региональные, отраслевые и другие информационные банки резерва кадров.

Целенаправленное развитие профессиональных возможностей каждого работника требует планирования его служебной карьеры с использованием стажировок в должности, ротации, участия в разнообразных целевых проблемных группах, проектах и программах. Необходима система материальных и моральных стимулов, заинтересовывающих как самого специалиста, так и руководителей органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений в высоком уровне профессионализма в управленческой деятельности, деловой активности и работоспособности.

Особого внимания требует формирование кадров предпринимателей из числа работников сферы управления, высвобождающихся в результате ее сокращения, военнослужащих, увольняемых в запас, а также из молодежи. Следует развивать центры подготовки молодежи для управленческой и предпринимательской деятельности. Предстоит реализовать специальный проект государственной интернатуры для подготовки к управленческой деятельности наиболее способных молодых специалистов посредством их целевого обучения и разнообразной стажировки, в том числе за рубежом.

Возникает необходимость разработки долгосрочных федеральных, региональных и отраслевых программ формирования управленческого персонала, базирующихся на анализе и прогнозе его качественного состава и структуры, которые должны быть увязаны с задачами реформы, переменами в объектах управления, учитывать национальные и местные факторы.

2. ОБУЧЕНИЕ  КАДРОВ  УПРАВЛЕНИЯ  И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Предстоит коренным образом перестроить учебный процесс подготовки специалистов применительно к условиям рыночной экономики, активнее развивать у них навыки управленческой и предпринимательской деятельности.

В квалификационных характеристиках выпускников высших и средних специальных учебных заведений необходимо предусмотреть требования к уровню их подготовки по направлениям, имеющим приоритетное значение для рыночной экономики, а также для управленческой деятельности. Следует расширить специализацию в области управления в процессе обучения студентов юридических, социологических, психологических, экономических и других факультетов.

Необходимо существенно расширить обучение кадров в высших и средних специальных учебных заведениях для работы на государственной службе, включая создание в этих целях новых типов образовательных учреждений.

Следует усилить переподготовку и повышение квалификации кадров на базе использования фундаментальных знаний рыночной экономики, социального управления, психологии и политологии. Содержание обучения в полной мере должно учитывать сущность экономической реформы и рыночной экономики, необходимость повышения психологической устойчивости и мобильности руководителей в условиях риска.

Следует реорганизовать сеть учреждений дополнительного образования. Развивать на базе ведущих учебных заведений этой системы республиканские и региональные центры интенсивной подготовки кадров управления с гибкими организационными структурами.

Требует всемерной поддержки и улучшения деятельность коммерческих школ, школ бизнеса, менеджеров.

Одним из главных условий выхода на новый качественный уровень обучения кадров для рыночной экономики является укрепление профессорско-преподавательского состава учебных заведений.

Целесообразно осуществить развитие кафедр экономического и управленческого циклов, расширение аспирантуры, докторантуры, особенно за счет лиц, имеющих опыт управленческой и предпринимательской деятельности, обеспечить интенсивную переподготовку и повышение квалификации всех преподавателей, осуществляющих обучение персонала управления. В целях повышения качества и стимулирования труда преподавателей следует шире использовать систему рейтинга, контрактную форму приема на работу.

Учебно-методическое обеспечение обучения кадров управления и предпринимателей должно предусматривать в качестве приоритетной задачи разработку в кратчайшие сроки программ и учебной литературы по экономическим и управленческим дисциплинам для средних специальных и высших учебных заведений, учебно -методических комплексов на модульной основе для центров переподготовки и повышения квалификации. Особое внимание следует обратить на развитие компьютерных, аудиовизуальных курсов по рыночной экономике, различным аспектам управленческой и предпринимательской деятельности.

Следует способствовать оснащению учебных заведений современной электронно-вычислительной, аудиовизуальной, организационной техникой, использованию в этих целях их прямых связей с предприятиями и возможностей, открывающихся в результате конверсии.

Необходимы новые подходы к дошкольному, школьному и семейному воспитанию, направленные на формирование навыков и умений коллективного труда, демократической организации жизни коллектива.

Формирование управленческой и предпринимательской культуры следует вести через широкое ознакомление с научными основами управления и самоуправления, организации предпринимательства, с демократическими процедурами выработки и принятия решений, механизма их реализации. Нужна широкая популяризация образцов управленческой и предпринимательской культуры, служебных взаимоотношений, основанных на уважении личности, демократических формах организации общественной жизни.

Предстоит сформировать целостную систему подготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях, ориентированную на обеспечение развития производства на основе достижений научно-технического прогресса.

Для решения этой задачи требуется усилить координацию работы по организационному, методическому и информационному обеспечению профессионального обучения на производстве, подготовке преподавательских кадров, оказанию предприятиям необходимой финансовой помощи.

3. НАУЧНАЯ БАЗА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

Для активизации фундаментальных и прикладных научных исследований в области кадровой работы, внедрению их результатов в практику необходим гибкий механизм, который способствовал бы развитию и удовлетворению спроса на консультационные, учебные, исследовательские, издательские, внедренческие и иные виды услуг в этой работе.

Следует улучшить использование творческого потенциала научных союзов и ассоциаций, учебных заведений, общественных объединений, усилить их интеграцию с государственными и коммерческими структурами, расширить организационно-правовые возможности их активного влияния на кадровую сферу. Это будет способствовать развитию фундаментальных, междисциплинарных исследований, вовлечению в эти научные союзы и ассоциации перспективных студентов, аспирантов, молодых ученых.

Целесообразно регулярно проводить научно-практические конференции, конкурсы на лучшие работы по рыночной экономике, социально-управленческой проблематике, персоналоведению, практиковать создание творческих групп для адаптации к условиям рыночной экономики теоретических разработок в области управления и кадровой работы зарубежных ученых и специалистов.

Требуется более активное участие в области кадровой работы научно-исследовательских центров как существующих, так и вновь образуемых. Особое их внимание должно сосредоточиваться на разработке теоретико-методологических и прикладных проблем управленческого труда.

Необходимо повысить уровень социальной и правовой защищенности работников управления, привести правовое регулирование в соответствие с необходимостью стимулирования их труда, расширения самостоятельности, освобождения от мелочной опеки.

Целенаправленная работа по формированию кадрового потенциала реформы требует более эффективного управления этим процессом. Разрозненные действия органов отраслевого и территориального управления требуют объединения и четкой координации, общего научно-методического обеспечения. Эти функции могут быть возложены на Межведомственную комиссию по кадровому обеспечению экономической реформы, которая должна сформировать рабочий механизм разработки и реализации комплекса мер по эффективному формированию и развитию кадрового потенциала в условиях экономической реформы. Разработка и реализация мер по кадровому обеспечению органов исполнительной власти должны осуществляться по согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте Российской Федерации.

4. СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Добиться принципиальных качественных изменений в подборе, обучении и использовании потенциала каждого работника, коллектива в целом невозможно без коренной перестройки кадровых служб. Статус, структура этих служб, качественный состав их работников не соответствуют современным требованиям. Отсутствует организационное и научно-методическое руководство деятельностью этих служб на государственном уровне.

Отделы кадров и аналогичные кадровые службы рекомендуется преобразовать в отделы (службы) управления персоналом с возложением на них обязанностей прогнозирования и планирования потребности в кадрах, организации работы по оценке и формированию кадрового резерва, обучению , аттестации, рациональному использованию персонала. Их деятельность должна строиться на базе широкого использования научных методик, информационных и педагогических технологий,тесного взаимодействия с органами государственной службы занятости населения.

Необходимыми являются организация переподготовки и повышения квалификации руководителей и работников отделов (служб) управления персоналом, а также подготовка в высших и средних специальных учебных заведениях специалистов по маркетингу и биржевому делу, экономике и социологии труда со специализацией в области управления персоналом и углубленным изучением экономических, социально-управленческих, социологических, психологических, правовых, педагогических, культурологических дисциплин. Организационно-методическое обеспечение этой работы должно быть возложено на подразделения федеральных органов управления, отвечающих за вопросы подготовки кадров для рыночной экономики.

5. МЕЖДУНАРОДНОЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО  И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОПЫТА МИРОВОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Международное сотрудничество должно охватывать весь спектр вопросов работы с персоналом, развития управленческой и предпринимательской культуры. Предстоит расширить обучение за рубежом российских студентов, аспирантов, докторантов, специализирующихся в области рыночной экономики, управленческой деятельности , новых технологий, кадровой работы, ввести в практику проведение совместных с зарубежными предприятиями консультаций, исследований и конференций, подготовку и издание монографий, учебных пособий и других материалов по данной проблеме.

Ставится задача шире развивать практику подготовки российских специалистов за рубежом, поддерживать создание учебных информационных исследовательских центров с зарубежными партнерами, активнее участвовать в программах международных организаций, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИДО и др., эффективнее использовать возможности технической помощи со стороны Европейского экономического сообщества, сотрудничества в рамках межправительственных и межведомственных соглашений.

6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Раздел 1. Мероприятия центральных органов федеральной
исполнительной власти по кадровому обеспечению
экономической реформы

-------------------------------------------------------------------------------
 N            Наименование                 Ответственные          Срок
п/п           мероприятий                  за исполнение         выполнения
------------------------------------------------------------------------------

1.     Осуществить обучение работ-        Роскадры,                1993-1994
       ников министерств, госкоми-        центральные органы фе-     годы
       тетов и ведомств Российской        деральной исполнитель-
       Федерации, руководителей и         ной власти,
       ведущих специалистов органов       РАУ,
       государственного управления        АНХ при Правительст-
       республик в составе Россий-        ве Российской Феде-
       ской Федерации, краев, об-         рации,
       ластей и автономных образо-        ФСЗ России
       ваний по проблемам их дея-
       тельности в условиях привати-
       зации и антимонопольной поли-
       тики, перестройки финансовой
       и кредитной систем, создания
       эффективной  рыночной  ин-
       фраструктуры, государствен-
       ной поддержки предпринима-
       тельства


2.     Реорганизация системы подго-
       товки, повышения квалифика-
       ции и переподготовки кадров

2.1.   Разработать предложения о            Госкомвуз России,      II квартал
       порядке организации и ликви-         Роскадры,                1994 г.
       дации профессиональных об-           Минобразования России,
       разовательных учреждений             Минэкономики России,
       включая совместные с зару-           Госкомпром России,
       бежными партнерами, ввести           Минтруд России,
       их сертификацию                      Минфин России,
                                            ГКАП России,
                                            ФСЗ России,
                                            Минюст России,
                                            РАМСиР

2.2.   Разработать комплекс мер по          Минтруд России         IV квартал
       аттестации, повышению каче-          Роскадры,                1994 г.
       ства и стимулированию труда          Госкомвуз России,
       преподавателей системы по-           Госкомпром России,
       вышения квалификации и пе-           ФСЗ России
       реподготовки кадров

2.3.   Разработать предложения о            Госкомвуз России,      IV квартал
       налоговых и других финансо-          Минобразования России,   1994 г.
       вых льгот для профессио-             Минтруд России,
       нальных образовательных уч-          Роскадры,
       реждений, а также для пред-          Госкомпром России,
       приятий и организаций, осу-          ФСЗ России,
       ществляющих обучение кадров          Минфин России
       на производстве

2.4.   Подготовить предложения о            Госкомвуз России,      IV квартал
       создании благоприятных усло-         Минэкономики России,     1994 г.
       вий для иностранных инвести-         Минтруд России,
       ций в систему образования,           Роскадры,
       подготовки и переподготовки          Минобразования России,
       кадров                               Минфин России

2.5.   Подготовить основные виды            Госкомвуз России,      I квартал
       учебных и тематических пла-          Минтруд России,          1994 г.
       нов, требований к содержа-           Роскадры,
       нию, формам и методам обу-           АНХ при Правительстве
       чения в системе переподготов-        Российской Федерации,
       ки и повышения квалифика-            РАУ,
       ции кадров                           Минобразования России,
                                            ФЗС России

2.6.   Систематизировать    норматив-     Госкомвуз России,        1994 год
       ные   акты  по  вопросам   под-    Минтруд России,
       готовки  и  переподготовки  кад-   Минобразования  России,
       ров  и  подготовить   предложе-    Госкомпром России,
       ния по их упорядочению             ФС3 России,
       Минюст России

2.7.   Подготовить   прогноз развития     Минтруд России,          1994 год
       системы  подготовки,  перепод-     Госкомвуз России,
       готовки  и  повышения   квали-     Роскадры,
       фикации  кадров для рыночной       РАН,
       экономики до 1995 года и   на      Минобразования  России,
       период до 2000 года                РАУ,
                                          АНХ  при  Правительстве
                                          Российской Федерации,
                                          Госкомпром России,
                                          ФСЗ России

2.8.   Разработать   предложения о        Минтруд России,          1 квартал
       создании  федерального  фонда      Минфин России,           1994 г.
       развития   системы подготовки,     Минэкономики России
       переподготовки   и  повышения
       квалификации кадров

2.9.   Разработать   рекомендации по      Госкомвуз России,        1994 год
       внедрению   в   практику   мо-     Минтруд России,
       дульного  метода обучения кад-     Минобразования  России,
       ров,   разработанного   Между-     Госкомпром России,
       народной  организацией труда       Роскадры

2.10.  Развернуть   на  базе учебных      ФС3 России,              1993-1995
       центров   федеральной   служ-      Минобразования  России,    годы
       бы  занятости   России,   иных     Госкомвуз России,
       учебных   заведений,   а также     Госкомпром России
       предприятий,   учреждений   и
       организаций   обучение незаня-
       того   населения   профессиям,
       связанным     с   предпринима-
       тельской   деятельностью,  ма-
       лым бизнесом

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»