УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Министерства труда
Российской Федерации
от 26 сентября 1995 года N 56
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями и рекомендуются для применения в бюджетных организациях.
Межотраслевые укрупненные нормативы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Министерства труда Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 56.
1.1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности рекомендуются к применению в бюджетных организациях для определения и обоснования необходимой численности работников, установления их должностных обязанностей и распределения работы между исполнителями.
1.2. В основу разработки нормативов времени положены:
фотографии (самофотографии) рабочего времени, хронометражные наблюдения и экспертная оценка;
материалы изучения существующей организации труда и прогрессивных методов работы сотрудников бухгалтерии;
данные оперативного учета и отчетности.
Сборником предусматривается применение документов по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.
1.3. Сборник содержит нормативы времени в минутах на принятую единицу измерения объема работы.
1.4. Нормативы времени разработаны на следующие виды бухгалтерских работ:
учет основных средств, учет материальных запасов, учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учет затрат на производство и другие цели, учет денежных средств, учет внутриведомственных расчетов по финансированию, учет расчетов денежных и кредитных операций, учет расходов, учет финансирования из бюджета, учет фондов и средств целевого назначения, учет реализации продукции, учет доходов, учет краткосрочных ссуд из бюджета, учет средств, переданных и полученных, учет результатов исполнения бюджета, учет забалансовых счетов, учет кассовых операций, составление отчетности.
На работы, носящие разовый характер и не учтенные в нормативах времени, применяется К = 1,1 к трудоемкости работ, рассчитанной по нормативам.
1.5. Нормативы времени по бухгалтерскому учету охватывают все виды бухгалтерских работ, выполняемых без использования программных технических средств.
1.6. Наименование должностей в настоящем сборнике указано в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Выполнение работ исполнителями другого должностного наименования не может служить основанием для каких-либо изменений нормативов времени.
1.7. Нормативы времени, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности.
1.8. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении более совершенной, чем это предусмотрено в нормативах времени, организации труда, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормативы, соответствующие более высокой производительности труда.
1.9. При подготовке нормативов времени использованы следующие материалы:
Положение о порядке разработки нормативных материалов по труду;
Нормирование труда служащих. Методические рекомендации. М., НИИ труда, 1979.
1.10. Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых работниками бухгалтерии, проводится по направлениям их деятельности по формуле:
, где:
То - общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии;
Тр - затраты времени на соответствующее направление деятельности, охваченное нормативами;
n - количество видов выполняемых работ;
К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.
1.11. Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:
, где:
Нвр - норма времени;
Vi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.
1.12. Штатная численность работников определяется по формуле:
, где:
Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год (принимается 1910 час);
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:
, где:
% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
1.13. При расчете штатной численности рекомендуется производить округления только итоговой численности. Пример расчета штатной численности приведен в приложении.
Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями.
В зависимости от объемов работ за группой работников или одним работником закрепляется определенный участок бухгалтерского учета (учет основных средств, учет материальных запасов, учет затрат на производство и др. цели).
При распределении работ между исполнителями следует учитывать их квалификацию, опыт и деловые качества, что будет способствовать ускорению выполнения заданий работающими.
Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете следует исключить доступ к рабочему материалу лиц, не работающих в учетном аппарате.
Площадь помещения бухгалтерии должна отвечать установленным санитарным нормам (СН 495-77), учитывающим требования рационального оборудования. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами (18-20 градусов С).
При оборудовании бухгалтерии используются столы одиночные с приставками, Г-образные, двухтумбовые.
Выдвижные ящики стола следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения папок. Желательно, чтобы на каждом ящике укреплялась карточка с перечнем находящихся в нем папок.
Дела и папки должны иметь ясную маркировку, различную расцветку, кодовые отметки, чтобы после использования можно было вернуть их на прежнее место.
На столе должно находиться минимально необходимое количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.
Наиболее удобными для оборудования бухгалтерии являются стулья с металлической основой и подъемно-поворотным механизмом.
В таких стульях можно регулировать высоту сиденья, наклон спинки. Для опоры ног применяются подставки.
Для хранения специальной и справочной литературы, а также папок с отчетными и другими документами рекомендуется шкаф.
В соответствии с Положением о ведении кассовых операций кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком.
Рабочее место кассира оборудуется однотумбовым столом и стулом. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).
Работники бухгалтерии регулярно осуществляют инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности государственных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
В целях лучшей организации работы бухгалтерии с посетителями следует разработать график, предусматривающий их прием в утренние часы и перед окончанием работы.
Режим труда и отдыха работников бухгалтерии устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность. Наряду с этим необходимо проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1-1,5 ч. до обеда и за 1-1,5 ч. до окончания работы.
3.1. Учет основных средств:
учет наличия основных средств при проведении инвентаризации;
учет движения основных средств;
учет операций по выбытию и перемещению основных средств;
учет износа основных средств.
NN п/п | Наименование видов работ | Содержание работ | Единица измерения | Нормативы времени, мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1.1. | Учет наличия основных средств при проведении инвентаризации. | Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной ведомости основных средств. | инвентаризационная ведомость или инвентарная карточка учета | 3 |
3.1.2. | Учет движения основных средств. | Ведение картотеки основных средств и учет их движения в оборотной ведомости по учету движения основных средств. | карточка, | |
а) вновь выстроенных | 1 запись | 10 | ||
б) безвоздмездно полученных | 10 | |||
в) изготовленных хозяйственным способом | 10 | |||
Анализ полученных результатов в мемориальном ордере соответствующей формы. | мемориальный ордер | 25 | ||
3.1.3. | Учет операций по выбытию и перемещению основных средств. | Запись в накопительную ведомость (мемориальный ордер) по каждому документу. | ведомость | 15 |
3.1.4 | Учет износа основных средств. | Составление оборотной ведомости по износу основных средств. Запись суммы износа в мемориальном ордере, в книге "Журнал-главная". | запись в книгу | 15 |
3.2. Учет материальных запасов.
Нормы времени разработаны на:
учет оприходования готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад;
учет реализации готовых изделий и продукции подсобных хозяйств;
учет корректировки разницы между плановой и фактической себестоимостью;
учет поставок оборудования и строительных материалов, приобретения животных для откорма, продуктов питания;
учет списания оборудования, строительных материалов длительного пользования.
NN п/п | Наименование видов работ | Содержание работ | Единица измерения | Нормативы времени, мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.2.1. | Учет оприходования готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад. | Отражение поступления готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад. Ведение книги складского учета готовых изделий. Сверка данных бухгалтерского и складского учета. | книга учета | 20 |
3.2.2. | Учет реализации готовых изделий и продукции подсобных хозяйств. | Оприходование готовых изделий и продукции подсобных хозяйств с помощью актов приемки или других документов. Аналитический учет по наименованию, количеству, стоимости и местам хранения на карточках соответствующих форм. | карточка | 15 |
3.2.3. | Учет корректировки разницы между плановой и фактической себестоимостью. | Корректировка плановой себестоимости в конце года до фактической себестоимости на сумму реализованной продукции. Расчет экономии плановой себестоимости. | карточка | 15 |
3.2.4. | Учет получения от поставщика оборудования и строительных материалов для строительства, приобретения животных для откорма, материалов и продуктов питания. | Аналитический учет оборудования и строительных материалов по наименованиям материалов, количеству и стоимости на карточках соответствующей формы, приобретенного молодняка по видам и возрастным группам в книгах учета животных соответствующей формы, продуктов питания в оборотных ведомостях. | журнал | 6 |
3.2.5. | Учет списания оборудования, строительных | Списание оборудования, строительных материалов, материалов длительного | карточка | 4 |
материалов, материалов длительного пользования, списание недостач и потерь материалов за счет учреждения | пользования. Учет недостачи и потерь материалов и продуктов питания согласно актам списания или другим документам. | 1 позиция | 5 |