ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 1996 года N 1062


О федеральной целевой программе "Государственная поддержка
интеграции высшего образования и фундаментальной науки
на 1997-2000 годы"

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.3008), в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования Правительство Российской Федерации

постановляет:

     

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для решения вопроса о придании Программе статуса президентской.

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

2. Утвердить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук государственными заказчиками Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 1997-2000 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.


Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 года
N 1062



 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Государственная поддержка интеграции высшего
образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________



ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки на 1997-2000 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы"

Основание для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки"

Государственный заказчик Программы

-

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Российская академия наук

Основные исполнители Программы

-

высшие учебные заведения и научные учреждения, определяемые по конкурсу проектов

Основные разработчики Программы

-

межведомственная рабочая группа, образованная поручением Правительства Российской Федерации, экспертная группа специалистов высшей школы и Российской академии наук

Сроки и этапы реализации Программы

-

1997-2000 годы

Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

-

развитие фундаментальных исследований, выполняемых совместно учеными Российской академии наук и высшей школы и способствующих обеспечению научной и экономической независимости, безопасности государства, повышению его научного потенциала;

повышение качества фундаментального образования, основанного на традициях отечественной системы высшего профессионального образования, развитие уникальных, занимающих передовые позиции в мировой науке научных школ и участие студентов, аспирантов и преподавателей в разработке проблем фундаментальной и прикладной науки непосредственно в лабораториях научных институтов Российской академии наук;

подготовка и издание учебников, аккумулирующих новые достижения науки;

повышение престижа фундаментального образования и создание благоприятных условий для успешного обучения студентов, развитие новых форм, включая магистратуру; создание современных образовательных программ, учитывающих взаимодействие естественно-научных и гуманитарных знаний;

поддержка различных форм научного творчества молодежи;

создание современной уникальной приборно-аналитической базы совместных фундаментальных исследований в вузах и научных институтах, модернизация учебных лабораторных практикумов;

создание баз данных по математическим, естественно-научным и другим фундаментальным дисциплинам;

обеспечение инфраструктуры фундаментальной науки

Основные направления реализации Программы

-

развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых высшими учебными заведениями, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук и государственными научными центрами Российской Федерации;

обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях; формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;

развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;

создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

создание наиболее эффективной системы развития фундаментальных наук благодаря кооперации ученых университетов, высших учебных заведений и институтов Российской академии наук, оптимальное решение проблем сохранения ведущих научных школ и развития приоритетных направлений, определяемых государственной научно-технической политикой;

повышение качества математического и естественно-научного образования, обновление его содержания и создание современных образовательно-профессиональных программ;


-

обновление приборной и информационной базы фундаментального образования;

развитие новых форм организации учебного процесса, индивидуализация обучения и выявление талантливой молодежи;

создание научно-образовательных комплексов, обеспечивающих взаимодействие фундаментальной академической и вузовской науки как основы подготовки кадров высшей квалификации

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего - 3158 млрд. рублей (в ценах 1996 года) за счет средств федерального бюджета,


  

  

из них:
Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации - 2729 млрд. рублей, Российской академии наук - 429 млрд. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за исполнением Программы осуществляют Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности, а также научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ, предусмотренных Программой, и эффективности использования финансовых средств.


 I. Обоснование необходимости принятия Программы

Одним из существенных недостатков в развитии научно-технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской академии наук, и прежде всего таких форм, как научно-исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии наук.

В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно-научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.

Все большую роль в подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует возможность стажировок.

Одной из существенных трудностей в современной системе высшего профессионального образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов, в частности вопросов соотношения естественно-научных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.

Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.

Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 903.

Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение учебного процесса.


 II. Цели и задачи Программы

Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.

Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:

развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;

обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях;

формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;

развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;

создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.

 III. Основные направления реализации Программы и план мероприятий       

Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.

Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.

Программа имеет конкретную направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры России, включая кадровый, информационный и приборный компоненты, в результате чего будет обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.

Исходя из указанных целей и задач, Программа предусматривает следующие пять направлений.

1. Развитие совместных фундаментальных исследований,
проводимых в высших учебных заведениях,
в Российской академии наук, в отраслевых академиях наук
и в государственных научных центрах Российской Федерации


Особенностью организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах Российской академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и в США.

На базе этой системы образования ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и других специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное образование и широкий научный кругозор, в последние годы испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.

Программой предусмотрено целевое финансирование совместных фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и других фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения и дальнейшего развития уровня подготовки научно-педагогических и научных кадров. Перспективная талантливая молодежь должна целенаправленно привлекаться к участию в работе научных коллективов. С этой целью Программой предусмотрено расширение участия студентов и аспирантов в работе российских научных школ мирового уровня, а также обеспечение стажировки студентов и аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается развитие новых форм подготовки специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Программой предусматривается возрождение финансовой поддержки проведения студенческих научных олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций. Специальное внимание уделено финансированию участия талантливых молодых исследователей университетов в международных конгрессах и конференциях по фундаментальным проблемам науки.


 2. Обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях      

Наиболее эффективной формой взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки, которая успешно развивалась ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых трудностей, являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а также университетских кафедр-лабораторий, обеспечивавшая интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных исследований и использовавшаяся для проведения студенческих практик, для выполнения дипломных работ, подготовки аспирантов и соискателей, стажеров-исследователей. Они получали возможность работать в сильных научных коллективах, проникнуться атмосферой научного поиска, принять участие в научных исследованиях.

Такая форма взаимодействия позволяет ликвидировать обычно имеющийся разрыв в 5-7 лет между содержанием учебников и текущим состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов кафедр является одним из важных направлений эффективного использования научных результатов в учебном процессе.

Аналогичный эффект оказывает и привлечение ученых из учреждений Российской академии наук и других академий для педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий наук, преподающих основные курсы в вузах, является одним из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с педагогическим процессом в вузах.

Анализ ситуации с молодыми кадрами показал эффективность внедрения новых форм подготовки специалистов, в основу которых были положены идеи, реализованные в свое время академиками М.А.Лаврентьевым и А.Н.Колмогоровым, - создание при крупных научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев, гимназий, школ-интернатов. Однако работа таких образовательных учреждений наталкивается на очень большие финансовые трудности. Поэтому предусматривается поддержка новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных центров, совместных университетов пред- и последипломного образования. Особого внимания требует довузовское профилирующее образование в различных учебных заведениях, функционирующих при университетах и вузах России и институтах Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.


 3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной базы
фундаментальных исследований для совместного использования
научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами
высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций

Общеизвестно, что современная наука развивается на базе совершенных, дорогостоящих, уникальных установок и приборов. Как правило, эти установки являются базовыми для работы ученых разных направлений и обеспечивают работу национальных и международных научных центров.

Особая важность финансирования научной приборной базы обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем фундаментальной науки, возможностью ее использования в педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе творческого коллектива ученых при широком участии студентов, аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой целью необходимо осуществить приоритетное обеспечение оборудованием, современной технической и материальной базой российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров коллективного пользования в целях обеспечения нужд вузовской и академической науки.

Сейчас создалась ситуация, когда в научных лабораториях и на кафедрах вузов разработаны лабораторные модели ряда приборов и установок, которые значительно превосходят по техническим данным существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов вообще. Однако промышленность не может организовать их производство. В связи с этим Программа предусматривает финансирование соответствующих работ для производства уникальных приборов и установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию макетов и опытных образцов по результатам фундаментальных исследований, проводимых совместно Российской академией наук, университетами и вузами России.

В то же время в высших учебных заведениях и научных учреждениях Российской академии наук имеются установки, выход из строя которых может угрожать безопасности людей или вызвать экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических работ на таких установках и поддержание их в режиме безопасной работы, исходя из чего предусматривается соответствующая финансовая поддержка, прежде всего установок, используемых как высшей школой, так и Российской академией наук.

 4. Формирование информационной базы фундаментальных
исследований в целях совершенствования учебного процесса
в высших учебных заведениях

Несомненно, наиболее слабым звеном в инфраструктуре фундаментальной науки является издание научной и учебной литературы, организация международного межбиблиотечного обмена. Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»