Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 июня 1993 года N 237


Об утверждении базисного учебного
плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Министерства общего и профессионального образования РФ
от 17 апреля 1998 года N 998

____________________________________________________________________

В целях реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", обеспечения единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, а также учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций приказываю:

1. Утвердить одобренный коллегией Министерства образования Российской Федерации базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приложение).

2. Органам управления образованием субъектов Федерации, руководителям общеобразовательных учреждений всех видов использовать базисный учебный план как основу для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования Российской Федерации А.Г.Асмолова.

     Министр
Е.В.Ткаченко

Приложение
к приказу Министерства
образования
Российской Федерации
от 7 июня 1993 года N 237

Базисный учебный план общеобразовательных
учреждений Российской Федерации

+------------------------------------------------------------------+
¦ Образовательные ¦       Количество часов в неделю в классах      ¦
¦     области     +------------------------------------------------¦
¦                 ¦ I¦ II¦III¦ I¦II¦III¦IV¦ V¦VI¦VII¦VIII¦IX¦ X¦ XI¦
+------------------------------------------------------------------+
  Русский язык
  как государст-
  венный            4   4   4  3  3   3  3  3  3   3   3  3   -  -
  Языки и литера-
  тура              4   4   4  4  4   4  4  8  8   6   5  5   4  4

  Искусство         2   2   2  2  2   2  2  2  2   2   2  -   -  -

  Общественные дис-                         2  2   2   3  4   4  4
  циплины
                    -   1   2  2  2   2  2

  Естественные
  дисциплины                                2  3   6   8  8   4  4

  Математика        5   5   5  4  4   4  4  5  5   5   4  5   3  3

  Физкультура       2   2   2  2  2   2  2  2  2   2   2  2   3  3

  Технология        2   2   2  2  2   2  2  2  2   2   3  3   2  2

  ВСЕГО:            19  20  21 19 19  19 19 26 27  28  30 30  20 20

  Обязательные за-
  нятия, занятия
  по выбору         5   4   3  1  3   5  5  3  3   4   2  3   12 12

  Обязательная на-
  грузка
  учащегося         24  24  24 20 22  24 24 29 30  32  32 33  32 32

  Факультативные,
  индивидуальные и
  групповые
  занятия           2   3   3  2  3   3  3  3  3   3   3  3   6  6

  ИТОГО:            26  27  27 22 25  27 27 32 33  35  35 36  38 38

Пояснительная записка
к базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений Российской Федерации

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации используются несколько учебных планов. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее именуемых школой) является основным государственным нормативным документом, выступающим как элемент государственных образовательных стандартов. Базисный учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает нагрузку учащихся.

Региональные базисные учебные планы разрабатываются государственными органами управления образованием на основе базисного учебного плана и носят рекомендательный характер для общеобразовательных учреждений региона. Региональные органы управления образованием могут использовать в качестве регионального базисный учебный план.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана и с учетом регионального базисного учебного плана. Нагрузка учителя определяется учебным планом, разработанным школой.

В структуру базисного учебного плана входит инвариантная часть, в которой обозначены образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны, и вариативная часть, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.

Данная структура учебного плана способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях его децентрализации и дифференциации, в то же время дает возможность создавать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.

Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы будет представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов. Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах, в разных школах.

Русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации, изучается во всех школах России, но в различном объеме в зависимости от языковой ситуации в регионе и особенностей конкретной школы.

Образовательная область "Языки и литература" может иметь три структурных варианта, обусловленных особенностями языковой ситуации в регионе.

Первый вариант: русский язык как государственный язык страны, родной язык, родная литература, литература, иностранный язык.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается в объеме, не меньшем, чем это определено инвариантной частью базисного учебного плана. На изучение других предметов образовательной области "Языки и литература" используются часы инвариантной части и необходимое количество часов вариативной части базисного учебного плана.

Второй структурный вариант образовательной области "Языки и литература": русский язык как язык обучения, язык и литература республики (края, области), литература, иностранный язык.

На изучение образовательной области "Языки и литература" используется суммарное количество часов, включающее:

- часы на изучение русского языка как государственного языка,

- учебное время, выделенное в инвариантной части на изучение образовательной области "Языки и литература",

- необходимое количество часов вариативной части.

Третий структурный вариант образовательной области "Языки и литература": русский язык как язык обучения, литература, иностранный язык. В данном случае объем изучения области "Языки и литература" полностью определен инвариантной частью базисного учебного плана (суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного языка и образовательной области "Языки и литература").

При любом структурном варианте школа может включить в учебный план дополнительные предметы образовательной области "Языки и литература" за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

В образовательной области "Искусство" изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегрированные курсы, отражающие специфику и культурные традиции регионов.

Образовательная область "Общественные дисциплины" может включать следующие предметы: история Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение, экономическая и социальная география мира, политология, экономика, социология и другие дисциплины, отвечающие потребностям региона и школы.

Образовательную область "Естественные дисциплины" составляют естествознание, физическая география, биология, физика, астрономия, химия, экология и другие предметы, в том наборе часов и предметов, который необходим региону и школе.

В начальной школе вводятся интегрированные курсы "Ознакомление с окружающим миром", "Природоведение", в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественнонаучного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие учащихся с особенностями природы и жизни региона. Учитывая специфику курсов и возрастные особенности младших школьников, допускается включение указанных дисциплин в учебный план школы в качестве самостоятельного учебного предмета в меньшем объеме, чем это определено инвариантной частью базисного учебного плана. В этом случае содержание данных курсов должно дополняться при изучении других учебных предметов (чтение, изобразительное искусство).

В образовательную область "Математика" включаются алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и другие математические курсы.

В современной школе необходимо вводить курс "Информатика". В учебных заведениях, имеющих соответствующие условия, курс "Информатика" может изучаться за счет часов вариативной части базисного учебного плана с 7 класса или в 10-11 классах.

Образовательная область "Физическая культура" может быть представлена следующими дисциплинами: обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегрированные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных ситуациях.

Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Образовательная область "Технология" включает трудовое и профессиональное обучение, черчение, курс "Техника как среда жизнедеятельности человека". Целесообразно включить изучение курса "Черчение" в учебный план 8-9 классов. В начальной школе образовательная область "Технология" включает трудовое обучение или может быть представлена двумя составляющими, одна из которых трудовое обучение, вторая входит в интегрированные курсы "Математика и конструирование", "Изобразительное искусство и художественный труд", "Природоведение и сельскохозяйственный труд".

Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации). В этом случае на образовательную область "Технология" могут использоваться как часы инвариантной части базисного учебного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющими вариативной части.

Вариативная часть состоит из часов, отведенных на "Обязательные занятия, занятия по выбору" и "Факультативные, индивидуальные и и групповые занятия".

Часы обязательной вариативной части используются на предметы инвариантной части базисного учебного плана (в том числе и для углубленного изучения), на введение дополнительных курсов (экология, экономика, этика, ритмика, уроки развития и т.д.), курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, индивидуальных учебных планов для одаренных учащихся.

Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной части и обязательной вариативной части. В случае перехода на пятидневную учебную неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с 7 по 11 класс) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.

Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия. Использование этих часов в малокомплектных сельских школах позволит организовать дифференцированное обучение, изучение предметов в малых группах.

При проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы) и трудовому обучению (5-11 классы), физической культуре (10-11 классы), по основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время проведения практических занятий) допускается деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Вопросы организации общественно полезного, производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений с учетом имеющихся условий, возможных форм организации труда, на основе добровольного участия школьников. Соотношение времени на теоретические и практические занятия, общественно полезный, производительный труд определяется учебными программами. Необходимое суммарное количество времени обеспечивается за счет использования часов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана.

Базисный учебный план финансируется полностью во всех видах общеобразовательных учреждений (средние школы, лицеи, гимназии и т.д.) по итоговой нагрузке учащихся. Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются независимо от количества учащихся в группе, т.е. на каждого ученика.

Количество часов, определенное общеобразовательным учреждением на каждый предмет в учебном плане, должно предусматривать качественное усвоение учебной программы, обеспечивающей государственный образовательный стандарт.

Учебные планы, утвержденные Министерством образования России в 1991 году ("Вестник образования" за 1991 год, N 3, 5), не противоречат представленному базисному учебному плану и могут быть использованы в практике работы школ.

К базисному учебному плану прилагаются некоторые варианты учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским и нерусским языком обучения.

НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

Учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (начальное общее образование)

+------------------------------------------------------------------+
¦ Учебные предметы      ¦   Количество часов в неделю в классах    ¦
¦                       +------------------------------------------¦
¦                       ¦   I  ¦ II ¦ III ¦  I  ¦ II ¦ III ¦ IV    ¦
+------------------------------------------------------------------+

Русский язык, чтение       12    11    10    9    10    12   11

Математика                 6     6     6     4    5     5    6

Ознакомление с
окружающим миром           -     -     -     1    1     -    -

Природоведение             -     1     2     -    -     1    1

Изобразительное искусство  1     1     1     1

   1     1    1

Музыка                     1     1     1     1    1     1    1

Физическая культура        2     2     2     2    2     2    2

Трудовое обучение          2     2     2     2    2     2    2

ВСЕГО:                     24    24    24    20   22    24   24

Факультативы               2     2     2     2    2     2    2

ИТОГО:                     26    26    26    22   24    26   26

Учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (начальное общее образование)

+------------------------------------------------------------------+
¦ Учебные предметы      ¦   Количество часов в неделю в классах    ¦
¦                       +------------------------------------------¦
¦                       ¦   I  ¦ II ¦ III ¦  I  ¦ II ¦ III ¦ IV    ¦
+------------------------------------------------------------------+

Родной язык                6     6     5     5    6     6    6

Русский язык               6     6     6     4    5     7    7

Математика                 6     5     5     4    4     4    4

Ознакомление с окружающим
миром                      -     -     -     1    1     -    -

Природоведение             -     1     2     -    -     1    1

Изобразительное искусство  1     1     1     1

   1     1    1

Музыка                     1     1     1     1    1     1    1

Физическая культура        2     2     2     2    2     2    2

Трудовое обучение          2     2     2     2    2     2    2

ВСЕГО:                     24    24    24    20   22    24   24

Факультативы               2     3     3     2    3     3    3

ИТОГО:                     26    27    27    22   25    27   27


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»