УТВЕРЖДЕНО
Заместитель министра
путей сообщения СССР
Г.М.Фадеев
22 января 1991 года

Заместитель министра
морского флота СССР
Н.П.Цах
22 января 1991 года

Заместитель министра
внешних экономических
связей СССР
В.Н.Бурмистров
22 января 1991 года

ПРАВИЛА
перевозок экспортных и импортных грузов,
следующих через морские порты и пограничные станции
не в прямом международном сообщении

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки экспортных, импортных, транзитных, реэкспортных и снятых с экспорта грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, в том числе грузов в контейнерах и пакетах, в дальнейшем именуемых "экспортные грузы" - для экспортных, транзитных и реэкспортных грузов и "импортные грузы" - для импортных, транзитных, реэкспортных и снятых с экспорта грузов соответственно.

1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, следует руководствоваться положениями Устава железных дорог Союза ССР, Правил перевозок грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов. В части, связанной с перевозкой этих грузов морем, соответствующими положениями Кодекса торгового мореплавания СССР и Правил морской перевозки, а в части, связанной с перевозкой с участием иностранных железных дорог, - соответствующими международными соглашениями.

1.3. Экспортные и импортные грузы отгружаются по перевозочным документам внутреннего железнодорожного сообщения или соответствующего прямого международного грузового сообщения для транзитных и реэкспортных грузов, составляемых на каждую повагонную, маршрутную, малотоннажную, контейнерную и мелкую отправку.

2. Перевозка экспортных грузов

2.1. Получателем экспортных грузов в перевозочных документах указывается:

- для грузов, следующих через морские порты, - морской порт по

поручению внешнеэкономической организации*;

---------------

          * Под внешнеэкономическими организациями понимаются внешнеэкономические объединения, независимо от ведомственной подчиненности, а также предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций.

- для грузов, следующих до выходных пограничных пунктов, внешнеэкономическая организация.

2.2. В правом верхнем углу перевозочного документа делается отметка "Экспорт", а в графе 4 накладной "Особые заявления и отметки отправителя" указывается также страна назначения, номер контракта или договора с внешнеэкономической организацией и наименование и номер документа, разрешающего вывоз груза (лицензии).

2.3. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при железнодорожной и морской перевозке и перегрузке в морских портах и на пограничных станциях и соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям действующих на транспорте Правил перевозок.

Маркировка грузов производится в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта Союза ССР "Маркировка грузов".

2.4. Тарные и штучные грузы отгружаются грузоотправителем с указанием в накладной количества мест и общей массы, определенной по стандарту или по массе, указанной на грузовых местах.

Грузы, перевозимые насыпью и навалом, отгружаются отправителем с указанием массы, определенной на весах. Определение массы таких грузов по обмеру или условно не допускается. Тарные и штучные грузы сдаются железной дорогой и принимаются морским портом с проверкой количества мест без проверки массы. Проверка массы и состояния груза производится только в поврежденных местах.

Экспортные наливные, навалочные и насыпные грузы сдаются железной дорогой и принимаются портом согласно данным накладных с проверкой массы по требованию порта. Результаты проверки массы указанных грузов оформляются железной дорогой в установленном порядке.

За взвешивание груза на весах железной дороги, маневровые работы при взвешивании и подачу вагонов в порт, проверку количества мест и состояния грузов с порта взыскивается сбор в порядке и размерах, предусмотренных тарифами, с последующим возмещением этого сбора соответствующей внешнеэкономической организацией.

2.5. Экспортные скоропортящиеся грузы должны отгружаться отправителем с приложением документов о качестве груза в двух экземплярах.

Первый из них следует за границу, второй, в котором дополнительно должен указываться срок транспортабельности в сутках, остается на пограничной станции (в порту). В случаях задержки на пограничных станциях (в портах) экспортных скоропортящихся грузов инспектором территориального подразделения МВЭС СССР по контролю за качеством экспортных товаров последний немедленно сообщает об этом соответствующей внешнеэкономической организации, которая должна в суточный срок с даты уведомления распорядиться этим грузом. Внешнеэкономическая организация несет ответственность за снижение качества груза, простой вагонов и контейнеров, вызванный несвоевременным принятием мер по задержанным грузам.

2.6. Экспортные грузы, сформированные грузоотправителем в транспортные пакеты, принимаются к перевозке:

- на местах общего пользования - по наружному осмотру без проверки количества мест груза в пакетах;

- на подъездных путях грузоотправителя наружный осмотр пакетов железной дорогой не производится.

Маркировка, параметры и масса пакетов, способы укладки грузов в пакетах, а также применяемые средства пакетирования должны соответствовать требованиям государственных стандартов, Правил перевозок грузов на железнодорожном и морском транспорте.

Передача железной дорогой порту экспортных грузов, сформированных в транспортные пакеты, производится по счету пакетов без проверки количества мест в пакетах. При обнаружении поврежденных пакетов или отдельных поврежденных мест в пакете сдающая сторона совместно с принимающей стороной (портом) производит проверку количества грузовых мест, а также проверку содержимого поврежденных мест (количество, масса и состояние груза) по спецификациям или упаковочным листам. Результаты проверки оформляются актами в установленном порядке.

2.7. Если при передаче экспортных грузов железной дорогой порту окажутся грузы, которые на основании действующих Правил не могут быть приняты (ввиду необходимости исправления тары и т.д.), то такие отправки принимаются и приводятся портом в должный порядок.

Стоимость работы возмещается порту железной дорогой за счет грузоотправителя, если погрузка производилась его средствами. В случаях, когда исправление тары и груза силами порта невозможно, вопрос о дальнейшей транспортировке такого груза решается внешнеэкономической организацией или ее представителем в порту.

2.8. Обнаруженные при передаче железной дорогой порту повреждения или порча экспортного груза, несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочных документах, оформляются коммерческими актами.

Коммерческие акты составляются железной дорогой и подписываются станцией и портом в установленном порядке. Коммерческий акт выдается порту в трехсуточный срок с момента приема портом груза в порядке, установленном Правилами составления актов.

2.9. В случае прибытия в порт несогласованных к завозу экспортных грузов и невозможности их выгрузки в порту внешнеэкономическая организация, в адрес которой прибыл груз, обязана распорядиться этим грузом.

Расходы по простою вагонов и другие расходы, связанные с прибытием таких грузов, оплачиваются за счет внешнеэкономической организации.

3. Перевозка импортных грузов

3.1. Отправителем импортных грузов указывается в перевозочных документах:

- для грузов, следующих через морские порты, - морской порт по поручению внешнеэкономической организации;

- для грузов, следующих через пограничные станции, внешнеэкономическая организация.

При отгрузке из морских портов импортных грузов, подлежащих перевозке в опломбированных вагонах, их количество и масса удостоверяются при погрузке в вагоны совместно работниками порта и железной дороги обоюдным проставлением подписей в железнодорожной накладной.

3.2. Пригодность подвижного состава в коммерческом отношении под погрузку импортных грузов, отгружаемых из морских портов, определяется портом. Пригодность вагонов под погрузку хлебных грузов определяется портом с участием Государственной хлебной инспекции.

3.3. Импортные тарные и штучные грузы отгружаются портами в таре (упаковке), в которой они прибыли в порт, если тара (упаковка) обеспечивает сохранность груза при перевозке по железным дорогам. В необходимых случаях внешнеэкономическая организация согласовывает с МПС СССР, Минморфлотом СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами особые условия перевозки грузов.

3.4. Погрузка импортных грузов в вагоны производится портом в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов до технических норм (сетевых или местных) или до полной вместимости, но не выше грузоподъемности с учетом допускаемого перегруза.

При отсутствии сетевых норм загрузки вагонов железная дорога может устанавливать по согласованию с портом местные технические нормы загрузки вагонов в зависимости от свойств и качества импортных грузов.

За недогруз вагонов порт уплачивает железной дороге штраф в размерах, предусмотренных тарифами.

Невагонные партии импортных грузов и остатки от коносаментных партий отгружаются портом в контейнерах или мелкими отправками в сборных вагонах.

Отгрузка невагонных партий груза повагонными отправками допускается при невозможности их отправления в контейнерах или мелкими отправками. В этом случае штраф за недогруз вагонов до технических норм не взыскивается.

3.5. Тарные и штучные грузы отгружаются портом по стандартной массе, по массе, указанной на каждом грузовом месте, или по согласованию с внешнеэкономической организацией - по среднеконосаментной массе. В таком же порядке без проверки массы эти грузы выдаются железной дорогой получателю в пункте назначения.

Тарные и штучные грузы, отгружаемые на открытом подвижном составе, сдаются портом и принимаются железной дорогой по количеству мест без проверки массы груза.

В необходимых случаях, которые определяет внешнеэкономическая организация, отгрузка производится с участием экспертов ТПП СССР за счет внешнеэкономической организации в целях определения количества, качества и комплектности импортных грузов.

Отгрузка навалочных, насыпных и продовольственных наливных грузов производится с проверкой массы этих грузов.

При перевозке навалочных и насыпных грузов на открытом подвижном составе определение массы производится совместно представителями железной дороги и портов.

Погруженные портом вагоны пломбируются пломбами порта за счет внешнеэкономической организации, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами перевозок грузов пломбирование не требуется.

При этом применяются пломбы и запорные устройства, предусмотренные для использования на вагонах Правилами перевозок грузов.

В графе накладной "Наименование груза" под наименованием груза указываются количество пломб, их оттиски и контрольные знаки.

Выдача импортных грузов получателям на станциях назначения, в том числе прибывших в исправных вагонах с поврежденными пломбами, производится приемосдатчиками железной дороги с проверкой количества мест, а в соответствующих случаях - массы и состояния груза со взысканием за эту работу с грузополучателей сбора в установленных размерах.

Снятие пломб с вагонов на станциях назначения производится приемосдатчиком железной дороги в присутствии грузополучателя.

В необходимых случаях выдача этих грузов на станции назначения производится с участием эксперта Торгово-промышленной палаты СССР.

В случае составления коммерческого акта первый его экземпляр с приложением снятых с вагона пломб высылается станцией назначения на дорогу отправления. Второй экземпляр коммерческого акта выдается грузополучателю.

3.6. Выдача получателям импортных грузов, сформированных в транспортные пакеты, производится по счету пакетов без проверки количества грузовых мест и состояния груза в пакетах. При обнаружении на станциях назначения поврежденных пакетов выдача груза производится с проверкой количества мест и состояния груза в пакетах, а поврежденных мест - также с проверкой их массы и количества.

3.7. Импортные негабаритные и тяжеловесные грузы завозятся в порты: Ленинград, Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда, Калининград, Мурманск, Одесса, Ильичевск, Николаев, Херсон, Мариуполь, Новороссийск, Владивосток, Находка, а также в другие морские порты по согласованию между Минморфлотом СССР, МПС СССР и МВЭС СССР.

Внешнеэкономические организации на стадии проектирования оборудования и подготовки его транспортировки обязаны представить на экспертизу в МПС СССР предварительные эскизы негабаритных или тяжеловесных мест с целью определения возможности и условий их перевозки и разработки рекомендаций по уменьшению размеров и изменению транспортного положения груза.

В заявке на согласование перевозки должен быть указан номер контракта, количество мест, ориентировочный срок перевозки, станция назначения и грузополучатель. К заявке необходимо приложить эскиз груза в трех проекциях с указанием размеров, массы, положения центра тяжести и координат наиболее выступающих точек относительно его основания и вертикальной оси, проходящей через центр тяжести (на виде с торца или поперечном сечении), определяющих негабаритность.

Внешнеэкономические организации или их экспедиторы по прибытии негабаритного или тяжеловесного груза в порт представляют технологической группе отделения железной дороги или отделению железной дороги эскиз, выполненный на основании фактических обмеров груза, для разработки чертежа и информируют при этом о согласовании ранее с МПС СССР возможности этой перевозки.

Внешнеэкономические организации могут заблаговременно до прибытия груза в советский порт предоставлять через своих экспедиторов отделению железной дороги эскизы грузов, разработанные фирмой, на которых кроме данных, представленных при предварительном согласовании, должны быть предварительно показаны: точное (с размерами) расположение опор груза (опорных салазок для ящиков), узлов крепления груза и допускаемые на них усилия, указана возможность крепления груза за опоры или крепления грузов в ящичной упаковке обвязками и другие реквизиты и особые условия, необходимые для разработки чертежей погрузки и расчетов крепления.

По прибытии указанных грузов в порт внешнеэкономическая организация или ее экспедитор должны обеспечить проверку фактических размеров, транспортного положения и других транспортных параметров, перечисленных выше и указанных в эскизе фирмы. При расхождении фактических данных с указанными в предварительных эскизах производится корректировка или переработка (при необходимости) разработанных ранее чертежей погрузки работниками отделения железной дороги за счет внешнеэкономической организации.

Железные дороги обеспечивают разработку чертежей погрузки и расчетов крепления, их согласование и передачу утвержденных чертежей портам в следующие сроки с момента получения эскизов (при равномерном поступлении грузов):

- для грузов нижней 1 - 2-ой, боковой 1 - 3-ей, верхней 1 2-ой степени негабаритности - до 15 суток;

- для грузов нижней 3-ей, боковой 4-ой, верхней 3-ей степеней негабаритности - до 20 суток;

- для грузов нижней 4 - 6-ой, боковой 5 - 6-ой степеней негабаритности, сверхнегабаритных, а также всех грузов на транспортерах - до 30 суток.

Стоимость разработки чертежей погрузки и расчетов крепления, а также выполнения других работ, связанных с инженерной подготовкой перевозки импортных негабаритных и тяжеловесных грузов, оплачивается железной дороге внешнеэкономической организацией согласно заключенным договорам.

Подача транспортеров в порты и их использование осуществляется в установленном порядке. Порты за счет внешнеэкономических организаций выполняют работы по специальному креплению и изготовлению приспособлений, предусмотренных чертежами погрузки и расчетами крепления груза на подвижном составе.

Если для перевозки негабаритного и тяжеловесного груза по железной дороге требуется особо сложное приспособление для крепления, которое порт не может изготовить, внешнеэкономическая организация поручает их изготовление другим организациям и обеспечивает их доставку в порт.

В случае завоза в порт крупногабаритных и тяжеловесных грузов без предварительного согласования с МПС СССР возможности и условий их перевозки, или грузов, перевозка которых по железной дороге не может быть осуществлена, решение вопросов о доставке этих грузов получателю принимает внешнеэкономическая организация, которая несет ответственность за возможные последствия задержки в отправке таких грузов.

3.8. На обнаруженные на станциях назначения недостачи и излишки импортных грузов железная дорога составляет коммерческие акты на каждый вагон или группу вагонов, на которые составлена одна железнодорожная накладная.

Об обнаруженных недостачах и излишках станция назначения в суточный срок информирует по телеграфу станцию отправления. Припортовая станция сообщает эту информацию порту в течение суток.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»