Недействующий

     

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ
И СТАБИЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ


Программа Совета Министров - Правительства Российской Федерации
на 1993 - 1995 годы

Принята на заседании Совета Министров - Правительства
Российской Федерации 6 августа 1993 года

     Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Настоящая Программа конкретизирует основные положения и направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы, обоснованные в его Докладе "Положение российской экономики и перспективы ее развития". Она увязана с Планом действий Правительства по реализации экономической реформы на 1993 год и предназначена для организации работы всех министерств и ведомств, федеральных и региональных органов исполнительной власти на период 1993-1995 годов по реформированию и стабилизации российской экономики.

Осуществление предусмотренных в программе мер обеспечит выход из тяжелого кризиса, в котором находится страна, создаст предпосылки для возрождения России, ее экономического подъема и повышения благосостояния народа.

     

1. Состояние российской экономики и основные
положения социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации

В своей социально-экономической политике Правительство исходит из следующей оценки ситуации в российской экономике к середине 1993 года.

С января 1992 года Россия приступила к радикальной экономической реформе. К этому времени были исчерпаны возможности эволюционных преобразований. Нужен был прорыв.

В результате решительных мер экономика России в течение нескольких месяцев существенно изменила свой облик, в ней начались новые процессы, присущие рыночной экономике и ведущие к ее развитию. Удалось избежать катастрофы. Повысилась насыщенность рынка.

Реформы дались нелегко: усилился спад производства, инфляция, переведенная из подавленной в открытую, составила 2600 проц.за год, значительно снизился уровень жизни основной массы населения. Определенную роль в этом сыграли допущенные ошибки.

Однако взвешенно оценивая предпринятые тогда меры, следует сказать, что большей частью они были жизненно необходимы, а их болезненные последствия неизбежны. Прорыв был невозможен без издержек, в ином случае потери были бы существенно выше.

С осени 1992 года была достигнута относительная стабилизация производства, хотя и на низком уровне, ценой ослабления финансовой и кредитно-денежной политики и усиления инфляции, задержки структурных сдвигов. Началась реализация программы приватизации. Однако продвижение реформ и стабилизация экономики все больше оказывались в зависимости от политической конфронтации, прежде всего, вокруг курса реформ.

Ситуацию изменил референдум выявивший доверие народа Президенту и проводимой социально-экономической политике.

Нынешнее положение российской экономики характеризуется определенными позитивными сдвигами. Уровень производства продолжает оставаться стабильным, хотя есть опасность нового спада вследствие растущих неплатежей. В течение первого полугодия Правительству и Банку России удалось проводить умеренно жестокую финансовую и денежно-кредитную политику в результате чего темпы инфляции несколько снизились, хотя и продолжают оставаться высокими. В последние месяцы стабилизировался курс рубля. При снижении объемов импорта сложился положительный внешнеторговый баланс. Стабилизировался и уровень жизни населения. Ожидается хороший урожай зерна и других сельскохозяйственных культур.

Вместе с тем ситуация продолжает оставаться крайне неустойчивой. Многочисленные проблемы осаждают страну, предприятия и граждан. Усиливается социальная дифференциация. Миллионы людей живут ниже уровня бедности. В тяжелом положении находятся многие отрасли промышленности, в том числе оборонная, лишившаяся большей части военных заказов, наука, образование, культура. Нет средств для решения острейших проблем экологии, охраны здоровья. Все реальней угроза безработицы. Растет преступность. Россия проходит тяжелейшую фазу кризиса.

Сохраняется переходный характер экономический отношений, в которых вновь нарождающиеся еще достаточно слабые рыночные отношения столкнулись с трудностями адаптации предприятий к новым условиям, не выработаны эффективные методы государственного воздействия на экономику.

Трудности в экономике усугубляются разрывом многих производственно-технологических связей между предприятиями России и других государств - бывших республик Советского Союза.

Тем не менее все это свидетельствует не о крахе реформ, а лишь о сложности и противоречивости переходного периода.

Негативные явления, с которыми приходится сталкиваться сегодня, большей частью объективно обусловлены либо тяжелым наследием прошлого, либо трудностями переходного периода, в течении которого происходит коренное преобразование всей хозяйственной системы, ломка сложившихся экономических и организационных структур, замена их новыми, отвечающими условиям рыночной экономики.

Важный, во многих отношениях самый трудный этап преобразований уже пройден. Для пророчеств каких-то грядущих катастроф нет серьезных оснований, если мы сами их не вызовем. Правительство делает все возможное, чтобы противостоять негативным явлениям, вовремя нейтрализовать возникшие угрозы, закрепить позитивные тенденции и добиться дальнейшего продвижения вперед.

Социально-экономическая политика Правительства ставит перед собой следующие конечные цели:

- высокое благосостояние граждан, доступность для большинства из них широкого круга благ предоставляемых мировой цивилизацией, уверенность людей в завтрашнем дне на основе обладания собственностью, стабильность, безопасность и справедливость в обществе при высоком уровне социальных гарантий;

- обеспечение прав и свобод граждан, завершение формирования гражданского общества, правового демократического государства, гарантий самоопределения и равноправия народов, целостности России;

- процветание отечественной науки и культуры, сохранение природной среды, развитие лучших традиций народов нашей страны, нравственности и духовности;

- упрочение экономических и политических позиций России в мировом обществе.

Великой может быть только реформированная, богатая и демократическая Россия.

В России должна быть создана социально-ориентированная, эффективная экономика - конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная. Она должна быть способной динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности.

Чтобы достичь этих целей на основе рыночных механизмов, намечается, учитывая мировой опыт, обеспечить в течение предстоящего десятилетия:

- значительное ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение доли государственного сектора, снижение налогов и государственных расходов;

- развитие предпринимательства и конкуренции;

- поддержание высокой доли накопления и резкое повышение эффективности инвестиций;

- открытие экономики, привлечение иностранных инвестиций, создание сильного экспортного потенциала, в том числе за счет товаров с высокой добавленной стоимостью;

- преодоление кризиса в аграрном секторе, удовлетворение спроса на продовольствие в основном за счет отечественного производства.

На среднесрочную перспективу до 1996 года ставятся следующие задачи:

- добиться стабилизации общего подъема производства и создать предпосылки для экономического подъема;

- продолжить либерализацию экономики, последовательно снимая административные ограничения с цен, хозяйственных связей, внешнеэкономической деятельности;

- снизить уровень и контролировать инфляцию, обеспечить финансовую стабилизацию;

- реализовать программу приватизации и осуществить реформу государственных предприятий, создать условия для формирования эффективных собственников и конкурентной среды;

- развернуть структурную перестройку экономики, имея в виду преодоление структурных деформаций, приспособление к платежеспособному спросу с минимумом потерь и издержек, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство;

- проводить активную социальную политику направленную на приспособление трудоспособного населения к новым условиям, адресную защиту наиболее уязвимых его слоев от негативных проявлений переходных процессов, стимулирование деловой активности и добровольных частных сбережений.

Проанализировав уроки 1992 года, Правительство внесло определенные коррективы в программу реформ, предусматривающие:

- усиление социальной направленности экономической политики;

- реализацию мер по борьбе с инфляцией, наведению порядка в финансовой и кредитно-денежной сфере без "шоковой терапии";

- продолжение приватизации и наряду с этим повышение управляемости государственного сектора экономики;

- осуществление избирательной структурной политики путем перехода от массовой поддержки производства к финансированию экономически обоснованных проектов;

- усиление государственной поддержки малого предпринимательства;

- повышение роли регионов в проведении реформ, перенос центра тяжести реформ на места, выравнивание социально-экономических прав субъектов Российской Федерации.

Программа Правительства - это также и новый взгляд на возможности и роль государства в современных условиях, учитывающий трансформацию его функций в переживаемый страной переходный период. Последовательное осуществление намеченной Программы позволит вывести страну из кризиса с наименьшими потерями. При этом предстоит пройти следующие этапы.

Этап I - кризисного развития - завершится 1994 году.

Главный приоритет экономической политики Правительства на этом этапе - установление контроля над инфляцией и финансовая стабилизация, создание условий для стимулирования инвестиций, оздоровление производства и оживление деловой активности.

Будет продолжена массовая приватизация в соответствии с принятой Программой, достигнуто серьезное продвижение в формировании инфраструктуры товарного и финансового рынка, развитие малого предпринимательства, начнется структурная перестройка экономики. В сельском хозяйстве будет завершена в основном передача земли и имущества в собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям. Социальная политика будет ориентироваться прежде всего на адресную поддержку наименее обеспеченных слоев населения, недопущение массовой безработицы.

По завершению этого этапа в 1994 году прекратится общий спад производства и стабилизируется уровень жизни населения. Дефицит бюджета не превысит 8-10 проц. ВВП с покрытием его в значительной части за счет экономически оправданных источников. Темп инфляции составит не более 5-7 проц. в среднем за месяц. Курс рубля будет поддерживаться на стабильном уровне. Доля регулируемых цен снизится до 3-5 проц. ВВП.

Этап II - стабилизации - охватит конец 1994 и 1995 годы.

Главный приоритет второго этапа - институционные преобразования и обеспечение повышения инвестиционной активности.

В основном завершится массовая приватизация и реформа государственных предприятий, что обеспечит укрепление финансовой дисциплины, повышение ответственности по обязательствам перед партнерами. Сокращение бюджетного дефицита и снижение темпов инфляции позволит уменьшить налоговое бремя и ставки банковского процента, что будет способствовать развитию предпринимательства и росту инвестиций. Совершенствование банковской системы и финансовых институтов обеспечит аккумуляцию капиталов и их помещение в эффективные проекты.

Структурная политика будет направлена на стимулирование перспективных производств, свертывание и реорганизацию неэффективных предприятий, поддержку позитивных структурных сдвигов. Правительство предпримет все необходимые шаги по поддержанию занятости и оказанию помощи безработным, обеспечению их социальной защищенности в случае временной утраты трудоспособности. Развернется реформа социальной сферы.

По завершению этого этапа в 1995 году стабилизируется производство при усилении структурных сдвигов, спад в одних отраслях будет компенсироваться ростом в других. Доля государственного сектора в ВВП составит не более 30-35 проц. Произойдет оживление деловой активности. Доля частных инвестиций в фонде накопления повысится до 60 проц. Будет обеспечен определенный рост уровня жизни населения.

Этап III - экономического подъема - начнется в 1996 году.

Главный приоритет III этапа - обеспечение технической реконструкции народного хозяйства и создание условий для качественного повышения благосостояния основной массы населения.

Будет осуществлен переход к активной фазе структурной перестройки промышленности за счет накоплений государства и предприятий, а также привлечения сбережений населения. Прекратится спад в топливно-энергетическом комплексе и сырьевом секторе, произойдет оживление производства в обрабатывающих отраслях, продукция которых пользуется спросом и конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках. Стабилизируется уровень занятости населения. Развернется жилищное строительство, начнется обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры. Стабилизируется положение в аграрном секторе, способствую самообеспечению страны продовольствием. Дальнейшая активизация отечественных предпринимателей будет сопровождаться значительным притоком иностранных инвестиций и созданием новых рабочих мест. Повышение уровня жизни населения значительно улучшит социальную обстановку.

К концу 90-х годов темпы экономического роста достигнут 4-5 проц. в год, а норма накопления в ВВП 20-25 проц. Будет обеспечено активное сальдо платежного баланса при опережающем росте экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.

В сложившихся обстоятельствах нет возможности для широкого маневра. Радикальная смена курса, переход к принципиально иному варианту социально-экономической политики привели бы к катастрофе. Нет также возможностей каким-либо радикальным мерам быстро и безболезненно улучшить положение в экономике.

Только последовательными действиями по созданию эффективных рыночных институтов, огромной организационной работой, современными усилиями всех слоев российского общества можно преодолеть кризис и обеспечить процветание нашей Родины.

     

2. Финансовая, денежная и ценовая политика

Основным целевым ориентиром финансово-экономической политики Правительство определило сокращение среднемесячных темпов инфляции до 10 проц. к концу 1993 года и снижение этого показателя в 1994 году до 5-7 проц. в месяц, с тем чтобы в 1995 году довести показатель инфляции до величины, не превышающей 30-40 процентов в год.

Для достижения поставленных целей будет задействован комплекс мероприятий по всем основным направлениям финансово-экономической политики.

В области государственных финансов центральная проблема сокращение дефицита федерального бюджета, который, несмотря на принятые в 1992 году меры по его преодолению, составил более 20 проц. ВВП. Поэтому основная задача Правительства состоит в предотвращении неконтролируемого роста расходов бюджета и укрепление его доходной базы.

Беспрецедентные требования по увеличению бюджетных расходов привели к удвоению величины бюджетного дефицита на 1993 год. Его размер по утвержденному Верховным Советом варианту уточненного бюджета составил около 22 трлн.рублей, или более 20 проц. ВВП. Тем не менее Правительство намерено проводить ответственную финансовую политику.

Для сдерживания роста дефицита бюджета принимаются следующие меры :

- вводится акцизный сбор на газ, повышаются до 30 процентов ставки акциза на нефть. Устанавливается специальный целевой сбор для создания федерального фонда финансовой поддержки угольной промышленности и сельского хозяйства;

- объявлен мораторий на новые расходы до конца 1993 года. Мероприятия, не обеспеченные реальными источниками финансирования, осуществляться не будут;

- производится пропорциональное сокращение (секвестр) на 15 проц. большинства расходов федерального бюджета, ужесточается контроль за его исполнением и величиной государственного долга;

- устанавливается предельный размер федерального бюджета на 1994 год, который не должен превышать 6 процентов ВВП.

Следует иметь в виду, что следствие глубоких структурных дисбалансов российской экономики дефицит бюджета нельзя будет ликвидировать немедленно.

На среднесрочную перспективу основными направлениями финансовой политики Правительства являются:

- построение новой финансовой системы, обеспечивающей сокращение относительных размеров бюджетного дефицита на основе расширения доходной части бюджета и повышения эффективности налоговой системы, рационализации государственных расходов;

- развитие экономически обоснованных методов финансирования дефицита бюджета;

- эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов.

Учитывая важность стабильности налоговой системы, предсказуемости изменений в ней для поддержания деловой активности, Правительство в ближайшие годы намерено вносить в нее только те изменения, которые действительно назрели и соответствуют новым реалиям федеративного устройства Российского государства.

В 1993 году будут завершены пересмотр и перерегистрация всех новых льгот (включая льготы во внешнеэкономической сфере) для их отмены или существенного ограничения.

В целях сокращения бюджетного дефицита и своевременного обеспечения необходимых государственных расходов соответствующими доходами при разработке проектов бюджета на 1994 год предусматриваются следующие меры по уточнению действующего налогового законодательства:

- вместо множественности платежей, связанных с использованием природных ресурсов, ввести единый налог, позволяющий государству получать значительные доходы за счет части ренты, реализуемой при эксплуатации месторождений полезных ископаемых;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»