• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте


В Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 декабря 2012 г. N 52 опубликован приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", вступивший в законную силу через 10 дней после публикации, с 4 января 2013 года. Этот приказ отменяет действие двух других, ранее действовавших, приказа: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" и приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 года N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу".

Понятие "первичная медико-санитарная помощь" впервые было сформулировано в нормативно-правовых актах в 1993 году, когда в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-I (в настоящее время утратил силу) была включена статья 38 о первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП), где приводилось определение: "Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования". Также статья 38 указывала, что порядок оказания ПМСП устанавливается органами управления муниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, а финансирование ПМСП осуществляется за счет средств муниципального бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В статью несколько раз вносились изменения и дополнения, касающиеся объема ПМСП, уровня и источника финансирования.

В дальнейшем понятие ПМСП было расширено и изменено. Наиболее значительные изменения были установлены при введении в действие приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг". Изменения коснулись непосредственно порядка оказания ПМСП в части получения льготных рецептов и документов на санаторно-курортное лечение, а также форм медицинской карты, рецептов и направлений. Действие данного документа по смыслу приказа распространялось только на лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, в обиходе медицинских организаций чаще именуемых "льготниками".

Но постепенно действие данного приказа в части обязательного требования оформления карты в виде учетной формы N 025/у-04 многие контрольно-надзорные органы и прокуратура распространили фактически на всех прикрепленных пациентов, о чем свидетельствует обширная судебная практика привлечения к административной ответственности (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2011 года N 08АП-8214/11; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 года N 03АП-1533/11; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2011 года N Ф05-2265/11 по делу N А40-76535/2010 и многие другие). При этом решения судов неоднозначны, отсутствует единообразие применения норм права.

Представляется важным для практической работы медицинских организаций любой формы собственности рассмотреть выводы судебной практики по вопросу: какую форму амбулаторной карты следует ввести в работу? Формы первичной медицинской документации первоначально были утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, которым в том числе предусматривалась форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного". Из письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2009 N 14-6/242888 следует, что приведенный приказ от 04.10.80 N 1030 отменен. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" утверждена действующая учетная форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного" (приложение N 2). Согласно Инструкции по заполнению учетной формы N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг", медицинская карта амбулаторного больного является основным первичным медицинским документом больного, проходящего лечение амбулаторно или на дому, и заполняется на каждого больного при первом обращении за медицинской помощью в лечебное учреждение. Титульный лист Карты заполняется в регистратуре медицинского учреждения при первом обращении пациента за медицинской помощью (консультацией). На титульном листе Карты проставляется полное наименование медицинского учреждения в соответствии с документом регистрационного учета и код ОГРН. Далее Карта заполняется медицинским работником (участковым врачом, врачом-специалистом, фельдшером на ФАПе, врачом общей практики), осуществляющим наблюдения за больным. Особое внимание должно уделяться записям на листе заключительных (уточненных) диагнозов, куда заносятся врачами всех специальностей диагнозы, установленные при первом обращении в поликлинику и по помощи на дому в данном календарном году, независимо от того, когда был поставлен диагноз: при первом или последующих посещениях или в предыдущие годы.

В случае ведения электронной истории болезни суды пришли к выводу, что отсутствует обязанность медицинской организации хранить бумажные версии электронной истории болезни, однако ведение истории болезни необходимо осуществлять в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов, в частности приказов Министерства здравоохранения РФ. Вступивший в силу 1 января 2008 национальный стандарт "Электронная история болезни. Общие положения" (ГОСТ Р 52636-2006) является первым в области медицинской информатики. Первичная медицинская документация может вестить в форме электронной истории болезни на основании ГОСТ Р 52636-2006. Указанный ГОСТ Р 52636-2006 является национальным стандартом (в терминологии Федерального закона "О техническом регулировании"), разработанным Российской академией медицинских наук и внесенным на рассмотрение Техническим комитетом по стандартизации "Медицинские технологии". Согласно п.1 ГОСТа Р 52636-2006 данный стандарт устанавливает общие положения для разработки требований к организации создания, сопровождения и использования информационных систем типа "электронная история болезни" при оказании медицинской помощи. Настоящий стандарт предназначен для применения медицинскими организациями и учреждениями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением, систем обязательного и добровольного медицинского страхования, другими медицинскими организациями различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи.

Как указано выше, рассматриваемый ГОСТ Р 52636-2006 является национальным стандартом, который применяется субъектами на добровольной основе (ст.12 Федерального закона "О техническом регулировании"), что подтверждается также ГОСТом Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации", согласно которому национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения. С момента принятия медицинской организацией решения о применении ГОСТа Р 52636-2006 его требования являются обязательными. В силу раздела 5 указанного ГОСТа Р 52636-2006 системы ведения "электронной истории болезни" подразделяются на два класса: индивидуальные; коллективные. При этом индивидуальная система характеризуется тем, что она не предполагает отчуждения медицинских записей и документов от автора (п.6.1 ГОСТ), то есть ведется одним автором, который и использует электронные персональные медицинские записи. В этом случае, действительно, хранящаяся в электронном виде документация не имеет самостоятельного статуса и не является официальным медицинским документом, в силу чего подлежит обязательной распечатке на бумажном носителе и подписанию автором (п.5.1 ГОСТ). В соответствии с п.5.2 ГОСТа в коллективных системах электронные персональные медицинские записи отчуждаются от их автора, то есть запись может быть непосредственно извлечена из электронного архива другим медицинским работником и использована в качестве официального медицинского документа. Любой медицинский работник, имеющий соответствующие права доступа, может использовать извлеченную из электронного архива запись так же, как и медицинскую запись на бумаге, собственноручно подписанную автором. При этом под использованием электронной записи следует понимать ее чтение в электронном виде, принятие на ее основании медицинских решений, распечатывание и вклеивание в историю болезни в качестве официального медицинского документа, передачу ее другим лицам, имеющим соответствующие права. Требования к созданию бумажной копии электронной персональной медицинской записи определены в разделе 14 ГОСТа Р 52636-2006. Так, передача "электронной истории болезни" другим лицам может быть осуществлена путем предоставления ее электронной или бумажной копии (разделы 13 и 14 ГОСТа). Порядок изготовления бумажной копии созданного в электронном виде документа подразумевает его распечатку в любой необходимый момент времени.

В наиболее законченном виде действующее в настоящее время понятие "первичная медико-санитарная помощь" было представлено в статье 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Изменения в организации первичной медико-санитарной помощи в свете модернизации здравоохранения

Название документа: Изменения в организации первичной медико-санитарной помощи в свете модернизации здравоохранения

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Опубликован: Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт
Дата принятия: 29 января 2013

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах