Л.Ю.Симонова,
редактор-эксперт
журнала "Бюджетный учет"
Имеешь транспорт - не забудь про налог
Машина - не транспорт, а средство передвижения. Зарегистрировав транспортное средство, владелец приобретает обязанность по уплате транспортного налога.
Одним из налогов, участвующих в формировании доходной части региона, является транспортный налог. Порядок исчисления и уплаты налога регулируется положениями главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса, законами субъектов РФ. Также вопросы исчисления транспортного налога разъяснены в "Методических рекомендациях по применению главы 28 ”Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Регистрацию транспортных средств осуществляют различные органы, в зависимости от их типа и характеристик. В отношении наземного транспорта регистрирующими органами являются:
- подразделения Госавтоинспекции МВД России;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники Минсельхоза России;
- таможенные органы России.
Внимание Если регистрация транспортного средства и его снятие с регистрации происходят в течение календарного месяца, указанный период принимается за один полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ). |
Перечни средств передвижения, которые являются объектами налогообложения, и средств, не являющихся таковыми, приведены в статье 358 Налогового кодекса.
К объектам, не подлежащим налогообложению, относятся и транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом МВД (ГУВД, ОВД, УВД и др.), на которые возлагается работа по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Этот документ (справку) для снятия сумм начисленного налога по данному средству налогоплательщики представляют в налоговый орган в подлиннике (письмо ФНС России от 7 апреля 2010 года N 3-3-07/475@). Налог не уплачивается с месяца, следующего за месяцем угона (письмо УФНС России по г.Москве от 21 февраля 2011 года N 16-15/015742) и в течение периода его розыска. Месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Законодательные (представительные) органы субъектов вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Они приведены в статье 361 Налогового кодекса. Причем они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 Налогового кодекса, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким местом признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника имущества (п.5 ст.83 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ.
Если организация в своем составе имеет обособленные подразделения, филиалы, то следует учесть особенности в исчислении налога. При передаче транспортных средств из одного подразделения в другое, находящихся в разных субъектах РФ, может возникнуть проблема двойного налогообложения. Так, в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса говорится, что в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Из этого следует, что уплатить налог за данный месяц надлежит обоим подразделениям организации. Во избежание споров Минфин России в письме от 27 августа 2009 года N 03-05-05-04/11 разъяснил, что нормы указанного пункта применяются только при приобретении, отчуждении или уничтожении транспортного средства. Поскольку положениями главы 28 Налогового кодекса не предусмотрен порядок исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней нахождения транспортного средства у налогоплательщика после регистрации, то полный месяц при исчислении налога надлежит учитывать тому подразделению, по месту нахождения которого было зарегистрировано транспортное средство по состоянию на 1-е число месяца снятия с учета. По новому месту нахождения транспортного средства налог необходимо уплачивать, начиная со следующего месяца.
Внимание Федеральное налоговое законодательство не содержит каких-либо особенностей в отношении налогоплательщиков из числа бюджетных учреждений. Отдельные льготы могут устанавливаться на уровне субъектов Российской Федерации. |
Изучив практику налоговых проверок и проведя анализ выявленных нарушений, ФНС России на своем сайте http://www.nalog.ru/rub_mns_ news/3881154/ опубликовала перечень характерных налоговых нарушений законодательства о налогах и сборах. Изучив его, налогоплательщики смогут избежать возможных нарушений, снизить налоговые риски. Среди прочих приведены ошибки в части исчисления транспортного налога. Так, характерными ошибками названы:
- неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением) объектов налогообложения (транспортных средств) (п.1 ст.358 НК РФ);
- занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы (ст.359 НК РФ);
- неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства) (п.1 ст.361 НК РФ);
- нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов) (п.2, 3 ст.362 НК РФ).
Как показывает практика, бухгалтеры учреждений часто ошибочно не начисляют налог на транспортные средства, списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе. А также не используемые на дорогах общего пользования, но зарегистрированные в соответствующих органах.
Не подлежат налогообложению транспортным налогом не зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну (письма Минфина России от 9 апреля 2010 года N 03-05-04-04/08, от 23 июля 2010 года N 03-05-05-04/16).
Внимание Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2011 года N 180н, расходы по уплате транспортного налога относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ. В текущем году транспортный налог с организаций перечисляется по следующим кодам бюджетной классификации (КБК): - налог - 182 1 06 04011 02 1000 110; - пени - 182 1 06 04011 02 2000 110; - штраф - 182 1 06 04011 02 3000 110. |
За налоговый период 2012 год учреждения будут обязаны представить в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств (п.1 ст.363.1 НК РФ) или по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика (п.4 ст.363.1 НК РФ) налоговую декларацию по транспортному налогу. Приказом ФНС РФ от 20 февраля 2012 года N ММВ-7-11/99@ (далее - Порядок) утверждена новая форма налоговой декларации по транспортному налогу (далее - декларация), порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде. Она заполняется за календарный год теми налогоплательщиками, которые осуществляют уплату транспортного налога.
В состав декларации включается:
- Титульный лист;
- Раздел 1 "Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет";
- Раздел 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству".
В разделе 2 Порядка подробно описаны требования по заполнению декларации. Они аналогичны требованиям по заполнению иных документов. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более - округляются до полного рубля. Нельзя исправлять в декларации ошибки с помощью корректирующего или иного аналогичного средства. Не допускается двусторонняя распечатка декларации на бумажном носителе и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя. Заполнять поля декларации можно с использованием чернил черного, фиолетового или синего цвета. Заполнение текстовых полей декларации осуществляется заглавными печатными символами.
Каждому показателю декларации в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель. Исключение составляют показатели, значениями которых являются дата, правильная или десятичная дробь.
При заполнении полей декларации с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу. В случае отсутствия какого-либо показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк. Прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине знакомест по всей длине поля.
В пунктах 3.1-3.15 Порядка подробно освещены правила заполнения титульного листа. При заполнении титульного листа декларации указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, приведенному в ее учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается).
Отметим, что в поле "Налоговый период (код)" всегда будет стоять код 34. Только при реорганизации (ликвидации) организации ставится код 50.
Согласно пункту 3.3 Порядка при представлении в налоговый орган первичной декларации в реквизите "Номер корректировки" проставляется "0-", при представлении уточненной декларации - номер корректировки (например, "1-", "2-" и т.д.).
Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога. Если определить период совершения ошибки или допущения искажений невозможно, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Если у налогоплательщика имеются несколько объектов обложения транспортным налогом, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна декларация (п.4.1 Порядка). Ранее налогоплательщики заполняли раздел 1 по каждому муниципальному образованию, поскольку форма раздела предусматривала отражение сведений по начислению и уплате суммы налога в отношении лишь одного транспортного средства. В новой форме в разделе 1 содержатся графы для отражения информации о сумме транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет по трем транспортным средствам. Следовательно, если у налогоплательщика не более трех транспортных средств, числящихся в разных муниципальных образованиях, второй лист раздела 1 заполнять не нужно, так как вся необходимая информация уместится на одном листе. В случае если транспортных средств больше трех, нужно заполнить два листа транспортной декларации.
В разделе 1 декларации отражается не только сумма налога, исчисленного к уплате или уменьшению, но и авансовые платежи за I, II и III кварталы. Сумма авансового платежа по транспортному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода исчисляется как 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п.2.1 ст. 362 НК РФ).
Раздел 2 новой декларации дополнен следующей информацией: экологический класс транспортного средства, количество лет, прошедших с года его выпуска, количество полных месяцев владения транспортным средством в отчетном году. Кроме того, в данном разделе также указываются количество полных месяцев использования льготы и два коэффициента: Кв и Кл. Этот раздел заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному в соответствии с законодательством. В случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной налоговому органу по прежнему месту нахождения организации, налоговая декларация по транспортному налогу представляется в налоговый орган по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКАТО, на территории которых зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде на налогоплательщика транспортные средства с учетом коэффициента Кв.
Коэффициент Кв определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Коэффициент Кл определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых предоставляется налоговая льгота, к числу месяцев в периоде. Значения обоих коэффициентов указываются в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
Вопрос:
Имеет ли право учреждение прекратить начисление транспортного налога по транспортным средствам, снятым с государственной регистрации в органах ГИБДД, эксплуатация которых невозможна ввиду их технического состояния (отчеты с техническим заключением независимого эксперта имеются), но при этом данные транспортные средства не утилизированы, находятся на территории учреждения и числятся на балансе до момента получения согласования на списание?