Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 ноября 2012 года N ЕД-4-3/19536@


О налогообложении субсидий  



Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов просит дать разъяснения по вопросу налогообложения субсидий, получаемых налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в рамках целевых программ содействия малому и среднему предпринимательству.

Порядок налогообложения субсидий, в том числе, сумм выплат, полученных налогоплательщиками ЕНВД на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утвержденными соответствующими органами государственной власти, согласованный с Минфином России, разъяснен в письмах Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@, N ШС-37-3/9373@, от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@, размещенных на официальном сайте ФНС России в рубрике "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".

Из разъяснений следует, что полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД, и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Из этого следует, что субсидии, полученные налогоплательщиками ЕНВД, например, в рамках программы содействия самозанятости граждан, должны учитываться организациями в составе доходов организаций, облагаемых налогом на прибыль организаций (в составе доходов индивидуальных предпринимателей, облагаемых налогом на доходы физических лиц), либо в составе доходов, облагаемых налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) или единым сельскохозяйственным налогом (далее - ЕСХН).

Порядок признания доходов по данной субсидии установлен Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьями 223, 271, 346.17, 346.5 Кодекса для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, УСН и ЕСХН, суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Из анализа содержания указанных норм Кодекса следует, что налоговая база при определенных условиях не будет увеличиваться на сумму полученной субсидии.

В то же время в письмах Минфина России от 05.03.2011 N 03-03-06/1/124 и от 02.08.2011 N 03-11-11/203 разъяснено, что налогоплательщики, осуществляющие единственный вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД, не вправе уменьшать полученные из бюджета субсидии (не связанные с возмещением недополученных доходов) на сумму расходов, связанных с приобретением за счет этих субсидий товаров (работ, услуг) либо объектов основных средств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с тем, что они не осуществляют расходов в рамках общего режима налогообложения.

Из этого следует, что налогоплательщики, осуществляющие единственный вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД, или наряду с ЕНВД, применяющие другие режимы налогообложения, но получившие субсидию на содействие самозанятости безработных граждан в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, должны облагать налогом сумму полученной субсидии в полном объеме.

По мнению налогоплательщиков ЕНВД, в сложившейся ситуации они поставлены в неравные условия с налогоплательщиками, занимающимися видами деятельности, не подпадающими под ЕНВД, что приводит к спорным и конфликтным ситуациям.

Кроме того, арбитражная практика по данному вопросу складывается не в пользу налоговых органов (Постановление ФАС ЗСО от 29.09.2011 по делу N А67-74/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.03.2012 N ВАС-654/12) и Постановление ФАС ЗСО от 08.11.2011 по делу N А67-308/2011).

При этом суды отмечают, что получение налогоплательщиком субсидии из соответствующего бюджета само по себе не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в результате которой имелись бы основания для применения общей системы налогообложения, поскольку оно (получение субсидии) обеспечивает осуществление определенного вида деятельности налогоплательщика, подлежащей налогообложению ЕНВД.

Исходя из положений статьи 41, пункта 24 статьи 217, пунктов 4, 7 статьи 346.26 Кодекса и принимая во внимание разъяснения Минфина России, изложенные в письмах от 07.09.2010 N 03-11-11/233, от 23.09.2010 N 03-11-11/250, от 26.04.2010 N 03-11-11/117, от 27.07.2010 N 03-11-09/65, суды приходят к выводу, что полученные налогоплательщиками ЕНВД субсидии на развитие предпринимательской деятельности не подлежат обложению ни по общеустановленной системе налогообложения, ни по иному режиму налогообложения, поскольку ее получение прямо связано с осуществлением деятельности, облагаемой ЕНВД.

Учитывая изложенное, ФНС России просит еще раз вернуться к рассмотрению вопроса о налогообложении субсидий, получаемых налогоплательщиками ЕНВД, не осуществляющими иных видов деятельности, не подпадающих под данный режим налогообложения, а также вопроса о правомерности включения в состав расходов затрат, произведенных налогоплательщиками ЕНВД за счет субсидий, полученных, в частности, и на содействие самозанятости безработных граждан, с учетом Определения ВАС РФ от 20.03.2012 N ВАС-654/12.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.В.Егоров



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»