от 13 ноября 2012 года
Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации (ОП 1-2012)
О применении Международных стандартов финансовой отчетности
Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности, образованная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 148, обобщила опыт применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на территории Российской Федерации и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 38 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" по всем суммам, отраженным в финансовой отчетности, должна раскрываться сравнительная информация за предыдущий период, за исключением случаев, когда МСФО допускает или требует иное.
В соответствии с пунктом 21 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" финансовая отчетность организации, впервые подготовленная по МСФО, должна включать, по крайней мере, три отчета о финансовом положении, два отчета о совокупном доходе (если таковые представляются), два отчета о движении денежных средств, два отчета об изменениях в капитале и соответствующие примечания, включая сравнительную информацию. Согласно пункту 6 МСФО (IFRS) 1 организация должна подготовить и представить начальный отчет о финансовом положении по МСФО на начало самого раннего периода, для которого организация представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО.
Таким образом, при составлении консолидированной финансовой отчетности за 2012 год организация, в том числе впервые подготавливающая консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должна представить сравнительную информацию, как минимум, за один предшествующий период, т.е. за 2011 год, и составить вступительный баланс на 1 января 2011 года (31 декабря 2010 года).
При составлении указанного вступительного баланса организация может (а в ряде случаев - должна) применить исключения из ретроспективного применения, предусмотренные МСФО (IFRS) 1, если она составляет отчетность по МСФО впервые. Условия, при выполнении которых организация считается составляющей финансовую отчетность по МСФО впервые, установлены МСФО (IFRS) 1.
В соответствии с пунктом 16 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" организация, финансовая отчетность которой соответствует МСФО, должна сделать четкое и безоговорочное заявление о таком соответствии в примечаниях к финансовой отчетности; не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, если она не соответствует всем требованиям МСФО.
Согласно подпункту "b" пункта 4 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" отчетность, составленная по национальным требованиям, в отношении которой сделано четкое и безоговорочное заявление о соответствии ее МСФО, рассматривается как составленная по МСФО. Иначе, организация может сделать четкое и безоговорочное заявление о соответствии ее консолидированной финансовой отчетности МСФО, даже если эта отчетность составлена по иным стандартам, но при этом соответствует всем требованиям МСФО.
В связи с этим при соответствии консолидированной финансовой отчетности организации всем требованиям МСФО заявление организации о таком соответствии должно содержать указание непосредственно на МСФО. В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО, то организация не может сделать заявление о соответствии ее консолидированной финансовой отчетности МСФО.
В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО в силу того, что документы МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации, отличаются от МСФО, принятых Фондом МСФО, то заявление о соответствии этой отчетности МСФО должно содержать указание на МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации.
Аналогичные указания следует применять при составлении аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности.
Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" не содержит требования к определению отчетного года для составления консолидированной финансовой отчетности.
МСФО, в соответствии с которыми составляется консолидированная финансовая отчетность, устанавливают продолжительность отчетного периода (1 год), но не содержат требования к определению отчетного года.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами. Согласно этому Федеральному закону отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Таким образом, для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности", отчетным годом является календарный год.
Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности за период, отличный от календарного года, наряду с консолидированной финансовой отчетностью за календарный год.
Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" не содержит требования к валюте представления консолидированной финансовой отчетности.
МСФО, в соответствии с которыми составляется консолидированная финансовая отчетность, устанавливают понятие валюты представления отчетности, но не содержат требования к ее определению.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами. Согласно этому Федеральному закону бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.
Таким образом, валютой представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности", является валюта Российской Федерации.
Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности в иностранной валюте наряду с консолидированной финансовой отчетностью в валюте Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" в случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 указанной статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента.
Таким образом, организация в указанных случаях должна составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. При этом обязанность составлять консолидированную финансовую отчетность возникает в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Исходя из пункта 10 МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" при соблюдении ряда условий организации освобождаются от составления консолидированной отчетности и составляют вместо нее отдельную отчетность. Этим условиям при определенных обстоятельствах могут соответствовать организации, упомянутые в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности".
Указанное положение МСФО (IAS) 27, по существу, не устанавливает какие-либо требования к отчетности организации. Оно лишь определяет круг субъектов, составляющих консолидированную финансовую отчетность. Вместе с тем круг субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, установлен Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности" и не может изменяться положениями МСФО.
Федеральные законы "О консолидированной финансовой отчетности", "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности" не содержат каких-либо специальных требований к проведению аудита консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторским организациям, проводящим такой аудит, и к аудиторам, участвующим в нем. В связи с этим аудит консолидированной финансовой отчетности должен проводиться в общем порядке с соблюдением тех же стандартов, правил, процедур и требований, что и аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
При этом аудит консолидированной финансовой отчетности организации, впервые применившей МСФО, проводится в отношении всей указанной отчетности в целом, включая сравнительную информацию (в том числе вступительный баланс).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" международный стандарт бухгалтерского учета - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.
В настоящее время обычаем в международном деловом обороте является применение помимо МСФО национальных стандартов бухгалтерского учета США (US GAAP).
Таким образом, в целях статьи 8 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" под иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами следует понимать национальные стандарты бухгалтерского учета США (US GAAP).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. При этом исходя из Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" под руководителем организации понимается руководитель той организации, которая составляет консолидированную финансовую отчетность.
Вместе с тем Федеральный закон не ограничивает возможности подписания консолидированной финансовой отчетности другими уполномоченными лицами наряду с руководителем организации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит требования об утверждении консолидированной финансовой отчетности собранием акционеров или аналогичным органом в организациях других организационно-правовых форм.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минфина России
www.minfin.ru
по состоянию на 28.11.2012